Содержание:

На занятиях с детьми с нарушением интеллекта очень полезно использовать занимательный материал, поскольку он не только вызывает интерес к предмету, но и развивает речь, внимание, память и мышление.

К содержанию

Главное — правильное отношение к детям

В основу работы с умственно отсталыми детьми положены сложившиеся представления о структуре дефекта, где на первый план выступает нарушение интеллектуальной деятельности, и на его фоне возникают вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, в физической ослабленности, нарушении поведения, речи.

Важными условиями правильных взаимоотношений педагога с детьми для воспитания интереса к изучению математики являются:

  • cоздание эмоционального контакта с ребенком;
  • положительное отношение учителя к деятельности ребенка;
  • поддержание уверенности детей в своих силах;
  • предупреждение неудач через учет индивидуальных особенностей;
  • наглядный показ результата деятельности;
  • создание преодолимых трудностей;
  • последовательное увеличение самостоятельности в работе.

Цель работы по развитию интереса к математике у детей с нарушением интеллекта — приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для независимой (частично независимой) и самостоятельной (частично самостоятельной) жизни в дальнейшем.

Человеку приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные действия с числами. Развитие математических знаний у умственно отсталых детей имеет исключительно практическую важность. Доказано, что у ребенка, овладевшего математическими представлениями и понятиями, быстрее и успешнее происходит социализация.

Математические знания у детей с нарушениями интеллекта имеют своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий. У них страдают процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдаются инертность, косность мышления (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Ж.И. Шиф и др.).

Отечественные психологи считают, что основной дефект при олигофрении — недоразвитие познавательной деятельности. Такая деятельность основывается на восприятии, памяти, мышлении и речи, которые тесно связаны между собой. Формирование мыслительных представлений содействует коррекции наиболее слабой стороны психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, развитию различных сторон восприятия и мышления, а значит, всей познавательной деятельности в целом. Уровень сформированности математических представлений у детей нашего реабилитационного центра различен. Каждого ребенка я стараюсь воспринимать как человека с определенным потенциалом и принимать таким, какой он есть.

Проводя коррекционную работу, применяя индивидуальный подход к ребятам, я старалась вызвать как можно больший интерес к различной деятельности. И убедилась в том, что с больными детьми нужно чаще применять не строгость, а ласку, уместную шутку, сказку, игровую ситуацию. Я стремилась уважать незнание и непонимание ребенка, стараясь найти их причины, а не требовать безоговорочного исполнения заданий. Ведь знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением и эмоциями, не становятся полезными.

К содержанию

Занимательность — помощник обучения

Ребенку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольного внимания и памяти. Потребность в общении и элементарном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Занимательный материал оказывает влияние на развитие речи. Если ребенок не может высказать свои пожелания, понять словесную инструкцию, он не может выполнить и задание.

Через такой материал идет развитие личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в бытовых ситуациях, узнает нормы поведения. В процессе использования занимательного материала возникают и воспитываются интерес и уважение к труду, расширяется кругозор. Этот материал доставляет детям удовольствие.

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, формируется интерес к предмету, компенсируются дефекты развития.

При работе с детьми младшего возраста интерес к математике обеспечивается в большей степени использованием сказочных сюжетов, и тогда ребятишки переносятся в мир волшебства. Они воспринимают предложенное задание как реальное событие.

Частыми гостями у меня на занятиях бывают Буратино, Мальвина, Белоснежка, почтальон Печкин, Муха-цокотуха, Красная Шапочка и Баба-яга.

С помощью этих персонажей создаются ситуации с заданиями, активизируется словарь детей, воспитываются оценочные суждения при анализе нравственных поступков.

К содержанию

Тема занятия: «Умножение на 2»

Прослушивая аудиозаписи, дети узнают, кто приглашен на день рождения к Мухе-цокотухе. По рисунку надо выяснить, сколько на празднике гостей. Танцуют парами (жучки, блошки, паучки). Закрепляется таблица умножения. Гости приготовили подарки — несколько салфеток, на них по 2 цветка. Сколько всего цветков?

На этом же занятии реализуются и нравственные задачи — как нужно дарить подарки, как их получать. Дети должны выбрать из трех предложенных один ответ — слова благодарности для Мухи-цокотухи за полученный подарок — сапожки.

1

Ничего себе сапожки.
Где вы их достали, блошки?
В них по улице ходить
Иль в коробку положить?

2

У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки,
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе.

3

Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору!

Любая игровая ситуация подчинена теме занятия, поэтому она дает хорошие результаты.

Вот по дорожке бежит Красная Шапочка, торопится к бабушке (на магнитной доске красочное изображение). Она заранее положила пирожки в корзину и складывала побыстрее — парами (закрепляется таблица умножения на 2). Волк решил обогнать девочку. На волшебном дереве нужно найти примеры с ответом 20 (рис.). Нашел. Но вот опять препятствие: мост, на нем уже более сложные примеры. Решил и пришел к бабушке. Но как к ней обратиться? Нарвал ромашек и вежливо преподнес подарок.

Ты, бабулечка-симпапулечка,
Я пришел тебя не есть,
За пирог лишь вкусный сесть,
Пришел к тебе с гармошечкой
Под твое окошечко.

А потом «пекли» пироги и одновременно решали задачу. И в этом сюжете присутствует воспитательный момент: исправился характер у Волка. Он стал добрым и ласковым...

В следующий раз использую в работе загадки, которые всегда интересны детям. Они развивают любознательность, внимание, память, мышление. И очень необходимы при установке занятия, определении математических ситуаций.

К содержанию

Тема: «Число и цифра 11»

Что за чудо этот дом?
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Дети во время беседы говорят, что в нашем городе ходит автобус под № 11 и останавливается недалеко. Педагог спрашивает, где еще они встречали эту цифру.

На другом занятии предлагаю решить примеры и заполнить кроссворд.

19 — 9 — 9 = 1
1 + 8 — 7 = 2
12 — 10 + 1 = 3
7 + 2 — 5 = 4

Ответы закрыты табличками, на обратной стороне слова: 1 (заяц); 2 (волк); 3 (медведь); 4 (лиса). Порядок примеров совпадает с порядком слов в кроссворде, заполнив который мы узнаем приглашенных гостей. Это звери из цирка.

кроссворд

На одном из занятий была даже Баба-яга. Дети так увлеклись, доказывая, что она неправильно решает примеры, что та взмолилась:

Вот что я скажу, друзья:
Дети примеры, задачи решают,
Никого не обижают.
Я теперь уйду в избушку,
Буду книги там читать,
Стану доброю старушкой,
Буду всем вам помогать.

Несомненно, успешному использованию занимательного материала в целях воспитания элементарного интереса к математике способствует умелое педагогическое руководство. Учитель своим поведением и эмоциональным настроем должен вызвать положительное отношение к материалу, только тогда возникает сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослыми и добиваться положительных результатов.

Лидия Сухачева

Статья предоставлена газетой «Здоровье детей»