Однажды, когда Дед Мороз впервые пришел к нам, он положил нашим детям под елочку два подарка: машинки и книжку.

С тех пор прошло два года. Машинки давным-давно сменились новыми, а к книжке "от Деда Мороза" мы часто возвращаемся и по сей день.

Помните ностальгическое "Книга - лучший подарок"? Это крылатое выражение обрело в жизни наших детей второе дыхание: в подарок мы готовим сыновьям не только игрушки, но обязательно и книгу. Такой порядок незыблем с самого первого праздника - был Новый год, и нашим детям шел одному второй год, другому седьмой месяц. Мы тогда купили "Мой первый толковый словарь" для самых маленьких. Хорошая полиграфия, большой формат, много картинок - ярких, добрых, реальных.

Не безусловный рефлекс

Книга и игрушка для маленького ребенка поначалу одинаково интересны. Они стоят на одном уровне в шкале любопытства. Малыш не скажет: "О-ой, ну заче-ем вы купили эту книгу, я хочу куклу... машинку... велосипед...". Он обстоятельно рассмотрит все.

Поэтому мы старались не разочаровать сыновей книжкой. Оказалось, что выбрать нужную не так-то легко.

Путем проб и ошибок мы выяснили, что нашим детям нравится больше. Книги подбирались по таким критериям: большой формат, твердая обложка и очень (!) реально изображенные персонажи. Никаких творческих поисков художника, часто весьма интересных и оригинальных, наши дети не желали. Мы старались ориентироваться на классиков детской иллюстрации - В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Сутеева, Т. Мавриной. Их рисунки служили нам и критерием в оценке современных художников. Сурово, часто несправедливо, но необходимо для нас.

Малыши росли, появлялись новые знания, приобретался опыт, возникали какие-то особые интересы. И мы стали в выборе книжного подарка ориентироваться на постоянные хобби или сиюминутные увлечения.

Машинки и только машинки? Хорошо! Игрушка плюс "История колеса", "Рисуем автомобили..." или "Транспорт по земле, по дороге, по рельсам" - 90% за то, что подарок будет востребован.

Игрушка-машинка в руке старшего, мишка в обнимку с младшим, мы сидим и просматриваем новую книгу (взрослые восхищаются и лезут наперебой смотреть картинки, комментируют увиденное) несколько минут, и... малыши идут играть с новыми подарками. Секунды? Да.

Делу пока час, потехе - время.

Я знаю, что как только дети наиграются, наступит время досмотреть книгу - интересно ведь!

Однажды малыши увидели морскую звезду. И так она старшего потрясла, что он даже за карандаш взялся, весь день звезды рисовал.

Мы принесли ему мини-энциклопедию "Жизнь моря". Только картинки и надписи. То, что нужно малышу.

Из нее помимо морских звезд он, а за ним и его брат, узнал про других обитателей морей. Вскоре подвернулась оказия поехать в Палеонтологический музей. Восторгам не было конца, когда на витринах мальчики увидели знакомые "лица" - морских коньков, звезды, кораллы, ракушки, др.

Едва ли не впервые малыши поняли, что книги и жизнь могут быть тесно связаны между собой.

С этих пор старший полюбил разные энциклопедии. Это, с одной стороны, хорошо, но у этой любви есть и обратная сторона. Если младший любит слушать сказки, то старший к ним совершенно равнодушен, и это меня огорчает, поскольку в моем детстве была целая полка сказок всего мира, и я к сказкам отношусь трепетно. Мне кажется, что сказки настолько мудры, так сильно влияют на воспитание светлых сторон характера, что ребенок весьма много теряет, не понимая их.

Наверняка возможно найти баланс между научным и мифологическим познанием мира. Но у нашего старшего сына, увы, перекос в сторону науки. И младший иногда читает ему сказки в то время, когда старший рисует всякие "чертежи будущего".

Недавно младшему-таки удалось заинтересовать старшего сказками, и мы всячески это поддерживаем, но иногда "перекос в сторону науки" проявляется: какой масти был конек-горбунок, была ли Знайкина ракета многоступенчатой?

В нашей жизни был период, когда младший наотрез отказывался читать. Две недели... С месяц... Мы не знали, что предпринять, на ощупь прокладывая тропинки к сыну.

Мы пытались не приставать, не надоедать ему со своими (такими желанными, что прямо на кончике языка сидели!) "Пожалуйста... Давай.. Может.. Надо...".

Мы брали его книги, чтобы почитать "как взрослые", т.е. без него. Купили несколько новых книг. Переставили мебель так, чтобы образовалось уютное "кресло для чтения".

Не безусловный рефлекс

Была у нас попытка организовать "Воскресный театр книги", такой, как описан в "Незнайке в Солнечном городе".

Иногда казалось, что все напрасно, и сын больше не подойдет к книжным полкам. И однажды малыш сам потянулся за книгой и принес с просьбой почитать.

С тех пор у нас незыблемо правило - прекращать читать при малейшем признаке скуки.

Что такое скука? Наш мальчик неусидчив; при том, что он может посидеть, поскакать, полежать, потом покрутиться и т.д., он продолжает слушать внимательно, если ему интересно. Исходя из этого, признаки скуки у нас не определяются местоположением сына. Просто если кажется, что ребенок "мается", я почаще предлагаю "попозже дочитать".

Ребята уже умеют читать, но чтение на ночь - пока что! - это обязанность родителей. Честно говоря, даже и не обязанность, а просто хочется продлить такие вот "вечерние посиделки". Очень скоро дети вырастут и сами откажутся от наших услуг.

Мы читали раньше 10 минут, но теперь читаем две главы. Чтобы ребенок лучше запоминал содержание и ориентировался в сюжете, своими словами пересказываем предыдущую главу и читаем следующую.

По моему убеждению, лучше начинать регулярные чтения с книги самой любимой или смешной. Я начала с рассказов Н. Носова. Очень смешные, с хорошим языком, с тонким юмором для взрослых, короткие по форме, они всем нам полюбились - и взрослым читать, и детям слушать.

Мы стараемся, чтобы чтение приостанавливалось до следующего утра на позитивной ноте, чтобы ничто не тревожило сон. Поэтому, если глава заканчивается плохо, я читаю еще и начало следующей.

Личный пример - это мощное оружие. Поэтому видя читающего дедушку; рассматривая книжные полки, придя в гости; торжественно и празднично посетив библиотеку, дети не могли не заинтересоваться, что же такое в этих книгах, если взрослые носятся с ними, как с писаной торбой?

А как оценить те минуты, когда мы, прижавшись друг к другу, погружались в мир, принадлежащий только нам одним, полный картинок и слов, где все так хорошо начинается и так же хорошо заканчивается?

Любить читать - это, к сожалению, не безусловный рефлекс, и наших маленьких детей мы целенаправленно учили и учим этому.

Татьяна Лавренова

Статья из июньского номера журнала.