Утром я, как обычно, усадила Олечку завтракать. По очереди предлагала дочке ложку каши, картофельного пюре, кусочек отварного мяса, яичко... Олечка упрямо крутила головой, отворачивалась, отталкивала ложку и недовольно хныкала. Разозлившись, я уже собралась прикрикнуть на нее, но, вовремя остановившись, задумалась...

Сразу хочу оговориться - эта статья не содержит советов, рецептов, рекомендаций. Скорее она, наоборот, обращена за советом к аудитории читателей.

Недавно нашла на сайте в разделе "Психология и воспитание детей от трех до семи лет" статью под названием "Пытка едой" (за 2001 год, очень интересная). Прочитав заголовок, сразу подумала: "Про меня, наверное, написано". И это правда - в детстве еда для меня была самой настоящей пыткой.

Сказать, что, будучи ребенком, я не отличалась хорошим аппетитом - не сказать ничего. Чего только не делали мои, в общем-то, мягкие и демократичные родители, для того, чтобы заставить меня поесть! И по-хорошему уговаривали, и не совсем по-хорошему. По крайней мере, в детстве я искренне считала, что не слушаться, плохо себя вести и плохо есть - явления примерно одного порядка.

Но дома еще были цветочки, ягодки начались, когда я пошла в детский сад. Ох, и приходилось мне выслушивать от воспитателей и нянечек во время завтраков, обедов и полдников! Только недавно вспомнились мне моменты, которым тогда, в детстве, я не придала значения, зато сейчас воспоминания о них повергли меня в настоящий шок. Например, после того, я с колоссальным трудом впихнула в себя ненавистный детсадовский обед, меня вырвало, и разгневанная нянечка, не стесняясь в выражениях, велела мне взять тряпку и вытереть за собой. Подобные эпизоды повторялись, и не раз.

Результат не заставил себя ждать - вскоре рвота у меня стала начинаться практически каждое утро по дороге в садик. Родители не могли понять, что со мной, предполагали, что это из-за того, что я с трудом адаптируюсь к детскому коллективу (хотя с этим у меня как раз проблем не было).

В общем, в садик я кое-как доходила, а в первом классе, когда утренние рвоты продолжались, родители решили показать меня гастроэнтерологу. Обследование показало наличие у меня целого "букета" заболеваний: печень, желудок, желчный пузырь... До сих пор неясно, что было первичным, а что вторичным: то ли из-за проблем с пищеварением у меня напрочь отсутствовал аппетит, то ли эти проблемы оказались результатом чрезмерного рвения меня накормить.

Впрочем, теперь это уже не имеет значения: к счастью, с возрастом "болячки" постепенно прошли. Единственное, что сохранилось по сей день - меня всегда тошнит от волнения, в особенности перед какими-либо ответственными, значимыми событиями. Меня очень часто рвало перед контрольными в школе, экзаменами в институте. Аналогичное наблюдалось накануне свадьбы и родов (роды были плановыми). Не знаю, связано ли как-то одно с другим, но во время беременности меня одолевал такой токсикоз, что врачи только руками разводили...

А ела я мало всегда, даже став взрослой. По-моему, нормальный аппетит у меня появился только после того, как я родила и начала кормить грудью. Хотя даже сейчас, когда мы садимся обедать, муж часто посмеивается надо мной, пародируя известную рекламу: "Желудок у Катюшки не больше наперстка". Даже сейчас я бы вряд ли осилила комплексный детсадовский обед, состоящий из первого, второго и компота...

К чему я это вспоминаю? Так вот, где-то перед поступлением в институт я с интересом читала книгу В.Леви "Нестандартный ребенок". Кормлению детей в книге была посвящена глава под названием "Великан с ложкой": именно так детский психотерапевт охарактеризовал родителя, заставляющего ребенка есть. Эта метафора мне очень запомнилась.

"Да уж, точнее не выразишься, - подумала я тогда, - "великан с ложкой", и все тут! Нет, своего ребенка я не буду заставлять есть никогда!"

Сказать, конечно, легко... Но, хотя моей дочке Олечке только на днях исполняется годик, уже заметно, что она, скорее всего, "малоежка", как и я: ест вяло, неохотно, очень маленькими порциями и далеко не все предложенные продукты.

Конечно, для себя я давным-давно сформулировала массу доводов против того, чтобы заставлять ребенка есть. Во-первых, это противоестественно: ни одно живое существо в природе не ест по принуждению и не принуждает к этому детенышей. Во-вторых, здоровый ребенок сам знает, когда и сколько ему есть: не съел сейчас, доест, когда проголодается. В-третьих, я не думаю, что малышу будет какая-то польза от продуктов, которые в него буквально впихнули. В-четвертых, это же все-таки насилие над личностью! И, в худшем случае, оно может привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам (как было в моем случае).

Все так, но... Ребенок, как правило, совсем не задумывается о том, что в его нелюбимом мясе и твороге содержатся белок, кальций и прочие необходимые для роста и развития микроэлементы. Ребенок можется заиграться и забыть о еде. Наконец, я пришла к выводу, что аксиома "не съел сейчас, доест позже" работает только в том случае, если аппетит у малыша, в принципе, хороший.

Как быть? Становиться для своего ребенка "великаном с ложкой", конечно, не хочется. Но еще меньше хочется, чтобы малыш терял в весе, страдал анемией и прочими заболеваниями. Пока я еще не сильно волнуюсь: у меня четкое убеждение, что до тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, голодная смерть ему не грозит. Но Олечка сосет грудь все реже и реже, и в ближайшее время мы планируем завершать ГВ. В общем, есть, над чем подумать...

Обратилась к литературе. У Е. Комаровского прочла фразу, над которой посмеялась от души: "Многие заботливые мамы рассуждает так: поел - хорошо, не поел - жить не стоит". "Да, - решила я. - Это бы маме моей в свое время почитать..."

- Детей нужно "пичкать!" - уверяла меня мама, глядя, как Олечка недовольно отталкивает протягиваемую мной ложку. - Ребенок ведь не всегда осознает, что хочет есть, но есть-то надо!

- Предлагаешь ее к стулу привязать? - уточнила я.

- Да нет, зачем? Нужно отвлекать, развлекать...

- Ага, театр перед ней устраивать... А теперь мысленно посади себя на ее место: тебе заговаривают зубы, и пользуясь моментом, когда ты открываешь рот, запихивают то, что ты терпеть не можешь!

Не найдя, что ответить, мама забирает у меня ложку и пытается сама накормить Олечку в надежде, что у нее это получится лучше. Ну, бабушка, что с нее возьмешь!

Другая бабушка, моя свекровь, до поры до времени придерживалась полярной точки зрения: "Ребенка не нужно заставлять есть, поест, когда захочет". Ха, наивная! Рассуждала она так потому, что ее сыночек, т.е. мой муж, никогда не страдал отсутствием аппетита: кого-кого, а его не нужно было ни заставлять, ни уговаривать, ни лишний раз предлагать. А теперь свекровь только вздыхает, глядя на мои попытки накормить малышку: "Олечка, надо кушать! Олечка, кушай, а то не вырастешь! Ну, давай за маму, за папу!" - в общем, стандартный репертуар.

Недавно были в гостях у наших знакомых.

- Что, плохо ест, говорят? - посочувствовала гостеприимная хозяйка. - Так надо заставлять! Ведь она же столько движется, ползает, учится ходить, представляешь, как много энергии расходует? Если девочка не будет есть, откуда силы возьмутся? Посмотри, какая она у тебя худенькая!

- Девушки должны быть стройными, - отшутилась я.

- Ой, а я как в свое время дочку есть заставляла! Когда она была в возрасте твоей Оли, я ее и на стол клала, и руки держала, и игрушками отвлекала, и целые представления устраивала!

"Ага, - я мысленно усмехнулась, - значит, для пользы дела концлагерь необходимо чередовать с театром".

Нет, я не утверждаю, что во время еды с ребенком совсем не следует общаться. Я, например, могу с Олечкой за едой ласково разговаривать, уговаривать "попробуй, как вкусно!", или рассказывать про сороку-воровку, которая "кашку варила, деток кормила". А вот устраивать театрализованные представления, или, отвлекая игрушкой, незаметно запихивать еду в рот - это, на мой взгляд, явный перебор. Тем более мои уговоры-разговоры на дочку не действуют никак: например, кефир и творожок она съест и так, без лишних слов, а чтобы скормить ей овощной суп или пюре, никакая "сорока-воровка" не поможет.

Кстати, моя мама рассказывала, что где-то в возрасте трех лет я категорически отказывалась садиться к столу без книжки "Три поросенка". Что ж, на мой взгляд, в том, чтобы почитать ребенку за едой книжку или рассказать сказку, нет особого криминала: уж лучше так, чем никак. Тем более, ни для кого не секрет, что и многие взрослые любят полистать за обедом книгу или журнал (сама я тоже из их числа).

Недавно снова разговорились на эту тему с мамой:

- Знаешь, я очень переживала из-за того, что ты так плохо ела! - призналась она. - Я просто впервые с таким столкнулась: все дети, с которыми мне приходилось иметь дело раньше - мои племянники, твой брат - отличались хорошим аппетитом. Да и потом, меня же бабушка воспитывала! А она мне с детства внушала: есть надо все, оставлять что-то на тарелке - величайший грех. А перебирать еду - это просто капризы и баловство.

- Ну, еще бы! - усмехнулась я. - Бабушка твоя войну пережила, голод, разве могла она рассуждать иначе?

Я задумалась: может быть, во многих семьях культ еды, стремление во что бы то ни стало накормить дитя - это особенность нашего менталитета, как отголосок голодных военных лет?

Вспомнилось мне, как часто в детстве нам читали рассказ про В.Ленина "Общество чистых тарелок". Вспомнилось, как приучали есть непременно с хлебом. А еще вспомнилось, как в детском саду во время полдника воспитательница рассказывала нам про бедных детей из стран третьего мира, которые голодают ("а вы тут сидите, продукты переводите, бессовестные!") Помню, даже тогда я очень удивилась логике воспитательницы: если я сейчас выпью стакан молока, этим несчастным детям сытнее станет, что ли? Непонятно ...

А еще непонятно: почему так часто детей-"малоежек" обвиняют в капризности и избалованности? Разве взрослый всегда ест только то, что "надо", а не то, что хочется? Разве взрослый станет есть блюдо, которое терпеть не может? Разве взрослый всегда ест обед, состоящий из трех блюд? Взрослый человек может вместо завтрака выпить чашку кофе, в обед перекусить гамбургером в ближайшем фастфуде или ограничиться кефиром с булочкой на ужин - и разве это считается баловством и капризами? Взрослый человек имеет право выбора, а ребенок почему-то нет...

А капризность и избалованность, на мой взгляд, возникают как раз тогда, когда любящие родственники зацикливаются на этом вопросе, когда "кормежка" ребенка становится в семье сверхзадачей, и все разговоры в семье только об этом: малыш ведь все чувствует! И мне кажется, что если каждый раз во время еды перед ребенком выстраиваются стройным рядом мама-папа-бабушки-дедушки с песнями, плясками, игрушками и уговорами "за маму, за папу", то вероятность воспитания избалованного эгоиста действительно очень велика.

Но вернусь к своей проблеме.

Можно, конечно, предположить, что Олечка, как любой ребенок, находящийся долгое время на исключительно грудном вскармливании, просто еще не адаптировалась к новой пище. Однако, когда я начала вводить прикормы (где-то в районе полугода), девочка охотно ела все предложенные блюда (правда, в небольших количествах). А к девяти месяцам, она, вероятно, еду "распробовала", после чего собственно, началось - "это хочу, это нет".

Более-менее охотно она ест только детские кашки и кефир с творожком. Правда, как я прочитала у Е. Комаровского, то, что ребенок в таком возрасте предпочитает молочные блюда всем остальным - нормально, это связано с повышенной потребностью организма в кальции. Но, даже понимая это, назвать Олечку хорошим едоком я никак не могу...

Что я делаю? Ну, во-первых, еще когда Олечка была только на грудном вскармливании, я заметила у нее склонность к "дискретному" питанию: есть часто, но маленькими порциями. Это я стараюсь сейчас учитывать. Например, предложенную на завтрак тарелку каши Оля может доедать в течение всего дня - на здоровье, если ей так больше нравится.

Во-вторых, во время приема пищи могу предложить ребенку несколько продуктов на выбор: чуть-чуть каши, чуть-чуть мяса, чуть-чуть пюре, творога и т.д. Дочка может выбрать то, что ей сейчас хочется, а я уже смотрю, чего ей дать "добавки", а что предложить в следующий раз.

Во-вторых, зная, что кашку, дочка, в принципе, любит, а мясо - не очень, я поступаю следующим образом: добавляю перемолотое в мясорубке мясо в кашу, и оно съедается почти незамеченным. А что делать, мясо ведь все-таки нужно ребенку!

В третьих, стараюсь предложить Олечке побольше разнообразной еды (в том числе и не самой любимой) тогда, когда дочка вероятнее всего, проголодалась: например, после длительной прогулки или купания в ванной.

А вот заставлять есть я не могу, ну просто физически не могу! Всякий раз, когда во время еды Олечка отворачивается, мотает головой, отталкивает ложку и плачет - я стараюсь тут же прекратить кормежку: мне просто начинает казаться, что я делаю что-то противоестественное.

А вообще очень хотелось бы, чтобы читатели поделились своим опытом и мнением по данному вопросу. Не хочу я быть "великаном с ложкой", и "великаном с вилкой" тоже быть не хочу!

Kate Kostyan a.k.a. white-dove, sea_gull81@mail.ru.