Признаюсь честно: время прогулок с детьми всегда было для меня самым любимым временем. Очень надеюсь, что мои зарисовки и наблюдения помогут сделать ваши прогулки с малышами более интересными, насыщенными, радостными и полезными. Ну, не все же время в песочнице играть, ведь так? Давайте любую прогулку превратим в развивающую!

О том, как самая простая прогулка превращается в развивающую

Мы гуляемКак-то нам нужно было сходить на рынок за покупками. Если время и погода позволяет, мы не едем на маршрутке, а идем пешком. Это был тот самый случай, когда есть время совместить повседневные бытовые заботы с прогулкой. Погода, правда, жарковата, но жить можно. Хотя мы и живем в обычном "спальном" районе, но не такой уж он на самом деле и обычный. У нас есть замечательный оборудованный родник и рукотворное озерцо, перегороженное дамбой. Озеро выкопали не так давно, но оно уже превратилось во вполне обитаемое, с рыбками, лягушками, утками и водомерками, с болотной травой и тростником по берегам. Очень приятное место для прогулок. Мимо него мы и ходим на рынок. Во многом благодаря ему прогулка всегда превращается в увлекательное путешествие. Пока шли, покормили голубей и уток, вспомнили, что большущие зеленые листья у воды принадлежат мать-и-мачехе, поглядели на круги на воде, гадая, какие рыбки их оставили, заметили снующих водомерок, и Маша не преминула растопырить руки и ноги, что бы показать, как они бегают по воде. И, конечно, вместе порассуждали, почему же водомерки не тонут. А вот и стрекоза летит. Большущая, настоящий вертолет! И сразу вспомнилось стихотворение Мошковской:

Быстрый, шустрый,
Вот над капустой,
Вот над травой, над головой,
Вот над малиной
Вертолет стрекозиный.

Вспомнили стишок, а вместе с ним и то, что давно не читали эту книжку. Сегодня вечером непременно почитаем.

Идем дальше, пруд остался позади. Вокруг — детские сады, аллейки, многоэтажные дома. Вдруг Маша тормозит и кричит мне: "Мама, посмотри, кто!" У самого края асфальта замечаем крошечную многоножку, не больше сантиметра в длину. Точнее, Маша ее первая заметила. Она вообще многое вокруг замечает. Вспомнили, как видели на Тарханкуте огромную ядовитую многоножку-сколопендру. А это какая-нибудь ее очень дальняя родственница. Только совсем крошка и безвредная. К сороконожке подбежал муравьишка и, видимо, куснул. Многоножка дернулась так, что муравей буквально отлетел в сторону. Вскочил и побежал. То ли по своим муравьиным делам, то ли звать собратьев на подмогу. Рядом находим еще такую же сороконожку. А чуть дальше, в траве, скопление клопов-солдатиков. Несколько десятков их тут в кучку собралось, а рядом — совсем крошечные солдатики, огромный выводок. Торопливо разбегаются в разные стороны. Ну надо же, сколько всего интересного можно отыскать в траве у дома...

Идем дальше по асфальтированной аллейке в тени деревьев.

— Ой, Мама, подожди! Смотри, жук! — это моя юная натуралистка опять кого-то отыскала. Черный жук лежал на спине и отчаянно дрыгал в воздухе всеми шестью лапками.

Сердобольная Маша пытается его перевернуть при помощи соломинки. Наконец ей это удается. Жук делает несколько неуверенных шагов и снова опрокидывается на спину.

— Бедненький, — причитает Маша, — наверное, на него кто-то наступил и повредил ему лапку.

Я подношу соломинку к жуку, он за нее цепляется, и мы с Машей убираем его с асфальта в траву. Теперь на него никто не наступит. Конечно, спасение жука — не Бог весть какой подвиг. Но мне нравится, что дочка болеет душой даже за маленькую букашку. Зачем зря губить жизнь, пусть даже и такую крошечную?

— Ой! — кричит Маша, — Я чуть на солдатика не наступила. Еле заметила его...

Маша обходит жучка стороной, а я снова вспоминаю стихотворение Мошковской. Что-то у нас сегодня все встречи по теме...

Он прыгнул на дорогу, а я уж ставил ногу
И чуть не наступил,
И я б его убил.
Как подпрыгнет тот кузнечик!
Он веселый! Он живой!
Хорошо, что я заметил!
Хорошо, что он живой!

Действительно, хорошо. Мне сложно понять родителей, которые не реагируют на попытки ребенка наступить ногой на дождевого червяка или бегущего по земле жучка. А иногда и поощряют подобные поступки: "Дави гусеницу ножкой, дави!" Мне не понять. Какой в этом смысл? Для чего такая бессмысленная жестокость?

Следы как способ развития мышления

Топаем дальше. Ой, а что это так пахнет? Да это же липа зацвела! Срываю цветочек, показываю Маше. Она нюхает. Говорит, что пахнет свежестью, как свежий огурец. Рассказываю ей об удивительных свойствах липового цвета помогать при простуде, о том, как его собирают, сушат, как заваривают из него зимой ароматный чай. Что-то рано в этом году липа зацвела. Сегодня только 15 июня. А ведь по-украински "липнем" называют июль. Потому, что в июле цветет липа. Рассказываю об этом Маше и прошу вспомнить названия месяцев по-украински, а затем и по-английски. Оказывается, она это порядком подзабыла. Вспоминаем вместе, а заодно пытаемся понять, почему же месяцы назвали именно так. В русском языке сделать это без лингвистической подготовки не просто. А вот в украинском — легко и интересно. Каждый месяц имеет очень характерное название. Квiтень — потому что цветут первоцветы. Травень — потому что вся земля укрывается зеленой травой. А червень — потому что красный, красивый, как "красна-девица"...

На прогулке очень удобно давать малышу небольшие задачки для развития мышления. Для этого подойдет что угодно. Вот пример. На улице сухо, и вдруг замечаем на асфальте мокрые следы лап. Спрашиваем у малыша, чьи это следы. Получаем ответ, что собачьи. Хорошо! А почему они мокрые? Оказывается, неподалеку есть большая непросыхающая лужа. Собака в нее вступила, а потом прошлась мокрыми лапами по асфальту. Отлично, идем дальше. А почему следы были сначала хорошо заметны, потом стали бледнее, а потом совсем исчезли? Пусть малыш разберется и с этой загадкой. Или вот зимой видим, что везде лежит снег, а в одном месте, вокруг люка, его нет. Чернеет земля, и даже зеленая травка местами пробивается. В чем причина? Такие простые, на первый взгляд, задачки — отличная возможность для малыша потренировать свое логическое мышление, задуматься о причинах и следствиях тех или иных явлений. От них гораздо больше пользы для развития ребенка, чем от готовых знаний... Конечно, можно рассказать малышу, почему осенью желтеют листья. Но лучше дать возможность подумать, порассуждать и ответить на этот вопрос самому. И пусть ответ будет звучать фантастически. Важно желание докопаться до истины, найти ответ на поставленный вопрос. Вопросы важнее ответов...

Разговаривая с малышом о всяких непростых вещах, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды во время прогулки пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. "А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?" Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? "Ну, те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается". Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это вот такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле, да и сталкиваются время от времени, видимо, от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.

О розовом слоне, воображении и стихосложении

Весьма важно научить малыша замечать вокруг себя разные занятные мелочи, быть внимательным наблюдателем. А для этого нужно и самому хоть иногда, хоть ненадолго замедлять стремительный ритм жизни и оглядываться по сторонам. И в прямом, и в переносном смысле. Обычно, ребенок замечает много разных деталей, незаметных взрослому просто потому, что для взрослого все это кажется несущественной мелочью, а малышу может показаться вполне достойным внимания. А бывает, что взрослому что-то покажется любопытным, а малыш этого не заметит. Вот так и учим друг друга подмечать удивительные мелочи.

...Недалеко от нашего дома есть аллейка, которая идет вдоль длинной девятиэтажки. Мы по ней часто ходим. И вот однажды я замечаю на балконе второго этажа игрушечного слона. Балкончик крошечный, а слон, наоборот, огромный и, кажется, занимает пол балкона. И, что самое примечательное, слон розовый. Мы с Машей посмеялись над этим, и сразу сама-собой переделалась песенка о розовом слоне, подстраиваясь под нашу историю:

Там, где березы
Вышли на склон,
Жил на балконе
Розовый слон...

И всякий раз, проходя под этим балконом, мы махали рукой старому знакомцу и пели нашу песенку. Это превратилось в ритуал. А потом на первом этаже дома, прямо под "слоновьим" балконом открыли аптеку. И Маша тут же опять переделала песенку. Теперь уже получилось "Жил над аптекой розовый слон"... А однажды слон исчез. Это было неожиданно и грустно. Зато стало поводом придумать целую захватывающую историю о таинственном похищении слона. Но все закончилось хорошо: слон вернулся в свою Африку к маме и папе. Поглядывая на балконы нижних этажей, можно заметить массу всего любопытного. А дальше отпускаем на волю свою фантазию и воображение. Это легко, нужно всего лишь попробовать.

Прогулка — самое подходящее время для сочинения стихов. И даже если вы считаете, что совершенно лишены поэтического дара, стоит попробовать. О чем будут стихи? О том, что происходит вокруг. В общем, уподобимся на время чукотскому народу: о чем вижу, о том и пою. Вот, например, дождь пошел, и стишок готов:

Солнце спряталось за тучку,
Дождик капнул мне на ручку
И на носик, и на щечки,
На деревья, на цветочки.
Теплые капельки
Капают, капают...

Приключения из ничего

Хотите верьте, хотите нет, а превратить в развивающую, познавательную или приключенческую можно практически любую прогулку с ребенком. Однажды поздней осенью мы отправились погулять в городской парк. Оказалось, что канатная дорога работает, и дочь захотела на ней прокатиться. Рассматривая сверху лесок и тропинки, нам пришла в голову неожиданная мысль. Можно, конечно, обратно тоже на канатке вернуться. Но легкие пути не для нас... Скучно... Нужно вернуться пешком. И прогулка получится хорошая, и очередное приключение для дочки (очень она их любит, а они — ее). Остроты ощущениям добавила уже почти полная темнота, отсутствие фонарика, и мало подходящее для пеших лесных прогулок время года. Маша была в восторге. Да и мы, надо сказать, получили некоторую порцию если не адреналина, то хорошего настроения — это уж точно. Я это не к тому говорю, что нужно бродить по лесу в полной темноте. Я о том, что даже родителям, далеким от туризма, вполне по силам превратить самое обычное мероприятие в запоминающееся событие. Ну, разве припомнили бы мы потом хоть раз о самой банальной прогулке на канатке? Вряд ли. А вот такую прогулку потом вспоминали всю зиму...

Прогулка по городу — это самое настоящее путешествие для малыша! Любой, даже небольшой городок, с его старинной архитектурой и парками, мостами и площадями, соборами и церквушками, может стать интереснейшим объектом для маленького любознательного исследователя. Пройдитесь по историческому центру, обратите внимание на фасады домов и их украшение, на колонны и ступени. Расскажите, что за люди здесь жили. А потом предложите ребенку выступить вашим гидом и проводником. Пусть он учится замечать вокруг себя красивое и необычное и рассказывает об этом вам. Возможно, что вы и сами будете поражены красотой своего города, микрорайона, соседнего парка. Мы отправляемся путешествовать по новым местам за тридевять земель, но часто даже не представляем, сколько всего интересного можно отыскать рядом.

"Ленивый" поход

Мы гуляемОтправиться в настоящий многодневный поход — для большинства из нас штука сложная, почти невыполнимая. Хотя для многих жителей крупных городов, почти отвыкших от природы, свободы и активного движения такая "встряска" — лучшее лекарство и от гиподинамии, и от стресса. Но что нам мешает в выходные дни устраивать этакие мини-походики, однодневные пешие прогулки? Ничего, кроме нашей собственной лени. Но стоит хотя бы разок свою лень одолеть и выбраться в однодневный поход всей семьей. А можно еще и семью приятелей прихватить. Так будет веселее и вам, и детворе. Вы не знаете, куда идти? Это дело поправимое. Для начала можно даже далеко не уезжать. Практически в любом городе есть большие лесопарковые зоны. Обзаведитесь хорошей картой и проложите для себя маршрут из одного района города в другой таким образом, что бы путь проходил через лесопарк. Определите примерный километраж и прикиньте, сколько времени у вас это займет. Затем берем небольшой рюкзачок с питьевой водой, перекусом, запасной одеждой для детей (они имеют обыкновение влезать в лужи и грязь) и отправляемся к точке старта. Ходить в подобные походы можно в любое время года, но лучше в сухую погоду. И, конечно, весна, лето и ранняя осень — самая приятная пора.

Мы гуляемМы иногда добираемся до начала маршрута на машине, оставляем ее, проходим намеченный маршрут, а потом на общественном транспорте возвращаемся обратно к машине. Такие прогулки особенно хороши, если у вас ребятишки-дошкольники, которые пока еще не могут проходить пешком большие расстояния. Но и недооценивать ребенка не нужно. Подготовленный пяти-шестилетний малыш может проходить очень большие расстояния, но при условии, что ему интересно. Поэтому слово "устал" в данном случае синоним слова "скучно". Достаточно сказать: "Ой, скорее все сюда, посмотрите, что я нашел!" И всю усталость как рукой снимет! Что это может быть? Грибы, огромный муравейник, большая шишка, жук-олень, божья коровка, причудливые наросты на деревьях, интересный пень, ягоды, красивые цветы, гнездо, птичка или белка в ветвях, "столовая" дятла, да мало ли что еще может заинтересовать в лесу маленького натуралиста. Как-то мы наткнулись посреди лесопарка на совершенно фантастическое озеро в окружении деревьев, где плавали ручные утки, бравшие хлеб из рук. И Маша без сожаления скормила им свою порцию пирожков. Разве такое забудется? Каждая подобная прогулка — это новые открытия. И зачастую не только для детей...

Мы гуляемЕсли подобный вид воскресного отдыха придется вам по душе, можно затеять поход посерьезнее. Тоже однодневный, но более продолжительный и уже за городом. Если вы обладаете хотя бы небольшими туристическими навыками, вы без труда сможете составить маршрут, соединив два населенных пункта, куда можно добраться автобусом или электричкой. Или можно совершить радиальный поход, т.е. добраться до места на машине, пройтись по окрестностям и вернуться в начальную точку путешествия. Но я советую вам поискать уже готовые маршруты. Такой информации много в Интернете, а в библиотеке наверняка отыщутся неплохие старые книжки с описанием туристических маршрутов (в том числе и одно-двухдневных) в вашей области. Такие маршруты хороши тем, что обычно прокладываются в местах живописных или несущих в себе память о каких-то исторических событиях, так что вместе с активным отдыхом вы и детвора получите возможность насладиться красивыми видами природы и узнать что-то новое о своем крае. Что к этому добавить? Не забывайте делать остановки. Ведь что самое интересное для малыша в походе? Правильно, привал. И поедание припасов. И запаситесь достаточным количеством воды. А если понравится, можно и в двухдневный походик сходить. А потом... Но это уже совсем другая история...

Юлия Каспарова, ykasparova@mail.ru