Сейчас в развитых странах дети, например, с синдромом гиперактивности и пониженной способности к концентрации внимания становятся реальной проблемой. На исследования причин развития и путей лечения (в основном медикаментозного) этого заболевания выделяются огромные средства. В научных журналах публикуется большое количество статей по этой проблеме. Найден ген, с которым связан этот синдром.

Наблюдая всё это, мне хочется сказать: "Пардон, господа, а где же были эти гиперактивные дети 20-30 лет назад? Не появился же этот ген в геноме человека в последнее время? Конечно, он был, но не работал так активно почему-то.

Синдром гиперактивности имеет прежде всего социальную природу. Просто мы удаляем от наших младенцев факторы, развивающие их тормозную систему. Не надо платить миллионы фармацевтическим компаниям за таблетки, тормозящие наших детей в возрасте от 5-6 лет. Просто заранее не пользуйтесь памперсами.

Мы платим одним компаниям, производящим памперсы, чтобы наш младенец поменьше нас обременял. Потом мы платим другим компаниям за медикаменты, чтобы с ребёнком в принципе можно было существовать под одной крышей.

Первый год жизни в памперсах может привести к нескольким, если не многим, годам волнений, терзаний, беготне по специалистам, нервотрёпке в связи проблемами в школе. Нам кажется, что мы стали такими умными, что можем обмануть свою природу и физиологию. На деле оказывается, что немного погодя по счетам придётся платить в гораздо больших размерах.

Памперсы – зло гораздо более страшное, чем алкоголь, никотин и наркотики, потому что это зло действует скрыто и его разрушительные последствия проявляются спустя много лет.

Вред памперса – это вред абсолютного комфорта. Известный американский учёный, профессор В.Дененберг ещё в 60-х проделал эксперименты, которые дали начало большому исследованию, определившему ход всей его карьеры и не только его. Он взял новорожденных крысят у матери и положил их на три минуты в другую чистую клетку на опилки, а потом обратно под мать. Так он делал несколько дней подряд.

Когда эти крысята выросли, они были всесторонне исследованы. Оказалось, что они обучались лучше, чем обычные крысята, которых никто не трогал. Они были более подвижны в поведенческих тестах, у них был ниже уровень тревожности, они оказались более устойчивы к стрессу. У них при сканировании мозга выявили массу интересных моментов, говоривших о более развитом мозге. Например, у них был достоверно толще корпус каллозум за счёт большего числа нервных волокон. Это основная комиссура, соединяющая правое и левое полушарие. Это говорит о более мощной коммуникации двух половин мозга у этих крыс.

Дененберг назвал обнаруженный феномен "early experience", что значит "ранний опыт". Ложка хороша именно к обеду. Подросшие животные уже не ускоряют своё развитие столь существенно в ответ на дополнительную стимуляцию.

Сейчас опубликована масса работ, просто огромное количество исследований на разных животных и людях, в которых изучаются эффекты стресса в раннем онтогенезе на здоровье и развитие организма. Вывод один: большой стресс плох так же, как и его недостаток. Небольшой стресс - двигатель развития.

Но что меня впечатляет в исследованиях Дененберга больше всего, это то, что крысы передают полученный положительный стимул последующим поколениям в виде социальной, негенетической наследственности. Если дать возможность дененберговским крысам размножиться и не трогать их детёнышей, то эти детёныши, став взрослыми, оказываются такими же "продвинутыми", как и их родители, по сравнению с крысятами, которых не трогали ни в каком поколении. И внуки тоже оказываются "продвинутыми", потому что матери, испытавшие этот лёгкий стресс во младенчестве, достоверно больше вылизывают и переворачивают лапами своих малышей, моделируя тем самым тот импульс к развитию, который они получили сами. И их дети вырастают и делают то же самое, и так далее.

На мой взгляд - это потрясающе. Ведь это всё происходит неосознанно, автоматическая саморегуляция на популяционном уровне. Даёт корни и поддерживается то, что обеспечивает выигрыш, а именно – тот уровень стресса, который и нужен.

Вся наша деятельность, включая умственную, поведенческую и работу внутренних органов тела, происходит благодаря регулирующей функции нервной системы и балансу между двумя видами нервных процессов: возбуждения и торможения. Причём торможение - это активный процесс, который происходит в нервной системе с затратой энергии и направлен на предотвращение возбуждения. Существуют активирующие системы в мозге и тормозящие.

Известно, что при рождении у ребёнка развита возбуждающая система, а тормозная не развита. Она развивается со временем и при определённых обстоятельствах, а именно, когда организм сталкивается с проблемами. Тогда нужно притормозить другие виды деятельности и сконцентрироваться на возникшем неудобстве.

Если удалить по возможности все потенциальные неудобства, то ребёнок лишается возможности развивать свою тормозную систему, а вместе с этим отстают и психические функции основанные на торможении, включая концентрацию и внимание, а также восприятие социальных требований и правил, ограничение своего эго. Вот вам и предрасположенность к развитию симптомов аутизма.

Период мокрых пелёнок заложен природой в развитие ребёнка. Памперсы облегчают жизнь родителей, а не детей. Не стоит решать проблемы своей слабости или лени или облегчать себе жизнь за счёт интересов ребёнка. Причём в конечном итоге родители ни в чем не выигрывают. Просто последствия этой огромной ошибки родителей значительно отодвинуты во времени.

Мои аргументы.

  1. Без памперсов ребёнка переодевают, в среднем, 25 раз в день, а поначалу, пожалуй, и больше. (Обратите внимание – чем меньше ребёнок, тем чаще его надо переодевать! Это же просто "ранний опыт" по Дененбергу.) Каждое переодевание - это контакт с матерью, это манипуляции, которые проделывает мать с ребёнком своими любящими руками, это маленький сеанс массажа, зарядки и закаливания. Это труд, которым природа обязывает мать.
    Если нет памперса, и ребёнок мокрый, то обычная нормальная мать, независимо от своего уровня образования, проделает всё это с ребёнком в любом случае, чем бы она ни была занята. Система работает автоматически. Ей и думать не надо ни о каком "раннем опыте". Памперс позволяет ей лишить ребёнка этой возможности. Наряду с кормлением переодевание мокрого ребёнка – это средство укрепления связи мать и дитя.
  2. Мокрые пелёнки стимулируют у ребёнка развитие инициативы. Это именно тот первый и незаменимый стимул, который приводит к активности нейроны фронтальной коры, базы ассоциативного мышления и воли. Мокрые пелёнки - это практически единственный доступный новорожденному ребёнку рычаг, с помощью которого он сам может управлять поведением матери. По крику внимательная мать быстро научится распознавать, что её зовут именно сменить пелёнку, а не для чего-нибудь другого. Это первый урок коммуникации. Это первый урок здоровой инициативы. Потом ребенок найдет и другие рычаги, например, криком можно заставить мать не спускать его с рук, но это придёт позже. В памперсе он не чувствует дискомфорта сырости, и инициатива полностью принадлежит матери. Это она помнит, что пора бы заглянуть...
  3. Сухая одежда гораздо гигиеничнее любого памперса. Даже в самом гигроскопичном памперсе влажность гораздо выше, чем в сухом белье. В памперсах у детей выше процент грибковых заболеваний ануса, ягодиц и гениталий. Я делаю этот вывод из собственных наблюдений. Здесь, в Дании, где памперсами пользуются абсолютно все, я часто слышала от знакомых мамаш жалобы по поводу грибка на попе младенца. Для меня это было новостью: я никогда не сталкивалась с этой проблемой со своими тремя детьми, которые росли без памперсов, а также никогда не слышала об этом от других русских мамаш моего поколения, которые не знали о памперсах.
    Особенно вредны памперсы для мальчиков. В памперсе создаётся парниковый эффект с незначительным локальным повышением температуры хронически. Семенники у мужчин вынесены за пределы тела потому, что им нужна температура ниже 36,6?. Парниковый эффект памперсов приводит к замедлению полового созревания у мальчиков и расстройству половой функции во взрослом возрасте (это я слышала из выступления одного врача по российскому телевидению).
  4. Памперс ограничивает движения ребёнка, что бы там ни говорили. Мой Коля рос без памперсов. Я ими пользовалась, только когда мы гуляли в холодную погоду или в случае длительной поездки в общественном транспорте. При этом я могла легко заметить, как изменяются его движения, когда на нём памперс. В памперсе он был заметно более неуклюжим.
  5. Без памперса ребёнок быстро сам начинает контролировать свои рефлексы. Стоит ли объяснять, что значит это для развития мозга новорожденного! Можно привести количество мокрого белья к впечатляющему минимуму!

Коля какал в штаны несколько раз в своей жизни. Последний раз он это сделал в возрасте 1 год 2 месяца по причине расстройства желудка. Он обычный ребёнок, ничего гениального. Просто с первых дней жизни он научился оправляться в раковину в туалете, куда я его для этого приносила. Я научилась этому из книжки учителей Никитиных "Мы и наши дети". Детей у них было 7. Система сработала на всех, а также на всех моих детях и внуках.

Все просто. Без памперсов мать моментально видит, что пеленка мокрая, и сразу переодевает. Если последить за этим несколько дней, то можно заметить, что ребёнок писает и какает не беспорядочно, а с определённым ритмом. Обычно через минут 15-20 после кормления это начинается и продолжается 4-5 раз (с возрастом частота снижается) с определенным временным интервалом. В голове у матери возникают часы, которые подсказывают ей, когда он должен это сделать. Если в это время подержать его над тазом или над раковиной, сочетая позу со звуком, например, "псссс", он сделает это туда, а не в штанишки.

Плюс еще один положительный момент: регулярное пребывание в этой полувертикальной позе способствует развитию шейных мышц. Ребёнок начнёт раньше держать головку и использовать повороты головы для улучшения зрительной ориентации. С Колей у меня это получилось лучше, чем с первыми двумя детьми, потому что наша комната была в 3-х метрах от туалета. Более того, над раковиной в туалете была стеклянная полочка с разными красивыми баночками и бутылочками, лампа и зеркало. Коля обратил на всё это внимание уже в первые дни жизни. Он полюбил это место и с удовольствием сочетал опорожнение кишечника и мочевого пузыря с разглядыванием себя в зеркале и пестрых предметов на полке.

Ребёнок быстро смекает, что сырости можно избежать. Он начинает подавать матери сигналы до того, как стало мокро. Он даже начинает удерживаться в ожидании, пока его разденут. Даже если ребёнок заигрался и забыл позвать мать, её внутренние "часы" подскажут ей, когда его "высаживать". Ребенок понимает, что от него требуется и, как правило, не разочаровывает родителей. Как сказал муж моей дочери об их младенце: "Даже если и не хочет, то выдавит". Хотя бывают и случаи плохого настроения, когда малыш может целый день делать "все на зло".

У Коли был рефлекс "третьего порядка". Он понял, что в жизни бывают моменты, когда мама не снимает с него штанишки для отправления нужды, какие бы сигналы он ни подавал. Это когда его укутывают в одеяло, кладут в коляску и везут на прогулку, садятся в вагон поезда или в автобус. Коля чётко связал этот момент с памперсом: ситуации вроде бы разные, но памперс одевают всегда. Он не писал в памперс, он терпел. Я многократно наблюдала, что, например, после прогулки около часа и более, когда я приносила его домой и раздевала, памперс был сухой. Но стоило только его раскрыть, оттуда ударяла струя метровой высоты.

Здесь, в Дании, дети трёхлетнего возраста, которые бегают и разговаривают, всё ещё ходят в памперсах. Значит, они ещё не могут контролировать свои рефлексы. В этом возрасте их только начинают учить пользоваться туалетом или горшком. Встречаются дети, которые и в пять лет ходят в памперсах. Они уже сами могут их сменить, после того как "вытекает или выпадает в штаны".

А что? Фирма готова предложить подходящий товар - памперсы "Up and go", что значит "вставай и иди". Это для больших детей. Родители не утруждают себя необходимостью учить своего ребёнка, ведь переход от памперса к горшку не происходит мгновенно. Обязательно наступает период, когда появляется дополнительная нагрузка, как психическая, так и физическая.

Подводя итог, можно сказать, что памперс удерживает ребёнка в состоянии овоща. Отсутствие памперсов разнообразит жизнь ребёнка, развивает формы его взаимоотношений с родителями, способствует развитию его тела и мозга, активности, коммуникативности и индивидуальности, делает его живым мыслящим существом. Причем это как раз и есть его естественное состояние, то, что и должно быть. Природа не изобретала гигроскопичных подгузников.

Не навреди!

Второй фактор, тормозящий развитие детей раннего возраста - это соска-пустышка. Здесь в Дании поголовно все дети не вынимают их изо рта до трёх лет, а некоторые и до пяти.

У детей в возрасте до года есть потребность сосания и стойкий сосательный рефлекс. В этот период орган вкуса также является одним из ведущих информационных каналов, помогающих малышу познавать окружающий мир. Поэтому, если сунуть соску-пустышку ему в рот, то с большой вероятностью она будет благосклонно принята.

Сосательный рефлекс связан с важнейшим для младенца делом - питанием, т.е. с самой жизнью, поэтому он настолько важен, что выигрывает в конкуренции с другими рефлексами. И если ребёнок беспокоится по какому-либо поводу, то соска во рту может полностью завладеть его вниманием и беспокойство прекратится. Матери во все времена умели этим пользоваться, чтобы получить время для себя или для других дел.

Действительно это хорошее подспорье, помогающее беспокойному ребёнку заснуть. Соска переключает внимание малыша с окружающих предметов на внутренние приятные ощущения. Именно поэтому ему не надо её давать, когда он активно бодрствует, потому что это время предназначено для исследования мира вокруг, развития движений и коммуникации.

Дети играют звуками – гулят. Это не просто игры. Это важный этап в развитии речи. Поэтому рот ребёнка должен быть свободен. Бесконечное сосание не только тормозит доречевую подготовительную гимнастику мышц, участвующих в дальнейшем в речи, отвлекает ребёнка от познавательной деятельности и двигательной активности, но и развивает предрасположенность к любого вида зависимости, как алкоголизм, наркомания, еда, азартные игры и т.д.

Само по себе бесконечное сосание, не связанное с какой-либо физиологической необходимостью, например с голодом, это и есть первая дурная привычка и первая зависимость. Любой вид зависимости имеет специфические и неспецифические механизмы.

Например, у людей с пристрастием к еде центр голода, расположенный в структуре мозга, называемой гипоталамусом, постоянно находится в возбуждённом состоянии. Такие люди не могут перестать есть. Их жизнь превращается в бесконечный процесс еды. Приостановка поглощения пищи вызывает у них чувство дискомфорта и страдания. Они переходят рубеж 200 кг живого веса и превращаются в лежачих инвалидов, однако продолжают расти. Без серьёзной медицинской помощи такие люди не могут жить.

У людей с наркотической или алкогольной зависимостью вырабатывается химическая зависимость от определённого вещества, к которому в мозге есть специфические рецепторы, чтобы его связывать. Недавно были обнаружены области коры, которые находятся в повышенной активности у людей с любого вида зависимостью, будь то алкоголизм, наркотик или еда. Это значит, что зависимость любого вида повышает предрасположенность человека к развитию других пристрастий.

Было бы интересно провести исследование, в каком состоянии пребывают неспецифические центры удовольствия в коре детей, привязанных к соске-пустышке и сравнить их с детьми без этой привязанности. Можно было бы подсчитать, сколько людей были привязаны к соске в раннем детстве в группе наркоманов и в контрольной группе субъектов, не имеющих пагубных пристрастий.

Когда у ребёнка появляются зубы, многочасовое сосание способствует развитию неправильного прикуса.

Здесь, в Дании, фирмы, производящие соски для младенцев, подняли качество продукции на уровень искусства. Соски выглядят так, что и сам бы попробовал... Мамочки умиляются, глядя на своих малышей с этими очаровательными сосками во рту. Даже спокойным детям суют в рот соску только потому, что так все делают, потому что малыш с красивой соской во рту смотрится милее. Они закрывают ребёнку оба отверстия, приносящие беспокойства, и могут жить да радоваться. Только пословица наша гласит: хорошо то, что хорошо кончается.

Не навреди. Часть II

Larissa Breusch, inn@mail.wplus.net.