Содержание:

"Не ходите, дети, в Африку гулять..." — предупреждал добрый сказочник Чуковский, но запретное всегда самое притягательное, в том числе потому, что запретно. Поэтому мне тоже захотелось попробовать экзотического "фрукта" под названием Африка.

Она, эта самая Африка, конечно, очень большая, но для традиционного туриста, не экстремала, основная ее часть "закрыта" не какими-то детскими предупреждениями о живущих там гориллах, злых крокодилах и иных недружелюбных представителях фауны, а вполне взрослыми потенциальными проблемами, перед которыми пасует даже гипертрофированное любопытство и тяга к запретному. Поэтому страны южной и экваториальной Африки были сразу исключены из списка возможных мест, которые я желала бы осчастливить своим посещением. Впрочем, выбор не отличался вычурностью и метался всего лишь между Египтом и Тунисом. Как всегда, победила дружба, и фишка легла на Тунис.

К содержанию

Отель

Отель назывался "Мехари Хаммамет" 5* (хотя местные всегда поправляли — "Михери"). Отель очень понравился! Обслуживание, уборка, отношение — просто замечательное. Море находится через автомобильную дорогу от отеля, однако дискомфорта никакого — идти всего метров 50, автодорога только так называется, так как интенсивность движения не позволяет причислить ее к этой разновидности путей сообщения — раз в полчаса прокатит такси и периодически курсирует гужевой транспорт (отдыхающих развлекают конно-упряжными катаниями). По сравнению с Садовым кольцом это вообще мертвая дорога. На пляже понатыкано солнцезащитных грибов, под которыми располагают шезлонги.

Однако, несмотря на очень положительное ощущения, хочется добавить немного "дегтя" в эту "ложку меда", то есть пройтись немного по нюансам. Отельные полотенца (пляжные выдаются бесплатно, отличаются по цвету и меняются, когда тебе вздумается) меняются ежедневно, но система этой замены так и осталась не постигнутой нами до конца отдыха (2 недель для этого явно недостаточно) — весь набор полотенец (для лица, для ног, банные) забирается служащим из номера с утра (пока народ предается чревоугодию на завтраке — тонкий ход отельного менеджмента) — и тишина, никакого тебе чейнджа.

Первые два дня из-за этого, придя к обеду с пляжа, мы долго бродили в недоумении и морской соли по номеру, гадая, когда же принесут свежие полотенца и можно будет отправляться в душ, не мучая себя процессом обсыхания естественным путем. Даже мелькнула преступная мысль схоронить бесценные полотенца от служебного "хищения", например, в своих чемоданах. Но по здравому размышлению мы отказались от такого способа сохранения полотенечного суверенитета в надежде найти менее криминальный вариант выхода из ситуации (иди потом, объясняй, почему и зачем ты заховал казенное имущество в собственный чемодан. Не иначе как с целью незаконного перемещения за границы территории. И все, привет, по закону шариата санкция может быть какой угодно, вплоть до...).

Кстати, в эти дни полотенец мы так и не могли дождаться, а целенаправленно "погуляв" немного по этажам отеля, как бы случайно встречали горничную с огромной тележкой, груженой всякой всячиной для комфортной жизни обитателей отеля — туалетной бумагой, салфетками, шампунями и (невероятное везение!) со свежими полотенцами. Слово "towel" и недвусмысленные жесты делали свое дело, и мы становились счастливыми однодневными обладателями махровых кусочков ткани. После двух-трех таких сцен полотенца стали меняться без нашего участия — может, горничные уразумели странную привычку этих russian вытираться полотенцами, а может, устали ежедневно обозревать наши фейсы с ищущими выражениями на них, а может, это была такая проверка "на вшивость" — вдруг мы сможем обойтись вообще без полотенец (а какая экономия!), удовлетворившись профицитом туалетной бумаги, благо ее ставили по три рулона. Версий полотенечной истории выдвигалось нами множество — например, мы предположили, что, возможно, забирает полотенца Иванов, а новые приносит Петров, но из-за нескорректированности их действий или нерадивости Петрова вторая часть "марлезонского балета" явно отстает по времени от первой части.

Но по "гамбургскому счету" сервис отеля вполне на высоте, убираются на совесть, служащие вообще целый день где-то что-то драят. В инете были отзывы наших туристов, которые с огорчением констатировали отсутствие какого-либо намека на сервис без валютного допинга, то есть чаевых. В нашем отеле работали, по-моему, исключительно ударники социалистического труда, для которых дело важнее каких-то там пошлых денег, а совесть — стимул гораздо более мощный, чем финансовые подачки. Дело доходило до неприличия — оставленные для обслуги чаевые этими саботажниками просто игнорировались! Ни в какие ворота, хоть жалобу пиши в местком коллективную.

К содержанию

Питание

Теперь относительно питательного процесса. Многочисленные откликающиеся уже писали, что по гастрономической части сравнение турецкого пятизвездочного AII и египетского или тунисского Allа не добавляет последним респектов. Грубо говоря, кормят в Африке хуже, чем на юго-востоке европейского континента. Увы, это так! Впрочем, качество неплохое, продукты используются свежие и разнообразные. Допустим, мясо присутствовало во всех вариантах, включая даже ненавистный каждому мусульманину свиной вариант (правда, на такое самопожертвование, как приготовление свинятины, кухня отеля смогла пойти только один раз за 2 недели), но остальные мясные блюда (говядина, баранина, птица) по пятибалльной шкале тянут на твердую четверку. Холодные закуски тоже вполне качественные, сыр в ассортименте неплох, колбасы не пробовала, но и так понятно, что не "Брауншвейгская" Черкизовского МПК.

Пару раз готовились свежие морепродукты, но за ними выстраивалась такая хвостатая очередь из жаждущих с тарелками в руках, что это начинало напоминать сцену времен Великой Отечественной войны. В таком сценарии аппетит на морепродукты пропадает мгновенно. Лично у меня.

Отдельного респекта и твердой пятерки, даже с плюсом, заслуживает всевозможная выпечка, которая готовилась в обширном ассортименте и отличалась исключительной свежестью. Особенно кондитерам удавались пончики, которые в далекие советские времена назывались Московскими, были удивительно хороши и теперь ностальгически пахнут детством. Здесь их подают с разными сладкими добавками — халвой, повидлом, вареньем (фиговое — полный восторг! Ударение на первом слоге...), сахарной пудрой. С грустью и отчаянием вынуждена отметить, что такая пончиковая диета нанесла сокрушительный удар по моей и без того сомнительной стройности. Нынче она в стадии реанимации.

К содержанию

Окрестности

Курортная зона, в которой находился отель, называется Ясмин и расположена примерно в ста километрах от города Монастир (аэропорт) и примерно в 5 километрах от Хаммамета (кстати, наименование этого города происходит от слова "хамам", обозначающего гигиеническую процедуру помывки тела в неком восточном варианте русской бани; таким образом, название города переводится, примерно, как "Банное" — романтично до слез).

Населенный пункт состоит сплошь из отелей — это показали ежевечерние краеведческие самостийные экскурсии, которые не выявили ни одного жилого здания или сооружения, "неприкомандированного" к какому-нибудь отелю. Сразу замечу, что отдых наш попал на пресловутый праздник Рамадан. Хотя были инетчики, которые, попав на отдых в этот праздник, настоятельно советовали воздержаться от совмещения вашего отдыха и ихнего праздника, мы не ощутили никаких негативных изменений. Правда, в этот период по стране устанавливается тотальный сухой закон, то есть алкоголя нельзя найти даже в пивном варианте, даже в самых разгосударственных магазинах, а может, такая алкогольная ситуация у них всегда. Короче, периодическое ограничение касается только людей с явной алкогольной зависимостью, хотя можно и с собой привезти — это не возбраняется. Но поправлять здоровье в этом случае лучше в своем номере. А в остальном — ничего замечено не было. Впрочем, мы приехали уже в Рамадан, и сравнивать ситуацию вне Рамадана просто не могли.

К содержанию

Пляж

Особо оговорю пляжную тематику. Тут практически сплошные восторги. Был один отклик туристки, которая писала о кошмарной нехватке лежаков на территории пляжа, прикрепленной к отелю. Почти вся огроменная пляжная зона "нарезана" на "сотки" и роздана отелям. В итоге даже самый задрипанный отель на задворках и за задворками города имеет на пляже "свою" территорию, которая ограничивается "пограничными" полосатыми столбиками и разными по степени скромности транспарантами с наименованием отеля. Так вот, мы ощутили нехватку не лежаков, а, скорее, лежащих на них. Впрочем, объяснение тут предельно простое: первая половина октября — это фактически закрытие туристического сезона, что отражается на малой заселенности крупных отелей и полной незаселенности отелей помельче, которые в ночное время выглядят довольно устрашающе, как Летучие Голландцы — без малейшего огонька, без признаков жизни, пустые и мертвые, как будто после эпидемии бубонной чумы. Поэтому не смогу ни подтвердить, ни опровергнуть сетования туристки, страдавшей от дефицита лежаков.

Хотя какие могут быть проблемы с лежанием? Казенное полотенце в наличии — вот и ложись в песочек, который, кстати, услужливо примет любые ваши формы и габариты, в отличие от "костлявых" лежаков, так и старающихся создать жесткое неудобство какой-нибудь точке истосковавшегося по ультрафиолету тела. Однако даже если эта неприятность с лежаками и имела место в разгар сезона, все окупается великолепием моря. Теплое, чистое, в штиль прозрачности почти стеклянной, с белым песочком — короче, именины сердца.

К содержанию

Шопинг

Теперь о шопинге. Вы знаете, в чем заключается с точки зрения местного пипла самый большой грех иноверцев? Нет, не в том, что они кушают "грязных" поросюшек, пьют алкогольные напитки, ходят молиться не в мечеть. Нет, самый страшный грех заключается в отсутствии покупательского интереса. Каждый местный гражданин (а не гражданка!) совершеннолетнего возраста (малые дети и глубокие старики не в счет), если он не работает в отеле или при нем (допустим, рулит водными транспортными средствами или с помощью парашютно-канатного сооружения помогает туристам обоего пола осмотреть окрестности с высоты, которую сможет одолеть этот парашют с висящими под ним отдыхающими различной степени упитанности, а остальным загорающим, вынужденно обозревающим внушительные филе новоявленных Икаров, окончательно осознать пагубность пончиковой диеты, и если немедленно не броситься к тренажерам, то хотя бы в скоропостижном режиме расстаться с недохомяченной плюшкой), обязательно "трудится" в сфере торговли, торговли услугами (такси) и товарами.

Все населенные пункты, в которых мы успели отметиться, сплошь покрыты магазинами, магазинчиками, лавками и просто передвижными торговыми точками. Под такой точкой понимается этакий тунисский аналог русского коробейника, который с каким-то лотком бродит целыми днями вдоль пляжа, предлагая отдыхающим свои товары — сладости, бижутерию, фрукты, саженцы пальм. Поэтому, куда бы ты ни пошел, обязательно проходишь мимо торговых рядов. Или они проходят мимо тебя. Казалось бы, что тут страшного? Нужно — покупаешь, не нужно — бредешь дальше. Так-то это так, да не так. В римской мифологии было такое олицетворение злых сил — медуза Горгона, с которой бился, по-моему, Персей. Каждый, кто смотрел в лицо этой медузы, мгновенно окаменевал или с ним происходили еще какие-то летальные неприятности (я нюансов не помню, но точно — швах). Эта ассоциация пришла мне в голову потому, что по катастрофичности последствий в общем-то невинного действия процесс покупки в Тунисе ничем не отличается от мифологической драмы.

Если, проходя мимо торговых рядов, вы по московской привычке безнаказанно поглазеть (и только!) на товар, здесь, в этой стране развитого шопинга, кинете полглаза на продавца (а он, басурман, только делает вид, что флегматично перебирает четки, а сам блюдет зорче хищника) или его товары — тут вы и пали жертвой. У продавца будто включается внутренняя динамо-машина: еще секунду назад он сидел в полусонной позе, медитируя где-то глубоко внутри себя и не сообщаясь с внешним миром ни одним своим сосудом, и вдруг вы одним поворотом глаз выпустили из бутылки джина, причем джина недоброго.

''Не ходите, дети, в Африку гулять...'' Часть 2

Ирина, irisha666@inbox.ru.