Отзыв на статью Рыжовой Л.Ю. (Larissa Breusch) "Не навреди"

См. Часть I и Часть II

В современном мире организм человека подвержен действию огромного количества неблагоприятных факторов среды, приводящих естественным образом к ухудшению физического и психического здоровья, что подтверждается статистикой увеличения целого ряда заболеваний, становящихся настоящей угрозой состоянию общества.

Патологии, возникающие у детей, в частности органические поражения структур мозга, обозначаемые как энцефалопатии, обусловлены во многом состоянием здоровья родителей и условиями внутриутробного развития ребенка, и естественно требуют особого подхода к уходу за ребенком, к его воспитанию, требуют выдержки и спокойствия со стороны родителей, поскольку эти дети часто бывают либо слишком активными, либо, напротив, вялыми, и то, и другое доставляет родителям немало хлопот . Это одна проблема.

Другая проблема заключается в том, что здоровые дети, оказывающиеся в суровых условиях современного общества, вынуждены адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам. Учитывая, что существуют индивидуальные особенности нервных процессов, эти приспособления, проявляющиеся на поведенческом уровне, в конечном итоге не всегда оказываются "удобными" для взрослых. И, наконец, появление огромного количества средств, облегчающих жизнь родителей, имеющих маленького ребенка, тормозит развитие некоторых умений и навыков ребенка. Об этом и идет речь в статье Л.Ю. Рыжовой "Не навреди".

Автор статьи совершенно справедливо указывает на неблагоприятные последствия злоупотребления современными средствами гигиены ребенка и использования соски как способа быстрого успокоения младенцев. Но в связи с этим хочется отметить тот факт, что многие дети сами отказываются от соски (выплевывают ее), не желая использовать данный природой сосательный рефлекс впустую, не получая при этом пищи. Эти дети быстрее отказываются от разного рода рожков и бутылочек при кормлении и приучаются к использованию ложки при еде.

В то же время дети, в основном, с повышенным уровнем тревожности, при отсутствии соски находят замещение этому средству успокоения, начинают сосать палец или что-либо другое, все равно находя способ удовлетворения необходимой потребности. И борьба с этим со стороны родителей не всегда оказывается полезной для психики ребенка. Так что, здесь уместно вспомнить поговорку: " все хорошо в меру".

В последнее время в прессе появляется все больше публикаций врачей о вреде памперсов, подтверждающих точку зрения автора. Но Л.Ю.Рыжова идет дальше и вскрывает те физиологические механизмы в раннем развитии ребенка, которые опровергают необходимость частого использования именно этих средств гигиены, вызывающих задержку формирования гигиенических навыков у ребенка и ограничивающих контакт с матерью, что в конечном итоге может привести к обеднению эмоциональной сферы ребенка.

В статье Л.Ю. приводит интересные факты и наблюдения из своего опыта воспитания троих детей, что делает ее рассуждения как физиолога еще более убедительными. Формирование определенных навыков у ребенка приурочено к соответствующему периоду онтогенеза, и если пропустить этот период, будет более сложно выработать эти навыки. Чем дольше ребенок находится в памперсе, тем позднее осознает предназначение соответствующих органов.

Кроме того, частое использование памперсов, наряду с возможными отклонениями в половом созревании за счет "парникового эффекта", действует и на психику ребенка. Не здесь ли вместе с другими факторами стоит искать причины появления отклонений в половом поведении, переориентации пола, маниакальных состояний у выросших активных пользователей памперсов? Небезопасны для здоровья малышей и разного рода ароматические добавки, приводящие к развитию аллергических реакций.

Индустрия по производству памперсов и других атрибутов ухода за малышами хорошо развита и продолжает активно внедрять новые товары, рекламируя их повсеместно. И вряд ли удастся как-то бороться с этим и ограничить их пропаганду. Но возможно, именно выступления и публикации врачей и ученых позволят разъяснить молодым родителям, что истинно, что ложно, и каждый из них сможет самостоятельно выбрать тот оптимальный путь, который позволит вырастить и воспитать здоровых детей.

Главный научный сотрудник лаб.генетики
ВНД Ин-та физиологии им.И.П.Павлова РАН
д.б.н., проф. Н.Г. Лопатина,
Старшие научные сотрудники лаб.генетики
ВНД Ин-та физиологии им.И.П.Павлова РАН
к.б.н. Н.А.Дюжикова, к.б.н. Н.В.Ширяева.