Все-таки как мы, родители, бываем потрясающе непоследовательны: при сумасшедшей любви к своему ребенку подчас проявляем столь же безумное... безразличие к его безопасности в автомобиле.

Маленький пассажир и его проблемы

Посмотрите на транспортный поток, окружающий вас. Вы обязательно увидите машину, в которой малыш предоставлен самому себе: сидит где-нибудь на заднем сиденье или в лучшем случае стоит за спиной водителя между креслами, в то время как его папа или мама выжимают из автомобиля последние силы или занимаются слаломом, перестраиваясь из ряда в ряд, несутся по крайней левой полосе... В этот час они не думают о своем драгоценном пассажире. Вернее, полагают, что ничто ему не угрожает. Между тем на дороге нет более беззащитного и уязвимого существа, чем малыш. Достаточно резкого торможения, внезапного маневра, чтобы его сорвало с автомобильного сиденья и бросило на окружающие предметы или лобовое стекло. Ситуация давно требует перемен, и начинать нужно с приобретения специального детского кресла. Производители автомобилей давно и серьезно заботятся о комфорте и безопасности маленьких пассажиров.

Кресла и креслица: какие они бывают

Практически все последние модели автомобилей оборудованы штатно встроенными детскими креслами. Однако, во-первых, они предназначены для детей от 6 до 12 лет, а во-вторых, большинство эксплуатирующихся у нас машин таких устройств не имеют. К тому же малышам, независимо от оснащенности автомобиля, необходимы специальные съемные сиденья. По мере роста ребенка размер и конфигурация кресла должны обязательно меняться. Поэтому все кресла для детей делятся условно на три группы.

  • Для грудных предназначены те, что напоминают верх от прогулочной коляски. Их предлагают для своих автомобилей все крупные автозаводы (Volvo, SAAB, BMW, Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen), а также независимые производители такого рода продукции.

    Изготавливают такие кресла из особо прочных и легких конструкций, учитывающих телосложение ребенка, и обтягивают экологически чистыми материалами. Их крепят всегда спиной к ходу автомобиля на переднем или заднем сиденье (малышу в таком возрасте все равно, как он едет, так что не волнуйтесь).

    Креслица для грудничков, обязательно должны иметь собственные ремни безопасности. Лучшие из них при этом удерживают малыша в четырех (так называемый спортивный хват) или трех точках (Y-oбразное крепление), а заодно способны принимать несколько положений (в том числе для сна) без перестановки креплений и дополнены солнцезащитным козырьком, столиком для кормления, поддерживающей тело подушкой. Почти все правильные креслица снабжены ручкой для переноски в них ребенка вне автомобиля. А к некоторым прилагают еще и складывающееся шасси, которое превращает кресло в обычную коляску.

    Такие фирмы, как, например Volvo и Mercedes, предлагают малышам жесткие литые сиденья. Они облегают малыша, защищая его с трех сторон. Такие кресла жестко крепятся в машине на переднем или заднем сиденье и не приспособлены для переноски. Зато их можно использовать, меняя положение, пока ребенок не достигнет 4 лет.

  • Для детей от 9 месяцев до 3, 4, иногда 6 лет предусмотрены другие сиденья, представляющие собой уменьшенную копию обычных автомобильных кресел. Одни крепятся лицом по ходу движения, другие — спиной, третьи универсальны.

    Наиболее предпочтительны здесь те, что имеют анатомическую форму, снабжены собственными (как минимум трехточечными) ремнями безопасности и дополнены подголовниками, подлокотниками и столиком для игр и кормления. Большинство из них изготовлены из сверхпрочной пористой пластмассы и обтянуты валяным хлопком или материалом типа джерси. У некоторых есть жесткие основания, чтобы такими креслами можно было пользоваться вне автомобиля (например, во время пикника). Кресла с регулируемым наклоном спинки удобны для сна и отдыха.

  • Для детей постарше (до 12 лет) выпускают похожие съемные кресла, но устанавливаются они лицом по ходу движения. Большинство моделей уже не имеют собственных ремней, а используют те, что есть в автомобиле. Однако лучшие из них защитой все же снабжены, а спинки имеют удерживающие боковины. Кроме того, хорошие креслица имеют собственные подголовники с изменяемой высотой и снимающуюся спинку, чтобы затем, когда ребенок подрастет, можно было использовать только сиденье. Лучшие кресла имеют еще и бесступенчатую регулировку высоты его крепления на подушке сиденья автомобиля.

    Некоторые автозаводы предлагают для своих автомобилей достаточно универсальные кресла, которые можно использовать на протяжении всего периода взросления малыша: от 9 месяцев до 4 лет (с опорой-столиком, обтянутой мягкими тканями), затем до 6 (без опоры) и от 6 до 12 лет (сиденье без спинки). Такое кресло практичнее и выгоднее, чем три разных (у BMW оно, в частности, называется Carii). Следует иметь в виду, что для большинства ведущих производителей (Audi, BMW, Ford, Honda, Mercedes-Benz, Nissan, Peugeot, Renault, Volkswagen и некоторых других) детские кресла разрабатывает фирма Britax, которая продает свои изделия и под собственной маркой. В этом случае они стоят чуть дешевле, но в качестве и надежности "фирменным" не уступают. Ее отдельные модели подходят и для отечественных автомобилей.

Как сделать выбор?

Каждое кресло рассчитано на определенный возраст малыша, но подбирать его следует совсем по другому параметру — весу маленького человечка.

Как мы уже отметили, автозаводы предлагают кресла исключительно под свои автомобили, и не все модели независимых производителей могут подойти к вашей машине. Поэтому начинайте поиск с дилера или продавца вашей марки автомобиля. Фирменное изделие может стоить дороже, но обеспечит полную совместимость с вашим автомобилем и требуемый уровень безопасности.

Покупая кресла в розничной торговле, начинайте с прилагаемого к нему перечня марок (и моделей!) автомобилей, которым оно предназначено. Кресла для малышей должны свободно умещаться между спинками автомобиля сзади (поперек сиденья) или спереди между спинкой и панелью машины и надежно закрепляться в точном соответствии со схемой производителя.

Подбирая кресло ребенку среднего возраста, надо учитывать, где он преимущественно ездит в автомобиле — спереди, то есть только рядом с водителем, или сзади, в сопровождении второго взрослого. От этого зависит установка кресла: по ходу или против движения.

Кресла для старших детей должны обеспечивать правильную посадку, то есть регулироваться но высоте крепления, при которой штатные ремни безопасности автомобиля проходят не по шее ребенка, но охватывают его грудную клетку и бедра (а не живот) и обеспечивают необходимое натяжение.

Вообще, отправляться за креслом лучше на том автомобиле, на котором оно будет установлено, и вместе с малышом — примерка и подгонка "по месту" лишь повышают качество выбора. А покупку автомобиля планируйте сразу с приобретением детского кресла. Предпочтение стоит отдавать тем из них, что соответствуют последнему европейскому стандарту — ECE R44 rev03.

Некоторые фирмы предлагают сегодня большой выбор подержанных автокресел, но покупать их мы не советуем. Никто не знает, в каких передрягах они побывали. Возможно, они имеют незаметные повреждения, существенно влияющие на надежность. Не исключено и то, что прежние владельцы разбирали и собирали кресло и у него отсутствуют важные детали. У подержанных сидений может не оказаться инструкции по правильной установке. Наконец, при несчастном случае вы не получите страховку и некому будет адресовать претензии.

Особенности установки

  • Все производители детских кресел строго предупреждают: если машина оборудована надувной подушкой безопасности для переднего пассажира, то ставить кресло на переднее сиденье категорически запрещено. В момент срабатывания подушка способна серьезно травмировать ребенка. Если такой подушки со стороны пассажира в машине нет, и вы ездите с ребенком вдвоем, то размещать сиденье лучше именно впереди, да так, чтобы малыш при этом сидел против движения. В этом случае вы сможете наблюдать за ним и будете в поле его зрения.
  • Детские сиденья устанавливают в строгом соответствии с инструкцией, используя только предназначенные для этой зоны, установочные места и приспособления или ремни безопасности автомобиля. Кресло должно быть закреплено на своем месте неподвижно. Ни в коем случае нельзя привязывать его веревками и использовать самодеятельные устройства. Проверяйте надежность крепления каждый раз перед выездом.
  • Походу движения в автомобиле могут размещаться взрослые малыши (старше трех лет) — спереди или сзади, как вам удобно, но общее правило остается тем же: ребенок должен постоянно быть в зоне вашего наблюдения и видеть вас.
  • Ремни безопасности должны обхватывать тело ребенка достаточно туго, но так, чтобы ему было комфортно. Правильность регулировки проверяют двумя пальцами (указательным и средним): они должны проходить под ремнями с некоторым усилием.
  • Ближняя к ребенку дверь должна быть заблокирована.

Владимир Салмин, главный редактор каталога AUTOMOBIL REVUE.

Статья из июньского номера журнала.