Содержание:

Ребенок проживает свою "детскую" жизнь в отлично оборудованном мире взрослых, среди полезных и нужных вещей. Но если приглядеться повнимательней, в этой разумной, удобной и размеренной жизни всегда можно заметить мордочку, плюшевого медвежонка, оглядывающую из-под одеяла, или веселую кукольную компанию, собравшуюся за столом...

Несомненно, игрушки появились на свет в тот момент, когда Земля начала заселяться первыми людьми. Глиняные погремушки, которыми успокаивали маленьких неандертальцев, сменились соломенными, тряпичными, фарфоровыми куклами и кукольными домиками, затем фантазия изобретателей подарила нам конструкторы, космические корабли и прочие технически сложные игрушки. Все они в большем или меньшем количестве окружают ребенка с самого раннего детства и помогают ему узнать окружающий мир, опробовать его и испытать реальные переживания в ситуациях "понарошку".

Для самых маленьких игрушка - то, что можно трогать, рассматривать, кусать, облизывать, нюхать, а еще кидать, ловить, держать в руке, поднимать с пола. Не паникуйте, если малыш с удовольствием засовывает в рот кукольную голову, пробует на зубок любимую собачку или пытается выковырнуть глазки у медвежонка - это не агрессия, не насилие, а сложный процесс исследования мира. Игрушка - первый предмет, которым ребенок может сам себя развлечь, первый "объект", который подчиняется малышу.

К содержанию

Свои игры

Ваш сын упрямо выбрасывает из манежа игрушки, которые там лежат, а потом изо всех сил старается дотянуться до них, чтобы забрать обратно. Вы замечаете, что он отдает предпочтение одной из игрушек, чаще всего той, что лучше всего ему подчиняется. Именно она и становится любимой, при этом ребенку совершенно неважно, что это: пластмассовый крокодил, старый мячик, ложка или соска.

В общении с игрушками начинает проявляться характер малыша, и взрослым становится понятно, чего требует ребенок от своего окружения. Одному хочется, чтобы вокруг было много новых впечатлений, разных ярких красок, звонких звуков, другому хватает одной-двух игрушек, чтобы подолгу рассматривать и исследовать их, а некоторые впечатлительные детишки, пугающиеся резких цветов или пронзительных звуков, предпочитают, чтобы их окружали мягкие, спокойные "приятели".

Кстати, чаще всего любимая игрушка - первый верный друг малыша. Им может быть и грузовик на веревочке, и кукла, которую тянут за руку или за ногу, и мишка, сидящий вместе с вашей дочкой в одной коляске. "Друг"' всегда сопровождает ребенка, следует за ним по пятам и делает его сильнее и увереннее в себе и своих поступках. Малыш старается делить с ним не только игры и веселье, он обязательно посадит игрушку рядом с собой за стол, накормит творожком, а потом и уложит спать в свою кроватку... С лучшим другом складываются самые душевные и доверительные отношения, ему рассказывают секреты, с ним делятся обидами, от него получают дельный совет и утешение в трудную минуту. Потеряв игрушку, ребенок по-настоящему горюет, и со стороны действительно кажется, что малыш потерял друга.

К содержанию

Серьезные отношения

Со временем родителям начинает казаться, что друг-игрушка принял довольно устрашающий вид и больше напоминает Бабу-ягу или пещерное чудище, чем прежних Лялю или Мишу. По ни в коем случае нельзя показывать свое настроение ребенку, этим можно нанести ему самую настоящую обиду. "Как же так! Мама (или папа) не понимает, что это самая прекрасная Ляля, которая лучше всех меня понимает и никогда не бросает в беде?" - недоумевает малыш. Сложные отношения с игрушечным миром и первыми друзьями оказывают ребенку неоценимую услугу: он получает первый опыт дружбы и верности задолго до того, как оказывается в состоянии произнести эти слова и понять их смысл.

Довольно часто ребенок наделяет любимую игрушку своими чертами и "отдает" ей свои переживания. "Я не плачу - это кукла плачет!" - ему легче научиться утешать себя, утешив игрушечного друга.

Иногда проще увидеть свои ошибки, приписав их верному медведю: "Мишка испачкался, ай-ай-ай, как нехорошо. Надо его помыть (или отшлепать)".

Игрушка - первая собственность ребенка, первая вещь, на которую он имеет право. "Мое", - грозно говорит малыш, отстаивая свое право. Довольно часто это слово взрослые принимают за проявление жадности. Не спешите делать выводы: прежде чем ребенок научится делиться, он должен научиться различить свое и чужое, и первый опыт он может получить как раз во время общения с игрушками.

Не настаивайте, чтобы ребенок поделился (а в его понимании - отдал самые ценные и любимые вещи) игрушками, даже если вам хочется развить в нем чувство щедрости. Представьте себе, что соседка просит отдать ей вашего сына только потому что ей хочется поиграть с ним денек-другой... Какой будет ваша реакция? В воспитательных целях попробуйте найти какие-нибудь другие, не самые дорогие игрушки, и "делитесь" ими, а любимые разрешите малышу оставить при себе.

К содержанию

Естествоиспытатели

Чем больше ребенок узнает о взрослом мире, тем больше приключений и испытаний выпадает на долю игрушек.

"Что же находится внутри?" "Что произойдет, если я разберу и соберу ее по-другому?" "Я буду мамой, кукла - дочкой... Нет, лучше я - доктор, а заяц - пациент". Малыш начинает искать в игрушках атрибуты "взрослой", настоящей жизни. Кукла похожа на взрослую даму, у нее есть гардероб, мебель, косметика, рядом с солдатиком лежит его полное обмундирование, а в ракету встроены "настоящие" двигатели и открывающиеся двери и люки. Игрушечный мир, в котором малышу так удобно и безопасно, все-таки должен быть похож на реальный, куда (даже если не хочется) все равно нужно возвращаться... Но маленький выдуманный мир - это не просто игра. Там, в окружении плюшевых, разноцветных и веселых приятелей, малыш учится заботиться о себе и ближайшем окружении, он понимает, за что стоит ругать и наказывать, за что хвалить, чему радоваться и как правильно быть взрослым, а как - маленьким. Благодаря игрушечному миру дети не только осваивают незнакомый опыт взрослой жизни в безопасных ситуациях, но и получают возможность избавиться от лишнего напряжения, неудовольствия, получить то, что взрослые иногда не могут дать им по самым разным причинам.


Статья из июльского номера журнала.