Содержание:

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".
В. А. Сухомлинский

Давно известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, малыши лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения в конечном счете придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Есть множество методик развития мелкой моторики рук. Посмотрим, как можно развивать ручки крохи на занятиях лепкой из пластилина. Начинать лучше с 1,5 - 2 лет. Можно заниматься и с годовалым ребенком, но тут вы должны решить, сможет ли малыш воспринять то, что вы планируете дать в процессе занятий.

Мы будем лепить из пластилина!

К содержанию

С чего начать занятия?

Место для занятий лепкой. Удобно сразу приучить ребенка к определенному месту для занятий с пластилином. Желательно, чтоб в комнате не было ковровых покрытий, ведь пластилин непросто удалить с такой поверхности. Если нет возможности заниматься в комнате без ковра, то необходимо застелить его поверхность. Стол и стул должны подходить ребенку по росту: ему должно быть комфортно на занятиях. Следите за осанкой ребенка. На поверхность стола можно положить однотонную бумагу, на которой позволяются любые действия с пластилином. Бумагу легко заменить, если она испачкается, а ограничений творческому процессу никаких нет. Можно использовать клеенку, но она скользит.

В более старшем возрасте можно использовать специальные фартуки для детского творчества с нарукавниками .

Пластилина в процессе регулярных занятий станет достаточно много, и потребуются различные емкости для хранения. Коробки, в которых пластилин обычно продается, малопригодны для хранения материала, уже побывавшего в деле.

Моей дочке нравится, когда мы используем различные дополнительные коробки из-под конфет, небольшие пластиковые баночки, в которые можно складывать пластилин. Наш пластилин "любит жить" в разных "домиках".

Презентация. Занятия со своей годовалой дочкой я начала с презентации: открыла коробку с пластилином и предложила посмотреть, что там прячется внутри. Она с интересом разглядывала цветные ребристые полоски пластилина, наконец, решилась и взяла один из них в руки. При этом я не мешала ей: я ждала, когда она сама решится перейти к следующему этапу знакомства. Она покрутила брусок пластилина в руках, немного сжала, затем решила попробовать на вкус. Он ей сразу не понравился. Затем я объяснила дочке, что никто из взрослых его не ест: ни папа, ни мама, ни бабушка, и даже дедуля не ест. Она внимательно меня выслушала. Было еще несколько попыток укусить пластилин, но это быстро закончилось.

Основные элементы лепки. Как известно, практически все моделирование из пластилина строится на трех основных элементах: шарик, колбаска и лепешка. Но часто малыши не могут уловить механизм превращений, они не понимают, как сделать из одного другое. Слепив эти элементы, я поняла, что моя малышка воспринимает их как отдельные элементы. Ей сложно в таком юном возрасте воспроизвести переход от одной стадии к другой. Тогда я перешла к понятиям "шарик-мячик", "столбик" и "лепешка". Очень легко понять, как из шарика получается столбик, т.к. столбик напоминает по форме бочку, его очень легко делать из шара — стоит лишь немного нажать на него пальцами с двух сторон. Затем "столбик" чуть с большим усилием превращается в лепешку. Дочка восприняла такое превращение форм с огромным интересом.

К содержанию

Развитие навыков работы с пластилином

Нарезка пластилина. В наборе с пластилином имеется нож для нарезки. Овладеть этим инструментом — непростая задача для маленького ребенка. Сначала взрослый должен показать ребенку, как правильно держать инструмент, объяснить, что у него должно быть свое место, что его нельзя бросать на пол, а использовать можно только для работы с пластилином. Потом предложить малышу самому порезать пластилин.

Дочка с явным интересом наблюдала, как я отрезаю кусочки пластилина от целого куска. Но все ее попытки самостоятельно отрезать пластилин заканчивались неудачей. Новое орудие труда ее не слушалось. Получалось работать им, как вилкой — натыкать пластилин на нож. Сколько я не показывала, как нужно держать нож в руке, придерживать другой ручкой кусок пластилина, нажимать на него с усилием — ничего не получалось. Девочка очень расстраивалась. На этом наши занятия прекращались: я боялась отбить интерес к процессу лепки. Выход нашелся неожиданно. Дочка сама подсказала его. Видя, как я режу хлеб и другие продукты питания, она оживилась, узнавая этот вид деятельности. Потом, когда мы занимались с пластилином, я говорила: "А теперь нарезай так, как мама режет хлеб". Стало получаться гораздо лучше.

Отщипывание. Пластилин можно резать, но еще его удобно отщипывать пальчиками. Мой ребенок освоил это очень быстро и самостоятельно, только посмотрев, как отщипываю я. Теперь на наших занятиях отщипывание кусков пластилина для дальнейшей лепки закреплено за дочкой. Она отщипывает, я из этих кусков леплю основные элементы. Иногда дочкины полуфабрикаты слишком малы, я их объединяю, но не нарушаю ее процесс подготовки критикой.

Катание. Самостоятельное катание шариков в возрасте 1-1,5 лет затруднено. Дети постарше легко справляются с задачей.

Обычный пластилин достаточно твердый, и ребенок не может сам его размять и раскатать. Но есть и мягкие сорта пластилина. Из него не сделать шедевра, так как он крошится после лепки, да и стоит дороже, но из него легко катать различные элементы самостоятельно. Можно разогревать пластилин перед тем, как дать ребенку.

К содержанию

Что можно лепить?

Пирамида из пластилина. Налепив достаточное количество разноцветных шариков, столбиков и колбасок, мы стали делать из них различные пирамидки. Это занятие аналогично складыванию пирамидки из кубиков, только с пластилином получается гораздо больше возможностей для творчества: элементы пирамиды не похожи один на другой по форме, цвету и размеру. Дочка испытала большой восторг, увидев, что можно сделать из этих разрозненных кусочков. Через несколько месяцев она стала самостоятельно делать свои собственные пирамидки.

Украшения из пластилина. Когда ребенок начал примерять мои вещи (браслеты, часы, бусы), мы перешли к моделированию этих украшений из трех уже знакомых нам элементов. Это получалось у дочки довольно легко, потому что она на этом этапе была уже знакома с вещами, которые лепит.

Знакомые вещи. Ребенку можно предложить слепить те вещи, которые ему хорошо знакомы — колесико от машинки, мячик, тарелочку, стаканчик.

Картины из пластилина. Однажды, отщипывая куски для лепки, моя малышка начала буквально втирать их в бумагу. Начался какой-то новый этап в нашем совместном творчестве. Это натолкнуло меня на идею делать картины из пластилина.

Для этого нужна раскраска с крупно нарисованными предметами и четкими линиями деталей. Отщипывая небольшие куски пластилина, наносим ими точечный рисунок, намечая области раскрашивания. Затем начинаем "втирать" его и получаем закрашенную область на картинке. Следующую деталь изображения "рисуем" таким же образом. В итоге получается, например, разноцветный крокодил с объемными глазами и носом. Его можно сделать рельефным, чешуйчатым, наложить сверху пластилина дополнительные детали: пуговицы, ткань, нитки, бантик, различную крупу.

Если вы умеете рисовать, то контурный рисунок можно нанести на картон, который не деформируется под тяжестью пластилина.

Такую картину из пластилина можно повесить в рамку, и она долго будет радовать всех домочадцев. Можно дарить бабушкам и дедушкам на праздники.

Мы будем лепить из пластилина!

К содержанию

Обучение при помощи пластилина

Пластилин  — очень хороший материал, из него можно сделать практически все, что угодно. Воспользовавшись этим свойством, можно обучать ребенка новым словам и понятиям во время занятий лепкой.

Части тела. Во время лепки людей и животных проговаривайте вслух названия частей тела, спрашивайте, где эта часть тела находится у куклы, у мамы, у самого ребенка. "Это ушки слоника; посмотри, какие они большие, слон слушает разные песенки и слова. А где твои уши?" Эта игра нравится малышам. Она помогает им легче запоминать новые и повторять уже известные слова и понятия.

"Больше-меньше-средний". Дети постоянно сравнивают окружающие предметы. Если вы слепите одинаковые по форме и цвету детали, отличающиеся по размеру, то на этой модели можно обяснить понятия "больше — меньше — средний". "Эта пластилиновая морковка большая, а эта маленькая; посмотри, чем отличаются эти пластилиновые яблочки". Понятие "средний" лучше вводить несколько позже, чем понятия "большой и маленький".

Понятия "выше и ниже" стоит проговаривать во время лепки. "Голова мишки выше, чем его руки, а ноги ниже рук".

В столь раннем возрасте удобно вводить понятие цвета на примере кусочков пластилина. "А сейчас мы возьмем зеленый пластилин и сделаем для нашего цветка листик". Вначале вам может показаться, что вся эта "болтовня" — полнейшая бессмыслица. Я проговаривала своей девочке названия цветов, интуитивно догадываясь, что она меня понимает. А когда в год и семь месяцев она отчетливо сказала "синий", взяв кусок синего пластилина, я поняла, что все делала правильно.

Навыки счета. Делая шарики или колбаски, говорите, сколько деталей вы сделали. Во время лепки фигурки сообщайте, сколько ног нужно пластилиновой собачке, сколько лепестков будет у цветка. Затем можно переходить к сложению, вычитанию. "Это один шарик из пластилина, а если добавить второй, то будет два". Можно фразу сократить: "Один плюс один — два".

Буквы и цифры. Вылепив различные буквы и цифры из пластилина, можно начинать обучение. Хорошо, когда буква или цифра с чем-то ассоциируется. Можно делать гласные одного цвета, а согласные — другого. На поверхность символов можно наложить различные мелкие предметы, крупу (рис, гречку, макароны), куски бархатной бумаги, пуговицы различной формы и цвета, нитки и прочее. Это повысит "уникальность" и запоминаемость буквы. Проводя пальчиками по символу, ребенок использует не только зрительную, но и тактильную память. Позже можно проводить игру "Отгадай букву с закрытыми глазами". Алфавит и цифры можно закрепить на основу из картона. Получится замечательное наглядное пособие, которое будет особенно дорого и интересно ребенку, потому что оно создано и его руками тоже.

Главное в занятиях — вызвать интерес у ребенка, показать ему практически безграничные возможности для творчества.

Начиная занятия, вы по реакции своего ребенка поймете, когда следует вводить новые игры, осваивать что-то новое. Вы поймете, в каком темпе должно двигаться обучение. А если ваш малыш отвлекается, смотрит по сторонам, берет другие игрушки — значит, занятие нужно прекратить. Интерес на сегодня пропал. Его нужно сохранить до следующего раза.

Научив ребенка основам моделирования, вы сможете давать ему небольшие задания для лепки. Сейчас продаются различные самоучители с пошаговой инструкцией для получения конечной скульптуры из пластилина. Чуть повзрослев, малыш сможет самостоятельно заниматься по книге. Это хорошая база для понимания, где взять информацию, основа для первых шагов в самостоятельной работе, в тренировке терпения и усидчивости. Все это еще пригодится ребенку в школе и взрослой жизни.