Мультфильмы: вред или польза?

Воздействие телевидения и мультипликации на формирование психического восприятия ребенка об окружающем мире – заметки педагогов и психологов.

Мы довольно мало знаем о том, как мультфильмы влияют на формирование личности ребенка. Исследования по психологии детей дошкольного и младшего возраста рассматривают становление самосознания, понимания мира, окружающей действительности, не заостряя внимания на воздействии телевидения и мультипликации.

Действительно, мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и саму "картинку", исходя из обобщающей природы анимации, и создает единый педагогический воспитательный комплекс.

Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей агрессивными? Среди создателей мультфильмов существует два "лагеря": те, кто копирует взрослую жизнь, пропуская ее через уменьшающую призму, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни.

Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов. Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с "роботизированным ребенком", захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное "я", восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов. Без вмешательства взрослых в "мультипликационный" рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус, своего рода унифицирующей и подавляющей индивидуальность машиной.

Также иллюстрируя первую точку зрения, можно процитировать, пожалуй, самого известного мультипликатора У.Диснея: "Возможно, секрет моего успеха в том, что все мои фильмы не бывают слишком детскими". Однако надо признать, что во многом именно диснеевские мультфильмы являются для нас эталоном волшебного детского мира.



Противоположная точка зрения связана с пониманием вреда натурализации, представленной в мультфильмах, копирующих взрослую жизнь. Подобную точку мнение разделяет известный исследователь Марша Киндер: "…Противоречие в мультфильмах последних лет, которое вызвало нападки родителей, организации защиты животных, агентств по усыновлению, специалистов, занимающихся проблемами оскорблений детей, связано с тем, что дети копируют в жизни жестокие действия, увиденные в мультфильмах".

Неоднозначное влияние зарубежных "взрослых" мультфильмов можно выявить даже при анализе принципов воспитания К. Д. Ушинского:

  • народности ("Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях");
  • гуманизма;
  • природосообразности.

Без ханжества или ненужного пафоса можно сказать, что следует обратить внимание на эти принципы при воспитании современного ребенка. Особенно на принцип народности, ведь формирование личности ребенка напрямую связано с национальными и культурными особенностями, даже если эти особенности проявляются на уровне мультипликации.

Итак, очевидно, что существуют две точки зрения на влияние мультфильмов на формирование личности ребенка:

  1. оптимистическая (мультфильм - это обширная область для решения педагогических задач);
  2. пессимистическая (мультфильмы наносят вред личности ребенка).

Мы думаем, что решение - в "золотой середине", в умелом и адекватном использовании мультипликации, несущей воспитательную идею и соответствующей формуле "не навреди", с целью формирования определенных качеств личности ребенка.

Каждый родитель, включающий для своего чада той или иной мультфильм, должен понимать, что его воздействие может обмануть ожидания и взрослого, и ребенка. Родителю необходимо обратить внимание на следующее.

  • На какой возраст рассчитан мультфильм?
  • Соответствует ли мультфильм кругу интересов и психологии конкретного ребенка?
  • Каково эстетическое и этическое наполнение мультфильма?

В мультипликации существует такое важное для педагогов понятие, как "акт доверия". Сочетание вымысла и реальности, столь очевидное для взрослого человека, не осознается ребенком. Конечно, "пребывание" в сказке, в ирреальном мире контрастных категорий добра и зла необходимо ребенку. Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей. Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающими пособием для:

  • раскрепощения мышления;
  • развития творческого потенциала в соединении с занятиями рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами;
  • совершенствования навыков общения и социализации.

Дьякова Марианна, djakova@mail.ru.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Мультфильмы: вред или польза?"

Вы не авторизованы.

Если не хотите вырастить из своих детей моральных и беспринципных гаденышей, обязатетьно ограничивайте просмотр западной мультипликации. Или пусть смотрят в вашем присутствии и с вашими комментариями.
Суть:
Какие ценности прививают российским детям американские мультфильмы?
Американский мультфильм (на языке детей, мультик), только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма тупой и грубой, но, опять таки не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Но если приглядеться к ним внимательно, то тут же начинаешь замечать то тут то там «торчащие уши» «американского образа жизни». Наши русские люди, восприняв такую скрытую пропаганду именно что нутром (не осознавая полностью всего), просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Но беда в том, что многие не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, но по той элементарной причине, что их они даже не смотрели. А зря!
Родители не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе – «по телеку» детям плохого не покажут!»...
Вот целая подборка - видео и несколько статей:
http://endem.ru/19982-propaganda-v-amerikanskikh-multfilmakh..html
2008-12-28, Олег
"Том и Джерри" - ситуационная комедия, там разбирается "застревание" в каких-то психологических схемах. У нас очень хорошо шло в 3-5 лет, когда дочка стала больше общаться с людьми вне семьи, ну, ситуации разбирать разные. Как источник метафор для малышей вполне. Дразнилкин-Джерри, его бесбашенный младший братец, лезущий в беду, легко ведущийся и попадающий в неприятности Том, громила-пёс. Как раз "проблемные" персонажи песочницы. И то, что они вляпываются в одни и те же проблемы опять и опять, как раз помогало разбирать эти схемы. Ну, всё как в жизни, шагом марш по граблям.Некоторые серии более удачны, что делали в конце девяностых поточным методом, мне почти не нравится, но есть и шедевры :-)

Мулан - отличный фильм. Вообще фильмов с сильными женскими ролями мало, вот Мулан и Тоторо, Унесённые Духами, Служба доставки Кики того же Миядзаки, Лило и Ститч, а так и не вспомнишь.
2005-11-29, Мария Д.
Каюсь, мой малыш смотрит мультики уже с 7-8 месяцев. Сначала ему были интересны мультфильмы без слов (Например "Ice age gonna nutty", "Ну погоди", венгерский "Кротик")после - насыщеные действием яркие мультфильмы ("Капитошка","Питер Пен-2", "Котенок по имени Гав", "Простоквашино","Бременские музыканты", далее эмоциональные длинные мультфильмы со смыслом "Лоло", "Король лев", "Лесная сказка", "Волшебник изумрудного города" и пр.)
Все ставила ему ТОЛЬКО по его просьбе, смотрели вместе , с объяснениями и , конечно, недолго.
Влияния западных мультфильмов не проявляется. Сейчас начинаем смотреть мультики не в записи, а по телевизору. Смотрим том и джерри и скуби-ду. Я в ужасе, а он - в восторге! Запрещать не буду. Но у меня уже разум кипит, как объяснить ребенку все те их безумные действия!..
2007-09-06, Juliasha
Имхо дети воспринимают все гораздо более естественно, и все эти "ужасы" могут быть для них не ужасами вовсе, частью жизни. А про Мононоке - меня вообще весь мульт потряс просто, это ИНОЙ мир. Мы вообще после этого "мультика" заболели Японией.

...я тут год наверное или полтора назад этот вопрос задавала, и советы конфы мне очень помогли. Я как раз смерть совсем не прячу, потому как по поводу прятания имею собственный негативный опыт. Думаю и поэтому тоже дочка моя очень спокойно к смерти относится, хотя видела ее в разных проявлениях.
2005-11-29, Da'iline
А я, живя в Америке, тоже продолжаю любить советские мультики. И дочке ставлю и "Ну, погоди", и "38 попугаев", и "Чебурашку"... Но американские нам тоже нравятся, например, из серии "Little People", где милые человечки вместе играют, помогают взрослым, друг другу, поют песни, делают подарки, учат цифры и т.д. Много-много серий. Моя дочка обожает их смотреть. И никакого насилия, драк и супергероев. ИМХО: советские мультики не единственно добрые и хорошие, просто надо получше выбирать, тогда и американские не испортят твоего ребёнка.
2005-11-29, Екатеринаа
Не знаю, у нас Том и Джери это друзья. И они, в играх уже вне мультиков, ходят вместе в школу, спасают друг друга.
Думал с возрастом пройдет, нет один из любимых мультфильмов наравне с с Карлсоном, котом Леапольдом и множеством других.
Жить в нашем Мире и быть вне Джери, Черепашек и другх диснеевских мультиков ребенок просто не может. Их герои окружают ребенка и в садике (друзья принесли -все окружили) и в магазине на прилавках. А вот как воспринимать этот Мир наша задача-иногда и не решенная ... .
2005-11-28, Одноногий (Марсель)
Как-то всегда догадывалась о сильльном влиянии ТВ не только не ребенка, но и на взрослого. Ставила исключительно проверенные временем совдеповские мультики и фильмы и не жадею. Сыну 12, дочери 8, они любят Электроника, Красную Шапочку- Поплавскую, Петрова и Васечкина и т.д. А тем детям, которые сначала посмотрели черепах-нинзя, им скучно без стрелялок, погонь и ужасов. Но как это отражается на нервной системе малышей - вопрос.
2005-11-28, Наталья
Поделитесь:

28.11.2005
Обновлено 27.03.2014
Близкие по теме статьи
Вадим Галыгин: о мультфильмах и воспитании детей в цифровую эпоху
Вадим Галыгин: о мультфильмах и воспитании детей в цифровую эпоху
Интервью с Вадимом Галыгиным: как озвучивать мультики и учить детей читать
Хэллоуин: зачем он американским детям и взрослым?
Хэллоуин: зачем он американским детям и взрослым?
Приметы праздника Хэллоуин: тыквы, ведьмы, маски и карнавальные костюмы
 Жизнь под кодом Е
Жизнь под кодом Е
А вы внимательно читаете информацию на упаковке?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!