Содержание:

В возрасте от 1 г. 9 мес. до 2 лет у ребенка продолжается активное взаимодействие с окружающим миром, расширяется кругозор, формируется мышление, развивается речь. По-прежнему большое значение имеют развивающее общение, дидактические занятия и игры с малышом. Какие же задачи при этом должны решать родители, какие материалы и методы они могут использовать?

К содержанию

Воспитание познавательной активности ребенка в процессе действий с предметами

Продолжать учить ребенка собирать двухместные дидактические игрушки1. Находить соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2, а затем из 3 деталей. Раскладывать предметы по убывающей величине: "большой-поменьше-маленький".

Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Учить собирать пирамидку из 4-5 колец разной величины.

Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, — используя народные и дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

К содержанию

Примерные игры и занятия с ребенком

Занятие с одноцветными пирамидками

Цель. Научить собирать пирамидку из 3-4 колец одного цвета; подбирать кольца по убывающей величине.

Материал. Четыре пирамидки: красная, зеленая, желтая, синяя (одно кольцо — основа, для стержня и три съемных кольца в конструкции каждой игрушки).

Ход занятия.

  1. Взрослый показывает ребенку 4 разные по цвету игрушки, предлагает поиграть вместе с ним.
  2. Взрослый показывает, как открывать верхнюю крышечку красной пирамидки, разбирает всю конструкцию на глазах ребенка и собирает. Предлагает малышу повторить эти действия. Ребенок снимает со стержня колечки, взрослый отставляет стержень в сторону, перемешивает все колечки.
  3. Взрослый предлагает ребенку среди всего множества предметов выбрать самое большое колечко, помогает, если малыш не справляется. Затем опять предлагает выбрать самое большое, уже из оставшихся. Взрослый кладет второе кольцо рядом с первым (самым большим) и просит малыша положить последнее колечко рядом со вторым. "Видишь: большое кольцо, колечко поменьше и маленькое. Получилась у нас цепочка из колечек", — поясняет взрослый.
  4. Взрослый предлагает малышу собрать пирамидку, последовательно нанизать кольца на стержень, начиная с самого большого. Комментирует действия: "Большое кольцо, поменьше, маленькое. А что еще нам нужно? Правильно, крышечка! Красная пирамидка собрана!" Пирамидку отставляют на середину стола.
  5. Аналогичные действия повторяются и с другими пирамидками. Взрослый старается при повторных действиях предоставлять малышу большую самостоятельность. Называет цвет пирамидок и, если малыш повторяет, хвалит его, но не требует обязательно их запомнить: на данном занятии ребенок учится находить предметы по величине и выстраивать их в системе. Однако ребенок самостоятельно по цветовому тождеству подбирает крышечки.

Варианты. Первые занятия следует проводить с 1 пирамидкой. Последующие — с 2 и 3 (4) пирамидками.

Интересен вариант занятия, когда со всех четырех пирамидок снимаются все колечки одновременно. Затем независимо от цвета их раскладывают по величине. Образовавшиеся "кучки" колечек одного размера, но разного цвета нанизываются на стержни. Получаются разноцветные пирамидки из колечек одной величины. На таком занятии взрослый учит ребенка одновременно замечать и величину, и цвет колечка.

Примечание. Занятия с пирамидками следует варьировать, подбирая различные интересные для малыша игровые задачи, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности.

Занятие с кубами и шарами

Цель. Учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства (цвет и форму). Развивать умение действовать с предметам округлой или угловатой формы (шарами, кубами).

Материал. Не менее 5 шаров и 5 кубов красного и синего цветов (у всех предметов одной формы одинаковый размер); коробка, в которой фигуры лежат вперемешку; лоток для скатывания шаров (его можно сделать из картона, загнув края ската и одним концом закрепив на каком-либо возвышении).

Ход занятия.

  1. Взрослый приглашает ребенка к столу, на котором приготовлена коробка с разноцветными предметами и объясняет: "В коробке лежат шары и кубы. Нам для игры нужны шарики". При выборе предметов учит ориентироваться на их форму, независимо от цвета. Оставшиеся после отбора кубики откладываются.
  2. Скатывание шаров. Малышу предлагается скатывать шары с лотка, направляя их в сторону взрослого, а тот собирает их в коробочку.
  3. Взрослый поворачивает лоток скатом к ребенку и предлагает малышу ловить шарики и складывать их в коробочку. Во время игры взрослый и малыш выступают как партнеры, эмоционально общаясь друг с другом.
  4. Ребенку предлагается из кубиков, оставшихся после отбора, построить воротца (если необходимо, можно добавить дополнительные кубики, использовать планку-перекрытие). Лоток укрепляется в воротцах так, чтобы шарики, которые малыш будет скатывать, "пробегали" сквозь них.
  5. Взрослый подчеркивает, что прокатывать можно только шарики, а кубики нужны, чтобы строить.

Варианты. Занятие можно усложнить, введя в игру шары разного цвета и вначале скатывать, например, красные шарики, затем — зеленые и т.п.

Занятие с бочатами

Цель. Учить действовать со сборно-разборными игрушками 3 размеров (большой, поменьше, маленький); составлять предметы из 2 одинаковых частей, ориентируясь на их величину; понимать и правильно подбирать предметы в соотношении (большой, поменьше, маленький -маленький, побольше, большой).

Материал. 3 разборных бочонка высотой 10-12 см, 7-9 см, 4-6 см (разница в величине должна соответствовать 3-4 см.) Самые мелкие (вкладываемые) фигурки должны быть не менее 3-3,5 см.

Ход занятия.

  1. Взрослый ставит перед малышом бочата 3-х размеров, обращая внимание на их величину, предлагает показать самый маленький, затем — большой. Помогает расположить их в ряд по убывающей величине, при этом отмечает промежуточную величину предметов: "Этот бочонок большой, этот — поменьше, а этот — маленький".
  2. Ребенку предлагается раскрыть бочата (умение закрепляется), расположить их открытые части одну против другой, соотнося по величине, и вновь сложить.
  3. Взрослый незаметно вкладывает в каждый бочонок маленькую игрушку, закрывает и ставит перед малышом. Эта часть занятия проходит очень эмоционально, потому что включает "сюрпризные" моменты: ребенку предлагается узнать, что внутри. Прежде чем раскрыть бочонок, ребенку предлагают потрясти игрушку и послушать. "Слышишь, в бочонке что-то стучит. Значит, там что-то спрятано!" — поясняет взрослый.
  4. Игра повторяется, но только в один бочонок помещается сюрприз, а два других остаются пустыми. Малыш по слуху определяют наполненный бочонок.
  5. Ребенку предлагается вкладывать меньший бочонок в больший: игрушка собирается полностью (начальный вариант).

Занятие со звучащими игрушками

Цель. Развивать слуховые ориентировочные реакции. Учить определять предмет по тембру издаваемого им звука, называть предмет (колокольчик, бубен, барабанчик, деревянные ложки и др.).

Материал. Игрушки, издающие различные звуки (неваляшка, заводная лающая собачка, инерционная машинка, птичка-свистулька и др.), а также музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, барабанчик, деревянные и металлические ложки, балалаечка, металлофон и т.п.).

Ход занятия.

  1. Взрослый предлагает малышу послушать, "как умеют разговаривать" музыкальные игрушки. Он берет то одну, то другую игрушку, извлекает звуки и поясняет: "Так поет и танцует неваляшка, а вот как шумит твоя машинка". Таким образом, обследуются 5-6 предметов, причем игрушки выбираются наиболее контрастные по звучанию (колокольчик и барабан, птичка-свистулька и деревянные ложки и т.п.).
  2. Взрослый накрывает тканью или заслоняет экраном звучавшие игрушки и приводит в действие одну из них. Затем открывает и спрашивает: "Кто с тобой сейчас разговаривал?" — малыш указывает на игрушку. В случае ошибки нужно вновь продемонстрировать звучание игрушек в открытом виде.
  3. В игру поочередно включаются другие предметы, в зависимости от успехов малыша. Если дитя справляется без особых трудностей, можно использовать множество звучащих музыкальных и шумовых предметов, а также игрушки-стукалки (клюющие курочки, матрешки-вкладыши, "дровосеки" и другие народные игрушки).

Игра-занятие с султанчиками

Цель. Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.

Материал. Ленты красного и синего цветов по 3-4 шт. (длиной 30-40 см, шириной 3-4 см).

Ход занятия.

  1. В разных местах комнаты разложены красные и синие ленты. Взрослый предлагает малышу собрать их, обращает внимание на определенный цвет, например синий. Ленты располагаются так, чтобы малыш находил их в разных местах: на спинке стула, под столом, на диване, на перекладине стула, на ручке кресла, на шее куклы, и т.п. Если дитя не находит, взрослый подсказывает: называет объект, к которому ребенок должен подойти, заглянуть, т.е. учит ориентироваться в пространстве, руководствуясь указаниями.
  2. Собранные ленты взрослый соединяет в пучок и предлагает разложить ленточки по цвету — в одну сторону красные, в другую — синие. Ребенок повторяет за взрослым название цвета каждой ленточки.
  3. Взрослый складывает ленточки "стопочкой", перегибает и связывает посередине, получается "султанчик" ("фонтанчик" из лент). Целесообразно к каждому султанчику в месте перегиба приспособить пустую катушку — для удобного захватывания кончиками пальцев. Таким же образом делается султанчик другого цвета.
  4. Взрослый и малыш поочередно играют султанчиками: танцуют, размахивая ими над головой; делают "салют", подбрасывая вверх.

Примечание: для следующей подобной игры используются ленточки других цветов.

Игра-занятие "Цветные башенки"

Цель. Закрепить знания о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый); учить находить предмет, ориентируясь на два свойства (величину и цвет), находить идентичный. Учить действовать кончиками пальцев, подбирая соответствующие детали. Развивать инициативу, творческий подход при составлении конструкций из 2 — 8 деталей.

Материал. Набор из 8 парных конусов-вкладышей (колпачков) красного, зеленого, синего, желтого цветов. Вместо конусов можно использовать кубы, цилиндры.

Ход занятия.

  1. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется большое количество разноцветных колпачков, из которых можно сделать несколько разноцветных пирамидок. Показывает, как это можно выполнить: составить конструкцию из 2-4 предметов, накладывая меньший колпачок на больший.
  2. Взрослый обращает внимание малыша на колпачки, с которыми он будет заниматься, еще раз называя их цвет и величину. Затем разыгрывает "игру в прятки", когда больший колпачок накладывается на меньший и скрывает его: маленький колпачок "спрятался".
  3. В этой части занятия ребенок учится составлению нескольких башенок разного цвета. Под руководством взрослого он накладывает, например, синий малый колпачок на синий большой, в результате получается башенка из двух колпачков синего цвета. Аналогично строятся красная, желтая, зеленая башенки. Малыш повторяет цвета каждой башенки.
  4. Ребенок может поиграть с колпачками по своему усмотрению, составляя из них различные конструкции. В конце занятия собирается одна высокая башня.

Занятие с игрушками "Чудесный мешочек"

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность ладоней. Учить узнавать на ощупь скрытый от глаз предмет.

Материал. Яркий, красивый мешочек (приблизительно размером 30x40 см). Набор игрушек, различных по своим физическим свойствам: шарики и кубики, маленькая пластиковая машинка и пушистый цыпленок, деревянная лодочка и металлический самолетик, ленточка и деревянная ложка, металлический колокольчик и маленькая куколка, и т.п.

Предметы менее 3-4 см в занятие не включать. Если в наборе имеются игрушки, имитирующие овощи или фрукты, их необходимо закрепить на ленте. Малышу нужно пояснить, что они не настоящие, но если ребенок все равно желает "попробовать", лучше отказаться от игры с ними до 2,5 — 3 лет.

Ход занятия.

  1. Взрослый раскладывает перед ребенком игрушки (8-10 шт.). Каждый предмет рассматривается и называется, отмечаются детали, по которым можно узнать предмет с помощью осязания: например, шар не имеет углов, он круглый, а кубик — с уголками; ленточка длинная и мягкая; у самолета крылья, а лодочка — гладкая, продолговатая; куколка в платьице, а мишутка пушистый и т.п.
  2. Малышу показывают мешочек сначала снаружи, потом выворачивают, демонстрируя, что в нем ничего не лежит. Игрушки складываются в мешочек на виду у ребенка и с его помощью.
  3. Взрослый вначале сам опускает руку в мешочек и показывает, в чем смысл игры: узнать предмет на ощупь. Если малышу это трудно, можно просто доставать предметы один за другим, называя их. Важно эмоционально поддерживать игровой интерес малыша, используя стишки, шутки и др.

Строительная игра "Комната для матрешки"

Цель. Закрепить умение ребенка строить из кубиков и кирпичиков предметы мебели ("столик", "стульчик", "кроватку", "диванчик", "креслице"). Включать постройки в более развернутый игровой сюжет ("комната для матрешки").

Материал. Строительный набор для игры за столом: 8-10 шт. деревянных кубов и кирпичиков.

Ход занятия.

  1. Взрослый предлагает малышу сделать комнату для матрешки и сначала подумать, что же ей необходимо? Подчеркивает, что матрешка хочет пить чай, значит, ей нужны стол и стул. Совместно с малышом из кубика и кирпичика вначале строится столик, затем — стульчик. Матрешка "садится" за столик пить чай. Игровой сюжет обыгрывается ситуативно: матрешка радуется, пьет чай, ждет гостей.
  2. Теперь взрослый и ребенок строят диванчик из двух кирпичиков и креслице из четырех кирпичиков. Разыгрывается сценка ожидания гостей: матрешка ждет прихода своих сестриц (матрешки-вкладыши). Вокруг столика сооружаются диванчик и креслице, в которые затем "усаживаются" пришедшие. Матрешка "угощает" их чаем.
  3. В этой части занятия взрослый и малыш делают из трех кирпичиков кроватку. Разыгрывается ситуация отдыха матрешек. "Матрешки напились чаю и решили отдохнуть, поспать — поясняет взрослый. — Построим для Матрешки кроватку, а ее сестрички лягут: одна — на диванчик, другая — в креслице. Матрешки спят, а мы пойдем гулять".

Игра-занятие с трафаретами

Цель. Закрепить знания ребенка о цвете, дать представление о нем, как об одном из признаков предмета. Учить узнавать знакомые предметы не зависимо от их цвета — по контуру изображения (воздушный шарик, самолетик, цветок, ведерочко, флажок и т.п.).

Материал. Набор трафаретов знакомых ребенку предметов, узнаваемых по очертаниям. Набор листов цветной бумаги, которая легко укладывается стопочкой в трафарет.

Трафареты можно сделать из конвертов: на одной стороне конверта рисуется контур предмета и аккуратно вырезается. Затем в трафарет вкладывается стопка цветной бумаги, листы которой можно поочередно извлекать, при этом изображение на глазах малыша меняет свой цвет.

Ход занятия.

  1. Взрослый показывает малышу пакет, но не акцентирует его внимание на особенностях его содержимого. Первый лист, вложенный в конверт, — белый, следовательно, малыш видит плоскостное изображение белого цвета, например, самолетик. У ребенка спрашивают, на что похоже изображение. Если малыш затрудняется, взрослый сам называет предмет. Можно показать игрушку, провести сравнение с изображением.
  2. Взрослый читает стихотворение: Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. (А.Барто) Во время чтения белый лист убирается из конверта. Возникает сюрпризный момент: самолет "окрашивается", например, в красный цвет. Необходимо эмоционально обыграть возникшую ситуацию, дать возможность малышу отреагировать на нее.
  3. Таким же образом вынимаются другие листы. Стихотворение повторяется, перед малышом возникают разноцветные изображения.

К содержанию

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Ознакомление с предметами домашнего обихода

Знакомить с предметами одежды мальчика (рубашка, штанишки, брюки) и девочки (платье, юбочка, кофточка, бантики).

В практических ситуациях учить узнавать предметы посуды: отличать чашку от стакана, тарелку от миски, чайник от кастрюли и пр.

Расширять ориентировку в предметах мебели, которые могут иметь разные внешние признаки, но одинаковое назначение (маленький детский стульчик и большой стул для взрослых). Учить ребенка ориентироваться в комнате: указывать на окно, дверь, потолок, пол, светильник. Закреплять представление о назначении комнат (спальня, столовая, ванная комната, туалет и т.п.).

Знакомить с постельными принадлежностями и их назначениями (матрас, подушка, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник).

Примечание. Привлекать малыша "в помощь" взрослому, предлагая игровые поручения; проводить целевые показы с большим набором различных предметов и способов их использования.

Закреплять знания детей о кошке, собаке, птичке, рыбке. Учить замечать вначале разные признаки животных (у птички — крылья, у кошки — лапы), а затем общие (у собаки и у кошки — глаза, лапы, нос, уши, хвост; а у птички и цыплят — лапки, глаза, клюв, крылья) и пр. Можно познакомить малыша с кроликом, отметить части тела животного и его особенности (длинные уши), объяснить, чем он питается (покормить кролика морковкой, капустой). В сельской местности — показать петуха, курицу, цыплят.

Инсценирование знакомых ситуаций с помощью игрушек

Расширять представления малыша о домашних животных и птицах с помощью игрушек (корова, лошадь, овца, гусь, коза, петух и т.д.). Разыгрывать с этими игрушками сценки, в которых реалистично отображать повадки, голосовые реакции животных, уход человека за ними.

На занятиях с куклой использовать все аксессуары кукольной одежды, мебели, посуды, постельных принадлежностей. Кроме обычных кукол желательно использовать набор кукол-петрушек и кукол "бибабо" (мальчик, девочка, бабушка, дедушка, зайчик, петушок и т.д.).

Рассматривание картинок

Продолжать расширять представления о предметах и их свойствах, закреплять понимание простейших причинно-следственных отношений при рассматривании предметных и сюжетных картинок.

Ввести новый вид картин — "настенные", отражающие знакомый, но широко развернутый сюжет, например, "Дети пускают по ручейку лодочки", "Девочка кормит цыплят и курочек", "Мальчик строит из кубиков домик" и др., а также сериал картин из цикла "Времена года" ("Весна", "Лето", "Осень", "Зима") и пр.

При рассматривании картин развивать у малыша потребность выражать свои впечатления словом, внимательно слушать пояснения взрослого. Побуждать малыша рассказывать об изображенном на картине.

Знакомство с художественной литературой

Знакомить ребенка с произведениями, в которых отражены явления природы (А. Барто — "Снег", "Села птичка на окошко"; 3. Александрова — "Дождик"; О. Высотсткая — "Грибок" и др.), знакомые малышу игровые и бытовые ситуации (например, А. Барто — "Я люблю свою лошадку", "Самолет построим сами", "Бычок" и др.; З.Александрова — "Девочки и мальчики прыгают, как мячики" из книги "Катя в яслях" и др.).

В 2 года познакомить малыша со сказками: "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", использовать иллюстрации, а также показы персонажей плоскостного и кукольного театров.

К содержанию

Примерные игры и занятия с детьми

Игра-занятие с куклами Машей и Андрюшей

Цель. Ввести в игровой сюжет новые образные игрушки (куклы мальчик Андрюша и девочка Маша), инсценировать с их помощью общение друзей. Закрепить представления ребенка о предметах одежды, учить называть предметы одежды девочки и мальчика, строить предложение из 2-3 слов: "У куклы Маши платье", "У Андрюши -рубашка", "У Маши шляпка", "У Маши фартук", "У Андрюши штанишки", "У Андрюши галстук", "У Маши туфельки", "У Андрюши сапожки (ботинки)" и т.п. Материал. Две куклы среднего размера (не более 30-35 см), кукольная одежда.

Ход занятия.

  1. Малыша приглашают посмотреть, как Маша и Андрюша делают утреннюю зарядку. Куклы в трусиках и маечках поочередно "делают упражнения" (взрослый работает то с одной, то с другой). В процессе показа ребенка знакомят с куклами и сообщают, что они тоже занимаются физкультурой. Далее одна куколка вручается ребенку, и он повторяет с ней все действия, которые взрослый демонстрирует с первой куклой.
  2. Взрослый распределяет кукольную одежду для Маши и Андрюши и вместе с ребенком одевает их. Куклу-мальчика — в рубашку и штанишки, куклу-девочку — в платье с бантиком и шляпу. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть их одежду; подчеркивает, какими красивыми стали Маша и Андрюша. Рассказывает, что они — друзья, никогда не ссорятся, дарят друг другу подарки, играют вместе и хотят дружить с малышом (называется имя ребенка).
  3. Маша и Андрюша "поют", "танцуют", "декламируют" коротенькие стихи. Затем им отводится какое-то постоянное место, где они будут в поле зрения ребенка. В дальнейшем куклы должны принимать активное участие в жизни малыша.

Варианты. На последующих занятиях разыгрываются сценки-сюжеты:

  • "Андрюша и Маша играют с шарами". Куклы расположены напротив друг друга; за одной куклой располагается малыш, задругой — взрослый. В начале все шары прокатываются в одну сторону, потом — в другую. Взрослый называет их цвет.
  • "Андрюша и Маша играют в прятки". Участвуют двое взрослых и ребенок. Куклы поочередно прячутся. Например, один взрослый, представляющий куклу Андрюшу, при участии малыша прячет Андрюшу где-то в комнате. Взрослый, представляющий куклу Машу, ищет. Затем ситуация повторяется в обратном варианте.
  • "Маша поздравляет Андрюшу с днем рождения и дарит ему подарки". При этом разыгрывается сценка вручения подарка: машинки, картинки, книжечки и пр.
  • "Андрюша приглашает в гости Машу" или "Андрюша и Маша приглашают в гости друзей" (Мишку, Зайку, Белку и др.).
  • "Маша и Андрюша катаются на машинах".
  • "Маша и Андрюша едут в гости к Петрушке".
  • "Маша, Андрюша и Петрушка навещают больного Зайку".
  • "Друзья слушают мамину сказку" и др.

Это примерный перечень тем. Взрослый сам придумывает все новые и новые сюжеты с куклами и зверятами. В этих показах малыш — активный участник, а не созерцатель. Показы должны проходить эмоционально, с известной долей артистичности и игрового взаимодействия, в процессе диалога.

"Подарки для куклы Ляли и Петрушки"2

Цель. Учить называть "подарок", изображенный на картинке. Закрепить представления о знакомых предметах, и их изображениях на картинках.

Материал. Набор знакомых малышу предметных картинок (мебель, одежда, посуда, игрушки, животные).

Ход занятия.

Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением предмета — в подарок кукле. Сюжет занятия разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора ребенка.

"Что купили для Алеши (имя ребенка)?"

Цель. Учить узнавать в изображении на картинке знакомые предметы из числа фруктов, называть их. Развивать мыслительные навыки (сравнение и обобщение).

Материал. Предметные картинки из серии "Фрукты" (яблоко, груша, виноград, банан, апельсин и т.п.), а также натуральные фрукты.

Ход занятия.

  1. Взрослый рассматривает с малышом картинки, называя изображенные на них предметы, малыш повторяет. "Это фрукты", — обобщает взрослый.
  2. На столе — ваза с фруктами. Взрослый говорит малышу, что ему купили фрукты и предлагает посмотреть, что лежит в вазе. Фрукты называются и сравниваются с картинками.
  3. Взрослый предлагает малышу выбрать то, что ему хочется съесть, назвать фрукт и найти картинку. Можно угостить родных и друзей.

"На чем ты поедешь?"

Цель. Закрепить представления о средствах передвижения. Учить выбирать знакомые картинки (автомобиль, автобус, поезд и др. по просьбе взрослого) и называть их. Ввести новые картинки (самолет, грузовая машина).

Материал. Предметные картинки из серии "Транспорт".

Ход занятия.

  1. Взрослый разговаривает с малышом о машинах, транспорте, который они видели на улице. Показывает транспортные средства на картинках. Предлагает посмотреть, какие игрушки из его игрушечного хозяйства относятся к транспорту ("то, на чем можно ехать"). Затем вместе со взрослым ребенок подбирает соответствующие картинки, которые называются и сравниваются. Если малыш затрудняется, взрослый помогает.
  2. Малышу предлагают действовать с игрушками.
  3. Взрослый предлагает малышу сказать, на чем они "поедут". Далее занятие разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка. Занятие переходит в игру, в которой взрослый выступает в качестве партнера, придумывая коллизии забавного сюжета.

"Для чего это нужно?"

Цель. Учить узнавать знакомые предметы домашнего обихода на картинке, называть словом, понимать их функциональное назначение. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов.

Материал. Серия картинок "Предметы домашнего обихода" ("утюг", "щетка", "часы", "телефон" и пр.).

Ход занятия.

  1. Взрослый обращается к ребенку: "Позвоним папе (бабушке, тете и др.). Что нам для этого нужно?" — показывает картинку, на которой изображен телефон. "Что это, как называется?". Далее дидактическая игра разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора и игрового поведения малыша. Взрослый принимает активное участие в разговоре "по телефону", вводит в игру персонажи игр, сказок, потешек, фантазируя в диалоге с ребенком.
  2. Предъявляются другие картинки, действия с ними разворачиваются в зависимости от выбора малыша.

"Курочка-пеструшечка"

Цель. Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и птиц на картинках в реалистическом изображении. Продолжать учить строить фразы из 2-3 слов. Побуждать малыша к диалогической речи.

Материал. 5-6 предметных картинок из серии "Домашние животные и птицы" ("Корова", "Лошадь", "Коза", "Овца", "Утка", "Гусь" и др.).

Ход занятия.

  1. Разговор о животных знакомых ребенку (коровка, лошадка, козочка др.). Рассматривание картинок. Отмечаются особенности внешнего вида. Взрослый подчеркивает, какую пользу животные приносят людям (курочка — яичко, коровка — молочко, овечка — шерстку и т.д.).
  2. Чтение потешки: Курочка-пеструшечка, цыпляток води! Уточка-водоплавочка, по воде плыви! Гусочка-краснолапочка, по лугу ходи! Свинка-белоспинка, земельку копай! Козочка-брыкалочка, по горке скачи! Овечка, у речки травку щипи! Коровка-буренка, молочка неси! Лошадка-пегашка, беги, беги! Нашего Ванюшку вези, вези! По ходу чтения рассматриваются иллюстрации к тексту.
  3. Взрослый спрашивает ребенка, как можно обратиться к курочке: "Что мы ей скажем?". Этот же вопрос задается по поводу уточки, гусочки и т. д. Потешка повторяется.

1 Двухместные дидактические игрушки — это игрушки с двумя полостями для вкладыша. Например, в раскладывающийся бочонок можно вложить еще два, один из которых также раскладывается, а второй — нет.
2 Для занятий с картинками можно использовать наглядное пособие: Павлова Л., "Раннее детство: Развитие речи и мышления". Мозаика-Синтез, М., 2005.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца, к.психол.н.