— Мама, поиграй со мной, — просит ребенок, уцепившись за подол юбки
— Дорогой, маме сейчас некогда, поиграй сам во что-нибудь. У тебя ведь столько игрушек!

Знакомая ситуация? Детская комната завалена куклами, машинками, мячами, барабанами, книжками и конструкторами, а ребенку все равно скучно. И это несмотря на богатую детскую фантазию и поразительное умение воспроизводить увиденное в игре. Ничего удивительного в этом нет. Ребенок нуждается, во — первых, в партнере по играм, а во-вторых, в более старшем и опытным товарище, способным научить его этим играм. Дошколятам, посещающим детский сад, в этом плане повезло. Есть и мудрый (или просто опытный!) воспитатель и целая группа желающих поиграть. А если ребенок в сад не ходит, а пребывает дома с мамой, бабушкой, няней? Тогда на плечи взрослого ложится обязанность не только кормить и выгуливать ребенка, но и периодически играть с ним в ролевые игры.

Распространенное среди взрослых мнение, что ребенка не нужно обучать игре, глубоко ошибочно. Если с ребенком не играть, в большинстве случаев он будет примитивно действовать в игровой ситуации. Его жизненный опыт еще весьма ограничен, и характер игры, скорее всего, будет носить имитационный, а не ролевой характер. То есть из пистолета ребенок будет просто стрелять, паровозик — заводить, включать машинку на батарейках. В имитационных играх нет сюжета (либо сюжет крайне прост), есть только различные манипуляции с предметами.

Развитие игрушечной индустрии, повлекшее за собой создание автоматических и все более совершенных технически игрушек, как ни странно, только усугубило ситуацию. Дети вынуждены действовать по логике игрушки, заложенной в ней производителем, оставляя собственную фантазию на заднем плане. Поэтому ненавязчивое присутствие взрослого в игре становится все более и более актуальным.

Самая первая игра, которая приходит на ум, когда речь заходит о сюжетно-ролевой игре — это "Дочки-матери". Девочки запрограммированы на эту игру генетически. Казалось бы, здесь все проще простого. Есть некий пупс, есть масса атрибутов для игры: коляски, бутылочки, сосочки и пр. Все, что остается — это использовать реквизит по назначению, повторяя незамысловатый сюжет изо дня в день, пока игра не наскучит. Но стоит подойти к делу творчески, немного подыграть ребенку, и сюжет обрастет новыми и интересными подробностями. Предложите дочке побыть не только мамой, но и представить себя бабушкой или старшей сестрицей. Вы можете исполнять роль подруги мамы, приходящей медсестры или няни. Можете использовать несколько кукол ( братья-сестры) одновременно или вовсе обойтись без них ( исполняя самой роль ребенка). Вариантов может быть масса. Кроме того, в игру легко встраивается обучающий момент. Например, укачивая куклу, вы читаете стихотворение:

Ой, качи-качи-качи,
Что рождается в ночи?
На болоте — ветерок,
В поле — серый мотылек,
В небе — звезды и луна,
В нашем доме —
Тишина.
(И. Пивоварова)

А кормите и одеваете пупса под такой "аккомпанемент":

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!
(З. Александрова)

Через некоторое время ребенок запомнит это стихотворение без принуждения. Подобным образом можно разучивать любые стихи, лишь бы они удачно встраивались в сюжет игры.

Интересные дополнения можно внести и в игру с посудкой. Во-первых, можно разыграть различные ситуации — прием гостей, поход в гости, ресторан, королевский ужин, банкет у президента и т.д. Во-вторых, в качестве игрушечных продуктов можно использовать самые разнообразные материалы — фасоль, горох, крупы (а перебирание мелких предметов очень полезно для тренировки мелкой моторики), покупные пластмассовые и деревянные наборы овощей и фруктов… И даже самую настоящую еду (если вы хотите одновременно убить двух зайцев — поиграть и накормить чем-нибудь полезным своего малоежку). В-третьих, сам процесс игры может включать в себя различные обучающие моменты — это и сервировка стола, и повторение норм этикета, и ненавязчивое обучение новым словам и понятиям. Например, мы с четырехлетним сыном активно изучаем английский язык, приглашая в гости плюшевого мишку-иностранца, крайне привередливого в еде. А когда в игру вмешивается младший ребенок, приходит время в шутливой форме вспомнить историю про маленького поросенка, не признающего никаких правил поведения за столом. И тогда игра без сожаления трансформируется во всеобщее веселье.

Игра в "Магазин" также понравится как девочкам, так и мальчикам. Сама ситуация хорошо знакома детям, и вам придется только немного подыграть. А если вы захотите внести дидактический аспект, возможностей в этой игре более чем достаточно. Это и устный счет (в качестве денег подойдут жетоны от настольных игр), и классификация (распределение по отделам на основе общего признака предмета), и тот же иностранный язык, если ваш ребенок им увлечен.

Вообще, дошкольники очень легко обучаются в игре (более того это практически единственный способ обучения в данном возрасте). Да и сам процесс игры в обучение может доставить немало удовольствия. Со старшими дошкольниками и полезно, и увлекательно играть в "Школу". Для этой игры нужна лишь меловая или магнитная доска и обоюдное желание играть. Для начала введите ребенка в "теорию", объясните, что в школе все детки сидят за своими партами и не вскакивают с мест, учителя называют по имени-отчеству, и когда хотят что-то сказать, то поднимают руку. Продемонстрируйте, хотя бы на примере будильника, что такое школьный звонок. Соберите тетради и книжки в импровизированный портфель. А дальше все зависит от вашей творческой активности и интеллектуальных возможностей ребенка. Только не забывайте, что это не настоящая школа, а всего лишь игра, поэтому не переусердствуйте, а лучше сами чаще выступайте в роли ученика.

С большим удовольствие ваши дети поиграют и в "Больницу", "Доктора". Для этой игры можно воспользоваться готовым игрушечным набором инструментов, а можно позаимствовать некоторые предметы из настоящей аптечки. Пустые флаконы, клизма, бинт, банки, аспиратор, жгут, шприцы без иголки — все это очень пригодится в нашей игре. Также могут быть задействованы куклы и мягкие игрушки в качестве пациентов. А можете в этой роли выступать и вы. Простор фантазии в этой игре необыкновенно велик. Можно предложить ребенку побывать и педиатром, и хирургом и ветеринаром (попутно "врач" узнает об особенностях профессии), и военным врачом (совместив эту игру с любимой мальчишками "войнушкой"), и доктором Айболитом (инсценируя знаменитый рассказ Чуковского). А можно задействовать и крупнокалиберную технику (велосипед или автомобиль-багги) и представить себя врачом "скорой помощи", несущимся на всех парах к несчастным больным.

Используя домашний "транспорт" можно поиграть и в "дорожные" игры, а заодно и выучить некоторые правила дорожного движения. В качестве пособия пригодятся покупные карточки (они сделаны в форме веера) или изготовленные самостоятельно. Для этого на трех листах картона нужно нарисовать светофор. На первом листе — с ярко красным "светом", на втором — с желтым, на третьем — с зеленым. Может быть, вы захотите дополнить галерею знаков и другими карточками, например, "стоянка запрещена", "въезд запрещен", "пешеходный переход" и т.д. Теперь взрослый должен исполнять роль "подставки для знаков". Не забывайте менять знаки! Ребенок же в это время выступает в роли законопослушного водителя. Разнообразить игру можно появлением "пешехода" (игрушки, домочадцы), "транспорта" или даже "сотрудника ГИБДД".

Во что еще можно поиграть? В автозаправочную станцию, СТО и автомойку. В цветочный салон, парикмахерскую и зоомагазин. В трамвай, самолет и поезд. В подводную лодку и космический корабль. В большую стройку или в Большой театр. Да в необитаемый остров, наконец. Как видите, для того, чтобы придумать и создать ролевую игру не нужно никаких особых условий. Нужно лишь небольшое усилие над собой, чтобы вместо того, чтобы отмахнуться от ребенка в очередной раз, просто сказать: "Хорошо, давай поиграем. А во что?"

Лариса Балан, педагог