Содержание:


К содержанию

Когда родители — учителя

«Родители, — писал известный педагог прошлого Я. А. Коменский, — могут научить своих детей всему, что умеют сами». Например, петь, танцевать, слушать музыку. А играющие папы и мамы — играть на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей.

В этом смысле родители — коллеги педагогов. Здесь нет ни иронии, ни преувеличения. Другое дело, что для того, чтобы правильно научить и воспитать детей, родители, как и сами педагоги, должны постоянно учиться. Знаем семьи, где папа или мама сами начинали учиться играть на том или ином музыкальном инструменте, чтобы потом научить детей или, если дети посещают музыкальную школу, помочь им.

Что же касается учеников, то их любимая игра — игра «В школу». Малыши с нетерпением ждут, когда им купят ранец, тетради, учебники, а некоторые ещё и нотную тетрадь и ноты, чтобы поскорее приобщиться к замечательному и пока таинственному для них братству учеников школы музыкальной.

Для родителей, которые хотят научить своих сына или дочь игре на том инструменте, на котором они играют сами, необходимы, как мы уже отмечали, некоторые педагогические знания. В одном современном фантастическом рассказе молодожёны, чтобы получить право иметь и воспитывать детей, сдавали экзамен по педагогике. Несмотря на всю нереальность идеи, какое-то рациональное зерно в ней присутствует. Опыт показывает, как трудно бывает педагогически неподготовленным родителям учить дошкольников игре на музыкальном инструменте, независимо от того, занимаются ли те самостоятельно или только помогают выполнять домашнее задание профессиональному педагогу.

К содержанию

О психологических особенностях маленького ученика

Нередко после первых же уроков родители разочарованно говорили нам, что их дети, на которых возлагались такие надежды, оказались непонятливыми. Они постоянно отвлекаются, делают массу лишних движений, быстро устают и совершенно не способны к обучению. К счастью, на самом деле всё оказывалось не совсем так.

— Сиди ровно, — говорит мама начинающему пианисту, — не опускай кисть! Смотри в ноты!

Подробный шквал замечаний прямо-таки парализует маленького музыканта, объём внимания которого (количество предметов, которые он может воспринимать одновременно) крайне невелик.

Внимание дошкольника носит непроизвольный характер и, образно выражаясь, порхает, как бабочка. Вот строит малыш дом из песка. Вдруг увидел, что другие ребята играют в мяч. Дом заброшен — ребёнок кидается к мячу. Малыша привлекает всё новое, интересное. Шестилетний скрипач, выступая на концерте в зале Дома культуры, случайно бросил взгляд за кулисы и уже не мог оторваться. Там стояли декорации к спектаклю — на фоне бушующего моря взметнулись паруса яхты. В зале смеялись, а он снова и снова смотрел на поразившую его картину.

Вполне естественно и то, что дошкольник во время игры постоянно отвлекается и делает массу лишних движений. Его огромная эмоциональность требует выхода. Если он радуется, то визжит от восторга, хохочет, прыгает, бегает по комнате. Если огорчён — громко плачет и долго не может остановиться. Он не может сдержать ни слёз, ни смеха, ни гнева. Это придаёт его чувствам безмерный, подчас необузданный характер. Эмоциональное возбуждение вызывает у ребёнка потребность движения.

Причина чрезмерной двигательной активности и в неразвитости процессов торможения, и в желании как можно быстрее достичь цели. Кроме того, малышу скучно повторять одно и тоже, а это бывает необходимо на занятиях.

У детей разный темперамент. Чтобы правильно организовать домашние музыкальные занятия, родителям надо постараться понять индивидуальные особенности ребёнка, связанные с характером, склонностями, темпераментом. Напомним, что древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Для сангвиника (живой, подвижный ребёнок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение — со слушанием музыки. Флегматичный ребёнок (спокойный, с несколько замедленной реакцией) плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с легко ранимыми детьми меланхолического склада, у которых многое зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к истощению.

Учиться, играя. Независимо от темперамента, всех детей пугает всё монотонное, скучное. Поэтому для маленького музыканта большое значение имеет занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.

Например, пригласите на урок куклу. Попросите малыша спеть низкую ноту. Если у него получится не очень хорошо, дайте ему куклу-мишку и скажите, что это мишка будет петь басом. Дальше вы увидите нечто неожиданное: ребёнок входит в роль и у него «прорезается» низкий голос. Таким же образом кукла-мышонок может помочь вашему ребёнку спеть высокую ноту.

Пятилетняя Юля посадила кукол на стульчик и учит их новой песне. Сначала она терпеливо разучивает с ними слова, просит повторить их. Кукла Маша поленилась и плохо выучила слова. Для неё повторяет крокодил Гена. Потом все куклы вместе поют песню. Юля дирижирует и поёт и вместе с ними, и за каждую куклу в отдельности.

Отметки. Малышам нравится получать отметки. Поэтому мамам и папам имеет смысл оценивать их работу, объяснив, что «пять» — это отлично, а «четыре» — хорошо. Другие отметки для маленьких музыкантов не подходят. Двойки и тройки рождают у дошкольников неуверенность в своих силах, скованность, потерю интереса к занятиям.

Создайте доброжелательную атмосферу урока. При занятиях музыкой атмосфера на уроке должна быть доброжелательной, спокойной. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение как к занятиям, так и к самой музыке.

Родители, постоянно ругающие своих детей-учеников, приносят им значительно больший вред, чем те, которые захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что делает ребёнок и тем самым, вызывают у него сомнения в своих возможностях.

Малыши-консерваторы. Об этом тоже надо помнить. В подавляющем большинстве маленькие дети любит поступать так, как поступали в прошлом. Любое отклонение от раз и навсегда заведённого порядка вызывает их неудовольствие. Они любят сидеть за столом на своём месте, есть из определённой тарелки, своей ложкой и т.д. Это относится и к музыкальному уроку. Желательно выделить малышу для занятий определённое место и проводить урок, по возможности, в определённое время. Многие дети любят, чтобы составные части урока (игра на инструменте, пение, слушание музыки) тоже следовали в одном, привычном для них порядке.

К содержанию

Игра — потребность ребёнка.

В игре дети находят выход своей неуёмной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.

Вы можете сто раз безрезультатно повторять маленькому скрипачу или виолончелисту: «Веди смычок ровно». Но скажите один раз: «Смычок — это поезд. Ты машинист. Следи, чтобы поезд шёл точно по рельсам. Иначе произойдёт крушение». И вы добьётесь заинтересованности ребёнка, сосредоточенности внимания и, следовательно, результата.

Вот примеры некоторых игр, которые помогут вам в музыкальных занятиях с дошкольниками.

«Найди клавишу». Эта игра развивает слух. Приготовьте десять пуговиц. Пусть ребёнок отвернётся. А вы нажмите (это может быть и детское пианино) клавишу. Попросите найти её. Если ученик указал клавишу верно, пуговица переходит к нему. Если неверно — к вам. Побеждает тот, кому достанутся все пуговицы. Сначала ребёнок выбирает из трёх соседних клавиш, потом из четырёх и т.д.

«Выучи ноты». Вы показали ребёнку, как пишутся ноты, но он ещё знает их нетвёрдо. Нарисуйте на двух листах бумаги по десять кружочков. На первый кружок на обоих листах поставьте по фишке. Попросите маленького музыканта написать в нотной тетради, скажем, ноту «до» первой октавы. Если он ошибся, вы двигаете фишку. Написал правильно — двигает он. Кто первый достигнет последнего кружка? Благодаря этой игре ноты выучиваются дошкольниками очень быстро, в течение пяти-шести игр.

«Кто тише?» Эта игра нравится дошкольникам. Лучше, если в неё будут играть двое или трое малышей. Сначала добейтесь полной тишины. Теперь начинайте слушать окружающие звуки. Говорите при этом очень тихо: «Вот часы тикают. Вот муха пролетела. Вот вдалеке шум машины или поезда. Вот слышно чьё-то дыхание». А теперь пусть дети отвернутся и отгадают, что это за шум: спички трутся в коробке, пальцы стучат по ладошке, шепот, какие-то другие звуки. Очарованные тишиной, малыши начинают вслушиваться в окружающий мир. Они поймут, как неприятны резкие шумы и звуки. Игра влияет на формирование музыкального вкуса ребёнка.

«Простучи ритм». Простучите ребёнку ритм хорошо известной песни. Какая это песня? Попросите его сделать то же самое. Теперь угадывать должны вы. Простучите на барабане ритмическое послание соседнему африканскому племени. Пусть ребёнок точно повторит. Придумает, что говорится в этом послании. Игра развивает ритмические способности детей, их фантазию.

В заключение хотим рассказать о вполне конкретной семье, в которой папа учил шестилетнего сына игре на скрипке... Рассказывает автор, преподаватель музыкальной школы.

К содержанию

Дневник Александра Пушканского

Несколько лет назад ко мне в класс привели семилетнего мальчика по имени Вова, который уже немного умел играть на таком трудном инструменте, как скрипка, и которого где-то около года учил папа. Попросил папу, инженера-автомеханика по профессии, окончившего в детстве музыкальную школу, рассказать, как проходило обучение. Папа затруднялся ответить, но на другой день принёс дневник занятий. Привожу его в сокращённом виде и только те записи, которые, как мне кажется, представляют для нас интерес.

16 сентября. Вчера ходили на день рождения Алёны. Было нескучно, особенно, когда заиграл их семейный ансамбль. Алёна как всегда пела народные песни, но теперь ей аккомпанировал на гитаре не только муж, Виктор, но и семилетняя дочка, Светочка, на фортепиано. Девочка сначала училась у мамы, а теперь ходит в музыкальную школу. Алёна с гордостью рассказала, что они каждый день репетируют и даже будут выступать в каком-то то ли конкурсе, то ли концерте. А также о том, что Виктор собирается учить на аккордеоне их пятилетнего сына, чтобы подключить его к ансамблю.

И тут появилась у меня сумасшедшая идея. Почему бы мне тоже не научить Вовку играть на скрипке? Я в детстве окончил музыкальную школу. Играю редко, да и почти играть-то разучился. Но сохранилась не только моя скрипка, но и маленькая — четвертушка. Она висит в детской на стене. Вика сказала, что не возражает, но уверена, что Вова не захочет. Я тоже этого боюсь...

19 сентября. Сегодня суббота. У нас праздник: Вове исполнилось шесть лет. С утра достал скрипку, пошёл в детскую. Клаус рассматривал подарки, которые только что получил, и я сыграл ему «Happy birthday to you». Пальцы плохо слушаются, но что-то получилось. Стараюсь. Понимаю, как важно, чтобы сыну моя игра понравилась. Он вскочил, кинулся ко мне: «Дай поиграть. Я тоже хочу».

Снимаю со стены маленькую скрипку и смычок. Настраиваю и даю Вове. Он водит смычком по струнам. Звук кошмарный, как напильником по металлу.

«Это будет твоя. Но чтобы играть красиво, надо учиться, — оглядываюсь на дверь и перехожу на шёпот, — у меня предложение. Через семь месяцев у мамы день рождения. Давай, я тебя научу играть, и ты сыграешь ей на скрипке ко дню рождения какую-нибудь песенку. Для мамы это будет лучший подарок. Согласен?» Да, согласен, — радостно запрыгал Вова, — давай сейчас начинать.

2 ноября. Занимаемся уже полтора месяца. По 20 минут в день. У сына интерес поубавился, да и моё терпение, честно говоря, на исходе. Перед началом занятий приходится его уговаривать. Напоминать о мамином дне рождения, обещать, что если он будет заниматься хорошо, то тогда... Запас этих «тогда» невелик. Лучше всего действует «тогда на Новый год купим тебе новый велосипед».

Звук у Вовы по-прежнему скрипучий. Соседка сверху вчера сказала, что любит игру на скрипке, но не до такой степени.

12 ноября. Придумал новинку, и она, кажется, сработала: Вова водит по открытым струнам «ля» или «ре», а я играю детскую песенку, которая этим нотам соответствует. Сыну игра дуэтом нравится.

21 ноября. Записываю игру сына на магнитофон. Говорю, что каждый день у него получается лучше и лучше, хотя сам в этом не очень-то уверен. Вова любит слушать запись больше, чем играть. Заметил, что когда Вова знает, что его игру записывают, он более сосредоточен и играет лучше.

10 декабря. Приближается Новый год, и мы учим «В лесу родилась ёлочка». К нам собираются придти на праздник в гости мои родители, и намечается первое публичное выступление сына. Мы уже послали им пригласительные билеты на концерт. Пригласили также Алёну и Виктора с детьми. У нас нет фортепиано, но гитару Виктор принесёт наверняка. Вова волнуется: вчера даже стал повторять песенку сам. Без моего напоминания. Такое было первый раз, и я обрадовался.

26 декабря. Концерт удался. Правда, Вова от волнения забыл все мои замечания и часто ошибался, но все мы, а особенно бабушка с дедушкой, аплодировали и хвалили нашего концертанта.

9 января. Я понял, что публичные выступления помогают занятиям, и решил их устраивать как можно чаще. Сегодня сказал Вове, что пора начинать готовиться ко дню рождения мамы. Это вызвало у сына взрыв энтузиазма и желание начать готовиться немедленно.

25 февраля. У Вовы звук, на мой взгляд, стал получше. Он уже может играть простые мелодии по нотам. Но, несмотря на это и на близость маминого дня рождения, занимается неохотно. Каждый раз проблема оттащить сына от телевизионных мультиков, компьютерных или каких-то других игр...

11 марта. Попробовал применить, так сказать, материальный стимул. Стал давать за каждое занятие 1 рубль. Первое время действовало. Но недолго. Видимо, в шесть лет сынок ещё не готов «гибнуть за металл».

12 апреля. Алёна предложила создать дуэт. Света (фортепиано) — Вова (скрипка). Идея понравилась. Теперь они встречаются и сами репетируют. Наши занятия получили второе дыхание.

21 марта. Сегодня Вова играл на концерте, посвящённом дню рождения мамы. Аккомпанировала Света. На день рождения пришли гости. Концерт прошёл успешно. И Вова, и Света весь вечер ходили гордые и счастливые.

5 мая. Вова уже иногда занимается самостоятельно, выполняя мои задания. Особенно охотно играет вместе со Светой или со мной в две скрипки. Я сам придумываю к пьесам, которые он играет, второй голос.

16 мая. Мы с Викой решили отдать Вову в музыкальную школу. Ту самую, в которую ходит Света.

Сейчас Вова успешно продолжает обучение, а эти записи, как нам кажется, могут помочь родителям в обучении своих детей.

Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак,
детский психолог