Можно ли научить творчеству

К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы всегда старались быть в курсе новостей по раннему развитию, очень много занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и... все?

Если ты можешь это вообразить - значит, ты можешь это осуществить.
Уолт Дисней

К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы всегда старались быть в курсе новостей по раннему развитию, очень много занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и... все? Расскажите о методиках, по которым можно заниматься со школьником!"

Конечно, такие методики есть. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - на сегодняшний момент наиболее разработанная система обучения творчеству. Ее автор - Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ-педагогика исходит из того, что техникам и приемам творчества можно обучить как взрослого, так и ребенка. Владеющий ТРИЗ человек способен преодолевать заданные противоречия, прогнозировать и предотвращать затруднительные (аварийные) ситуации, генерировать плодотворные фантастические идеи, причем не беспорядочно (обрывками, клочками), а системно разворачивая их в цельную картину. Здесь я хочу отметить, что граница между изобретением и фантастической идеей - довольно зыбкая. То, что кажется сейчас противоречащим научному знанию и здравому смыслу, в самом недалеком будущем может быть реализовано!

Любой курс обучения дошкольников должен решать такие задачи, как создание учебной мотивации, формирование общеучебных умений и навыков, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми и т.д. А вот какие специфические задачи ставят перед собой педагоги, занятые развитием творческого воображения (РТВ) ребенка:

  • учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;
  • формулировать противоречия;
  • комбинировать части в целое, в том числе части различных объектов;
  • строить модели объектов, ситуаций; создавать объекты, ситуации по заданным моделям;
  • проводить аналогии между разными предметами;
  • находить сходное у разных предметов;
  • переносить свойства одних предметов на другие;
  • учить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов и т.п.

Разумеется, для дошкольников перечисленные задачи ставятся только в отношении простых предметов, действий, высказываний.

Храбрый Портняжка

Храброму Портняжке из одноименной сказки пришлось состязаться в силе со злым Великаном. Проигравшему грозит съедение. Кто сильнее сожмет камень? Великан так сильно сжал камень, что тот превратился в пыль. Что предпримет Портняжка в качестве ответного хода?



Пчелы в самолете

В самолете, в багажном отделении, стоят ульи. Это группа ученых перевозит из одной африканской страны диких и очень кусачих, хоть и медоносных пчел для дальнейшего изучения и скрещивания с привычными для нас видами. Уже в полете обнаруживается, что летки ульев от вибрации открылись, и рой раздраженных тряской и гудением двигателей пчел сейчас заполнит салон. Со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями для пассажиров. Что делать?

Когда мы решаем подобные задачи с детьми, не важно, известен ли ответ мировому сообществу. Важно, что он неизвестен лично решателю. И ему в процессе решения приходится делать свое личное изобретение.

Изобретение - продукт творческой деятельности, новое оригинальное разрешение имеющегося затруднения, противоречия, проблемы. Изобретения совершаются во всех сферах человеческой деятельности, хотя в обыденном сознании и в управленческой практике их обычно связывают с технической сферой. А в области науки основные продукты творческой деятельности принято называть открытиями.

Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся. Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия, затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и самодостаточным. И все чаще умение создавать новое предстает перед нами как жизненно важное (в том числе и профессиональное) умение.

Мелькают объявления о найме на работу: "Требуется творческий директор... креативный менеджер... специалист по креативу... продуктивный консультант по рекламе и PR..." Опять же, предпринимательство - ведь это деятельность по созданию новых видов человеческой деятельности, а значит, творчество - основа и этой профессии. Похоже, обучение творчеству как процессу создания новых норм, образцов, эталонов человеческой деятельности и культуры становится востребованным учебным курсом.

Возьмем, к примеру, умение находить позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях. Вот как может выглядеть игра "Хорошо-плохо" на занятии с пятилетками.

Игра "Хорошо-плохо"

  1. Знакомство с позитивными и негативными сторонами предметов, явлений. На рисунках - объекты в разных ситуациях: костер в комнате и костер под котелком; кисточка, рисующая в альбоме, и кисточка, пачкающая одежду; мороженое в школьном портфеле и мороженое в стаканчике. Воспитатель просит раскрасить те картинки, на которых объект играет положительную роль.
  2. Поиск позитивных и негативных сторон предметов, явлений.
    Взрослый: "Сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. Он готовится к зиме и решил поговорить с вами про нее".
    Взрослый помогает детям рассказать Зайчонку, какие природные явления бывают только зимой.
    В: Зайчонок спрашивает: зима - это хорошо или плохо? Давайте с ним поиграем в игру "Хорошо-плохо"!
    В.: Холод - это плохо. Почему? (Д.: мерзнут люди, звери и растения, много одежды нужно, нет цветов, нельзя купаться).
    В.: Но холод - это хорошо! Почему? (Снег и лед не тают, интересные сосульки образуются, холодильник для мороженого не нужен).
    В.: Лед - это плохо. Почему? (Скользко ходить, машинам скользко ездить).
    В.: Но лед - это хорошо! Почему? (Можно на коньках кататься, через речку без моста переходить).
    В.: Снег - это плохо. Почему? (Надо дорожки чистить, от него одежда мокрая, в глаза летит и пр.)
    В.: Но снег - это очень хорошо. Почему? (Красиво, земля и растения от холода укрыты, можно лепить снеговиков...)
    Дети с помощью взрослого делают вывод, что в любой ситуации есть хорошие и плохие стороны.
  3. Поиск позитивного в негативных ситуациях.
    Воспитатель напоминает о правилах поведения в лесу, ведь мы там гости и можем нечаянно повредить его обитателям. Беседа проводится по схеме:
    - Что плохо делать в лесу? (Дети называют "плохое" поведение.)
    - А где это... ("плохое" поведение) может быть хорошим, подходящим? (Дети называют альтернативную ситуацию, где такое поведение было бы уместным.)
    Например:
    Д.: Плохо громко кричать, испугаешь зверей. Громко кричать хорошо, если спасаешься, видишь пожар или поешь песню вместе с друзьями.
    Д.: Плохо поджигать траву или деревья, будет пожар. Жечь костер хорошо, когда выбрал место и следишь за огнем.
    Плохо рвать цветы. Хорошо делать это у себя на огороде.
    Дети с помощью взрослого делают вывод, что любая "плохая" ситуация может быть хороша для чего-то другого.
  4. Выявление негатива в положительном.
    В: Мы с вами сыграли в шумовой оркестр, а в качестве инструментов использовали окружающие предметы. Очень хорошо уметь играть на любых вещах! Захотелось музыки - взял и сыграл! А что может быть в этом плохого?
    Д.: Если громко шумишь - можно помешать другим, сильно стукнешь по вазе - может разбиться, если возьмешь для игры чужую вещь - ее хозяин огорчится и пр.
    В.: Молодцы! Вы, оказывается, не только умеете играть, как музыканты, вы еще и очень предусмотрительные.
    Чем старше дети, тем больше сторон у более сложных явлений они могут найти.

Мир наших детей не будет похож на наш мир. Будущее во многом зависит от их способности понимать, воспринимать и строить новые концепции, создавать возможность выбора там, где, кажется, его не может быть, а также учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям всей своей жизни.

Если вы обратили внимание на задачи в начале статьи, то вам, возможно, будет интересно познакомиться с решениями, которые предлагают малыши.

Храбрый Портняжка

Великан добыл из камня пыль. Портняжка же сообразил задать великану невозможный критерий: выжать из камня воду. В сказке он добыл воду из комка творога, похожего на камень.

Дети предложили Портняжке еще множество способов спасти себя, сжимая в руке: мокрую тряпку; губку; яйцо; корнеплод; фрукт, похожий на камень (слива, черный виноград); засунуть в рукав стакан с водой (как у фокусника) - при наклоне вода польется по руке и камню, как будто выливаясь из него; льдинку, комок снега; комок мокрой земли; пирожок с начинкой.

Попробуйте предложить решения и вы, сделав следующий шаг - выжмите из камня что-нибудь газообразное!

Пчелы в самолете

В задаче про пчел дети начинают тщательный поиск ресурсов: что есть вокруг нас, пассажиров самолета? Что есть у пчелы?

После сбора необходимой информации юные решатели выдают варианты. Забаррикадировать салон чемоданами и другим багажом. Завернуть пассажиров в парашюты, пчелы не прокусят. Всем пассажирам катапультироваться или спрыгнуть с парашютом. Вывести пассажиров на крыло, пока стюардессы поймают пчел. Резко снизиться, рой пчел останется на месте и стукнется об потолок, бесчувственных пчел можно собрать руками или веником. Приманить их в другой конец самолета едой, духами, лекарствами из аптечки. Развесить липкий скотч у входа в салон. Сдуть воздухом из вентиляторов. Обрызгать их водой, пчелы в дождь не летают. Выключить свет в салоне, ночью пчелы тоже спят, а включить возле ульев.

Теперь предложения надо проанализировать. После обсуждения сходятся на том, что самыми гуманными и экономичными являются два последних способа, но сбрасывать со счетов остальные не стоит - мало ли когда они могут пригодиться?

Задача курса ТРИЗ-РТВ заключается в обучении тому, как учиться, в обучении тому, как думать, в изучении новых методов, которые вы можете использовать для решения любой возникающей перед вами задачи в любом возрасте.

В нашей студии курс ТРИЗ-РТВ начинают осваивать с 6 лет. Родители с удовольствием присутствуют на занятиях, а на следующий год потребовали ввести его в программу лектория для взрослых. Для нас это - показатель важности и нужности нашей работы!

Наталия Ключ
педагог-методист студии "Планета Фантазеров" НОУ УМЦ "Учимся, играя"
Статья из июльского номера журнала
Наш любимый малыш
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Можно ли научить творчеству"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

12.07.2004
Обновлено 12.07.2004
Близкие по теме статьи
Как научить ребенка считать в уме
Как научить ребенка считать в уме
Учимся считать быстро: ментальная арифметика – дома
Ребенок и литература: как вырастить нового Толстого
Ребенок и литература: как вырастить нового Толстого
Что делать с юным писателем, или "Аффтар, пеши исчо!"
Уроки творчества с детьми
Уроки творчества с детьми
Как сделать картину из ваты и мозаику из бумаги?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!