Содержание:

Для занятия изобразительным творчеством малышу в возрасте от одного года до трёх потребуется безопасный, прочный и обязательно привлекательный материал. Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш, исследуя его, не всегда использует материал по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — восковые мелки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель , пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины. Надо дать возможность ребёнку опробовать материал так, как он хочет, пойти на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья). Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребёнка, не для него, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам. Необходимо закреплять интерес ребёнка к действиям с материалом, получению яркого следа на бумаге. Ребёнок спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом действия малыша часто проявляются в ритмических движениях.

Надо дать ему возможность "изжить" желание чёркать по бумаге, заполнять пространство листа. Движение карандашом ещё хаотичны, не организованны, ребёнок не может контролировать их и управлять ими.

Педагогами установлено, что, рисуя, ребёнок двух - трёх лет может изображать отдельные предметы и явления с помощью ритмичных мазков - цветовых пятен (листочки), штрихов карандашом, фломастером (дождь), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки).

Одновременно надо приучать ребёнка к правильным приёмам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова: малыш должен научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. В работе с кистью важно научиться держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника, а с гуашью — набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю, промывать кисть сразу после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. После занятий ставить её на подставку.

Занимаясь с маленьким ребёнком лепкой, надо учить его отщипывать комочки пластилина разной величины, раскатывать их и сплющивать между ладонями. Следует приучать малыша с начала вместе со взрослыми, а потом и самостоятельно убирать материал со стола и мыть руки после лепки.

К содержанию

Выбираем материал

Для рисования ребёнку раннего возраста нужно много бумаги, так как он быстро заполняет пространство листа. Можно использовать для этого недорогие обои, расстелив их на столе. При рисовании красками мы используем бумагу для акварели формата А3. Можно использовать цветные восковые мелки, они не крошатся, не мажут руки, и оставляют на бумаге яркий след. Вы можете также предложить малышу краски (гуашь). Яркие, сочные по цвету, они легко наносятся на бумагу. Это очень нравится малышам. Ребенок "пробует" цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле слова — язычком.

Ребенку в возрасте трех лет интересен сам материал. Малыш не раз попытается залезть в краски пальцем и, более того, нарисовать пальцем на листе. Надо позволить ему сделать это. Малыш лучше почувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем с кистью. В настоящее время практикуется способ рисования пальчиками. Ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка — пальчиком, как топает большой медведь — ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем.

Предметы, необходимые для занятий рисованием с детьми раннего возраста: фартук для ребенка, восковые мелки, толстые фломастеры на водной основе, бумага для акварели А3, цветная бумага, цветной картон, нетоксичный клеящий карандаш, гуашь шести цветов отечественного производства, кисти — щетина № 4, 16, 24, пластилин плавающий, пластилин флуоресцентный, краски пальчиковые.

Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Пусть они станут для малыша средством познания окружающего мира.