Содержание:

В Российской Прибалтике (Калининград, Балтийск, Светлогорск) я был только один раз - летом 1999 года. Цель поездки была не отдыхательная, скорее это была командировка - мы изучали регион, осматривали курорты, места размещения туристов, достопримечательности и т.п. Естественно, за несколько дней сложилось поверхностное впечатление, хотя уж лучше что-то, чем совсем ничего.

К содержанию

Город Балтийск (Пиллау)

Историческая справка - город Пиллау основан в XIII веке. В советские времена город был переименован в Балтийск. Он и был конечной целью нашего путешествия - закрытый город-база ВМФ, самая крайняя западная точка России.

Ехали туда на поезде с Белорусского вокзала. Перед поездкой слышали, что поезда на этом направлении цивильные, Европа как ни как. Слухи остались слухами, а кондиционер так и не включили. Ну да ладно - мы люди привычные. Границу с Литвой ожидали с тревогой, еще было свежо впечатление от пересечения Литвы на автомобиле, ну да это из другой оперы. Но как ни странно, все прошло даже более чем спокойно, и литовские таможенники оказались дружелюбные и приветливые (я даже заподозрил что-то не ладное, но тревога оказалась ложной). Очень противно, а скорее, обидно, было наблюдать, насколько аккуратнее и красивее стали постройки после пересечения литовской границы, но вскоре мы покинули территорию независимого прибалтийского государства, и все встало на свои места - наступило душевное равновесие. Но, оказавшись в Калининградской области, на территории России, все равно, сразу и потом, на протяжении всего времени пребывания, сохраняется ощущение того, насколько упорно Европа (вернее Германия, а еще вернее Восточная Пруссия) не хочет уступать свои позиции, вот уже сколько десятилетий! На отрез отказываются разрушаться дома, построенные немцами, ну ни в какую, их из принципа не восстанавливают, не ремонтируют, а поддается этому ничегонеделанью только краска - ну не держится краска шестьдесят лет (местами). И самая главная проблема Калининградской области - это построенные немцами дороги - это просто беда! Эти глупые тевтонцы не смогли предвидеть, что у нас в России будет столько автомобилей, и сделали узкие двухполосные дороги, да еще, гады, по краям до боли аккуратно посадили деревья и что уже совсем кошмар - все они прижились и здравствуют до си пор! Так вот, беда в том, что попытка расширить трассу ни к чему не приводит, во-первых, из-за деревьев, а во-вторых, из-за странной несовместимости современного нашего и древнего немецкого асфальтов! Знали бы немцы заранее состав нашего асфальта и технологию покрытия - видать и не мучились бы мы теперь, даже скорей и не увидели, наверное, этих дорог. Ну да ладно - это лирическое отступление, крик души.

Итак, Калининградская область - это множество домов, покрытых черепицей, местами культовые сооружения, с остроконечными шпилями и море, не только Балтийское, но и море аистов! Практически каждую минуту встречаешь аиста - на домах, на столбах, на водонапорных башнях. Как вышли из вокзала - мгновенно поймали такси - Форд Скорпио. Еще одна особенность Российской Прибалтики - катастрофически малое количество отечественных автомобилей. Но это ни в коем разе не говорит, что все катаются на новых шестисотых или феррари - напротив, основная масса автомобилей - почти антикварные мерседесы. Из них можно выстроить гигантскую колонну и попасть в книгу рекордов. Итак, наш Форд являлся редкостью в этих краях и хозяин им явно гордился, примерно раз пятнадцать повторяя какой у него объем двигателя. При очередном обгоне полуразвалившегося мерина - это событие отмечалось жуткими выкриками, жестикуляцией и другой атрибутикой празднования победы! К слову, в Калининградской области по нашим наблюдениям в течение недели, все ОЧЕНЬ медленно передвигаются! То ли им спешить некуда, то ли боятся распродажи полосатых палочек, хотя по сравнению с московской областью их намного меньше. Особенно таким темпом отличаются таксисты, все на тех же мерседесах. Мы как-то воспользовались услугами одного из них - и выспаться успели, и пива попить, и еще чего-то - и все это на протяжении шестидесяти километров (!!!). Все следующие разы, при ловле машины, мы напрямую спрашивали, с какой скоростью поедем!

Тем временем, мы приблизились к границам окраины Балтийска и дорогу нам преградил шлагбаум. Это и была преграда, не допускающая злых шпионов и диверсантов к нашему доблестному флоту, дабы те не прилепили к какой либо лодке-катеру стотонную мину! Шлагбаум охраняли две одинаковых, видимо специально клонированных для этих целей бабули-командос! Оказалось позже, что внутри будки, вернее блокпоста прячется еще одна такая же, но самая главная бабуля. Так вот, чтобы пересечь эту особо охраняемую границу, необходимо находиться в списке гостей Балтийска, где будет фамилия, дата приезда и подпись коменданта Кремля, ой, вернее Балтийска. Мы в принципе знали эту бодягу, но в самый последний момент забыли созвониться с нашей принимающей стороной, чтобы она нам заказала пропуска! Так что две бабули - те, которые на улице, были непримиримы, но по очереди подмигивали нам двумя глазами, явно указывая на помещение, где хранилась начальница. Наш таксист оказался человеком бывалым и пошел договариваться. Договаривался долго, около двух минут. Примиряющей стороной стала бутылка водки, которая и заменила недостающий пропуск. Водка была у таксиста (мы ее у него выкупили и, кстати, не по спекулятивной цене) - видимо он вообще не отправляется в рейс без пропуска. И вот, шлагбаум перед нами приподнялся, и мы въехали на территорию закрытого города Балтийска.

Закрытым он, конечно, был - сейчас сюда и экскурсии приезжают на автобусах и просто туристы, если заранее оповестили принимающую сторону или вот мы (но мы-то не в счет - мы с пропуском!). Сам городок маленький, уютный, тихий. Очень мало народу - все же пропуска есть не у всех. В основном это военные моряки и члены их семей. Мы без труда нашли указанную в адресе гостиницу - "Золотой Якорь". Здание построено еще при немцах и, кстати, раньше то же было гостиницей. Сейчас половина используется под сдачу номеров для гостей и туристов, а в другой половине живут офицеры с семьями. Надо сказать, что это не напрягает. Удобств в большинстве своем в номерах нет - они на этаже, но есть несколько номеров и с удобствами. Из окна у нас открывался вид на Балтийское море - оно, кстати, от гостиницы примерно в метрах десяти. Да, так вот вид был на море, но, к сожалению, прямо перед гостиницей стоит на постоянном приколе большое научно-исследовательское судно и видно только его. Но если смотреть с улицы - картина такая - множество военных кораблей (интересно, я, кстати, не разглашаю страшную тайну, а то вдруг кто из буржуинов прочитает?), вдалеке, примерно в полукилометре, виднеется Балтийская Коса. Про Куршскую слышали? Так вот есть еще и Балтийская. Так что Балтийск - крайняя западная точка, гостиница "Золотой Якорь", без преувеличения самая западная точка Балтийска, но есть еще чуть-чуть нашей земли еще западнее - это Балтийская Коса, но о ней позже. Что мы имеем в Балтийске - во-первых, это маяк! Знаменитый маяк, построенный, опять же, немцами, являющийся символом Балтийска. Он так же находится в нескольких метрах от нашей гостиницы. Далее - древняя шведская крепость XVI века. Раньше - закрытый объект, сегодня туда есть экскурсия. В городе есть музей, посвященный Флоту России. Нельзя не посетить. Ну что еще? К нашей гостинице прилегает большая площадь, говорят, на ней проводятся все главные мероприятия в городе, здесь бывал Ельцин (видимо у него то же есть пропуск!). При немцах эта площадь долгое время носила название Адольф Гитлер Плац. Сейчас там большая голова Ленина (вроде как на него похож), но с другой стороны он очень смахивает на Сухе-Батора, но мы подумали, что он как бы не в кассу и все же решили остановиться на Ленине. Также в городе есть несколько приятных уютных баров с хорошей кухней - названия уже не помню, но от гостиницы не далеко. Кстати в принципе даже все то, что находится на другом конце города - то же от гостиницы недалеко. Ну и, наконец, можно в Балтийске сходить на экскурсию на боевые корабли. Это выглядит так - привозят небольшой табун штатских, которые карабкаются по трапу на один из торпедных катеров и там все трогают, включая матросов, крутят ручки, залезают в машинное отделение и орудийную будку. Мы во время экскурсии даже успели договориться с одним из пацанов, который несет службу о покупке нескольких торпед, у него там даже прилавок имеется, что-то типа коммерческого ларька, вот только чеки он не пробивает и гарантию не выписывает, а зачем нам торпеды без гарантии, в общем, мы не стали брать. Ну, вроде, по Балтийску - все.

Что касается пляжа - если идти от гостиницы - минут 10-15 вдоль пирса. Почему так долго - сама гостиница находится в районе, где береговая линия засыпана волнорезами и одета в бетонную вертикальную набережную, так что нужно немного прогуляться - и откроется прекрасный городской пляж с изумительным песком, впрочем, как и везде в Российской Прибалтике.

К содержанию

Балтийская КОСА (Фрише-Нерунг)

Итак, все, что осталось от нашей Родины западнее Балтийска, это Балтийская Коса (кстати, национальный парк). Туда ходит паром, но не часто. Я график не помню, но вроде как мы когда опоздали - ждали около двух часов, не меньше. Попытались присоединиться к непонятному плавучему средству, которое перевозило ГАЗ-66, и при этом было само чуть больше автомобиля, но это оказались погранцы, а они будут чалиться далековато от того места, которое нам было нужно. Так что дождались парома и вместе с несколькими местными жителями, едущими на рыбалку, парочкой погранцов, везущих провиант и пьяных в дым, в люлю, просто никаким мичманом - мы отправились на Косу.

Надо сказать, что это было уже второе наше путешествие. Накануне, мы туда попали вместе с экскурсией, в которую, кстати, вошло и посещение крепости, и музей, и набег на корабли, ну и посещение Косы, правда без гида и без выхода на сушу - так, прокатиться. Но мы тогда вышли и отсоединились от группы. Погуляли, все разведали и потом вернулись на материк с другим паромом. Теперь мы решили еще раз туда сплавать, да еще и предварительно выселились из нашего Якоря, что бы поселиться на Косе. На Косе живут люди, есть несколько домов и даже место для расселения туристов (куда мы и плыли). Мы кстати знали об этом месте и плыли туда не случайно, так как оно стояло у нас в прайсах и, естественно, хотелось все увидеть своими глазами, прежде чем отправлять людей западнее западной точки!

От причала прошли около 10-15 минут вдоль небольшого поселочка из частных домиков, присмотрели даже магазинчик, где и были закуплены сосиски, пиво (кстати, пиво в Калининграде очень и очень! Советую настоятельно!), еще чего-то для вечернего пикника. Короче, нагрузились неслабо и поняли, что видимо все это не допрем. Мгновенно был пойман местный житель на мотоцикле с коляской, на котором мы за 10 рублей и добрались до места дислокации. Как нас и предупреждали, то, где мы будем жить - не Хилтон, не Рэдиссон и даже не Интурист. Это немецкие казармы (!). Но название это не употребляется в рекламных буклетах, дабы не отпугивать туристов, куда приятнее имя "Турбаза "Океанолог". Немецкие казармы - это естественно прошлое. В данный момент здание перестроено, облагорожено. Снаружи имеет симпатичный вид, перед входом беседка для вечерней дегустации пива или еще чего такого. Внутреннее убранство - несколько комнат с обычным набором мебели, за то комнаты на любой вкус - от одноместного номера до, по-моему, десятиместного - огромный зал и множество кроватей. Мы взяли себе два номера - трех- и одноместный. К вечеру выяснилось, что мы тут одни, то есть совершенно и можно было селиться в любом номере (так и был мною захвачен одноместный!). Проект в стадии раскрутки, туристы бывают, но случаются и такие периоды, когда пусто, так что гостям там рады. В этом же здании есть и столовая. Мы от питания отказались, так как селились на пару дней. А если бы срок был достаточным - питание было бы организовано. Удобства тут естественно на этаже. Конечно, этот вариант на любителя. Это может быть шумная компания вроде нас, или напротив, люди желающие уединения, так как пляж полностью в Вашем распоряжении - надо чем-то жертвовать - или жить в отеле и ходить через жареные тела в поисках квадратных свободных сантиметров, или наслаждаться девственной природой, но жить аскетично, хотя на моем опыте множество пансионатов с более худшими условиями и многократно худшим отношением персонала.

Итак, расселившись, мы естественно сразу двинули к морю! Море метрах в двухстах-трехстах. Это море, а пресноводный залив (!) - мы же на Косе как ни как, метрах в ста, но у него пологие бетонные облагороженные берега, а на море - просто чудо, дюны, песчаные дюны со знаменитыми солнечными сковородками - естественными углублениями, в которых свой особый микроклимат и абсолютное отсутствие ветра. В такой сковородке мы и расположились. Дело шло к вечеру. На костре поспевали закупленные сосиски, пиво не заканчивалось, так как мы оказались запасливыми робинзонами и все рассчитали. За весь вечер видели одного (!) человека - рыбака, прошагавшего по берегу. Я собрал целый карман янтаря - странно, что это слово еще до сих пор не упоминалось! Вернулись в наш отель уже за полночь. Среди ночи я проснулся и понял, что мои коллеги меня покинули и рванули в местный бар. Тут, конечно, уют меня оставил, и я судорожно стал вспоминать - нет ли каких-нибудь легенд о всяких там бродящих в ночи по казарме душ, за дело убиенных гансов и фрицев. Вроде ничего не вспомнил, плюнул на все и решил спать.

Утром коллеги рассказали, что в баре откуда-то набралась целая куча народу. Все обошлось без проблем, местное население признано миролюбивым. Что касается достопримечательностей Балтийской Косы, так это еще останки огромных немецких ангаров для гидросамолетов, в которых еще до сих пор сохранились пробоины от наших снарядов, на самом берегу что-то типа вросших в песок укреплений, где-то чуть в глубине Косы - (мы туда не ходили, просто уже не было времени) развалины дачи Коха. Кто он такой - уже не помню, какой-то важный фриц. Дальше идет запретка (дальше - это достаточно далеко, чтобы вдоволь нагуляться). А на запретке, говорят, россыпи немецких касок и других отголосков Второй Мировой. Но туда пройти видимо будет сложно. А что касается немецких касок - оказывается, практически каждый житель Калининградской области имеет ее у себя в виде чего угодно, вплоть до горшка под цветы. Мы спохватились поздно и не успели достать себе такой сувенир, на рынке в Калининграде нам сказали, что сегодня нет, но вообще этого добра редко когда не бывает - это же касается и немецких наград, монет и т.п. (информация для нумизматов и других коллекционеров). Знающие люди рассказывали, что немецкие железные кресты на рынок таскали просто мешками. Ну вот, по Косе, вроде, и все...

К содержанию

Светлогорск (Раушен)

Город Раушен основан в 1258 году, курортом объявлен в 1820 г. В советские времена переименован в Светлогорск. Самый знаменитый курорт Российской Прибалтики. Со старых времен сохранились еще такие достопримечательности как Променад и солнечные часы. Мы туда ехали именно для того, что бы посмотреть что там, как и почем. Город этот оказался действительно курортный, ничем не уступающий курортам Крыма или Сочи. Огромное количество здравниц, множество отдыхающих, в воздухе просто висит аура, говорящая о том, что 99,99% людей тут - в отпуске! Оставшиеся жалкие сотые процента - это мы, как три дебила в командировке. Тут начинаешь задумываться - хорошо ли это, или напротив вредно для здоровья, прежде всего, морально, работать в сфере турбизнеса и ездить в такие командировки на курорт, когда как, например, в Светлогорске, увидев море, успели сделать пару снимков, выпили по кружочке пивка и скорее обратно в машину, так как, помня местные скорости, желательно дотемна попасть в Балтийск. Если же темнота окутает этот край, таксисты вовсе начинают двигаться ползком, а это очень сильно коробит людей, привыкших к московскому стилю езды. Ну а о Светлогорске что можно сказать, из опыта пребывания в течение получаса - набережная кишит людьми (она же знаменитый Променад), вдоль множество летних кафе, ресторанчиков и т.п. Еще больше торговцев янтарем и изделиями из него. Есть очень дешевые вещи, а есть и дорогие, даже просто камни, но с фрагментами насекомых. У меня правда до сих пор закрадываются сомнения в подлинности, но, если это правда, то это потрясает! Брелок из янтаря, внутри которого комар, возрастом в миллион лет. За такое денег не жалко, опять же - если это правда. Существую даже специальные баночки, изготовленные на заводе для продажи опять же с завода (!!!), видимо, там-то с гарантией, этих вот насекомых в янтаре. Вместо крышки у них линза - так как насекомые очень маленькие. Большие же очень дорогие и считаются большой ценностью и редкостью. Но вернемся к Светлогорску. Сам пляж - песчаный. Мелкий-мелкий песок. Береговая линия достаточно широкая, хотя потом идет резкий обрыв. На эту гору ведет лифт или канатка, так что проблем с подъемом или спуском нет. По здравницам ничего сказать не смогу, так как там не жил, но знаю, что есть любые уровни, вплоть до шикарных номеров в приличных гостиницах.

К содержанию

Янтарь

Если уж зашла речь о янтаре, то надо сказать пару слов. Янтарь в Калининградском Крае повсюду. Вы идете по береговой линии и на месте скопления выброшенных волной водорослей, собираете микрочастицы янтаря. Их можно набрать довольно много, но только ради спортивного интереса или жажды халявы, так как ценности такие камешки не представляют. Хотя, если Вы художественная натура, можете сложить себе на память мозаику и повесить, как напоминание о Прибалтике на стену. Почему не представляет ценности - да потому, что когда Вас охватит счастье и Вы найдете просто "самородок", где-то сантиметр в диаметре (обычно попадаются меньше раза в два-три), то радость Ваша омрачится на обратном пути, когда Вы увидите у торговцев, целые бусы из точно таких же или даже крупнее необработанных "самородков" в среднем эдак рублей по 15-20. Так что собирайте, дома в вазу насыплете для подсветки. А не повезет - прикупите, из Калининграда еще никто без янтаря не возвращался. В самом Калининграде есть большой Музей Янтаря. Вот там экземпляры! Кстати, если будете в тех краях - попросите таксиста отвезти Вас в карьер, где янтарь добывают - зрелище запоминающееся. Громадный карьер, внизу работает экскаватор (именно им и добывают янтарь), территория строго охраняется и посмотреть можно только сверху, с горы. В округе, горы отработанной породы, густо покрытой зарослями облепихи.

К содержанию

Калининград (Кенигсберг)

До 1946 года - столица Восточной Пруссии, знаменитый на всю Европу, город Кенигсберг. От немцев в городе осталось крайне мало - после войны город был полностью разрушен. История города крайне интересна. Он возник в XIII веке как опорный пункт рыцарей Тевтонского Ордена. В XVII веке, после образования Пруссии как государства, Кенигсберг стал главным городом восточно-немецких земель. В ходе Семилетней Войны (1756 - 1763 гг.) вся Восточная Пруссия была оккупирована Россией и в течение четырех лет была провинцией Российской империи. В то время, одним из генерал-губернаторов Кенигсберга был В.И.Суворов, отец знаменитого полководца - генералиссимуса А.В.Суворова, а в русском гарнизоне, охранявшим город, нес службу Емельян Пугачев. Во время царствования Петра III Кенигсберг был возвращен Пруссии. В апреле 1945 года 3-й Белорусский фронт исправил ошибку императора. Был я там только несколько часов, и рассказать могу только пару слов. Во-первых, в Калининграде находится знаменитый Калининградский зоопарк (в советские времена он считался лучшим в СССР). Будет время - обязательно посетите. Потом - как я уже писал - Музей Янтаря, то же есть что посмотреть. И, наконец, видимо, главная достопримечательность - это Кафедральный Собор. Впервые, воспоминание о нем датируются 1333 годом. В данный момент Собор реставрируется, но посмотреть есть что. В путеводителях очень много информации, о которой я писать не буду, во всяком случае - пока. Ну вот, вроде бы все. На обратной дороге, с литовскими таможенниками опять таки проблем не возникло, зато наши встретили нас резким беспределом - обыск был крайне скрупулезный, обыскали даже бумажник, притом каждое отделение. При этом все выбрасывалось на кровать, а каждая неудача найти искомое сопровождалась невнятным недовольным бормотанием. При этом обыск был выборочным и я этот "счастливый" билет вытянул. Уже в который раз, наша, именно наша таможня, искореняет у вновь пребывающих на просторы нашей необъятной путешественников тоску по Родине!

Филатов Игорь, filatov@paganel.ru