Кто не знает Пашков дом на углу Моховой и Знаменки, воздвигнутый на древнем Ваганьковском холме напротив Боровицких ворот Московского Кремля. Он был построен для внука денщика Петра I, лейб-гвардейца, богатого помещика П. Пашкова в 1784-1788 годах великим русским архитектором Василием Ивановичем Баженовым (1737-1799) - одним из создателей русского классического стиля.

Дом-дворец, исполненный в лучших традициях итальянской классической архитектуры и отделанный в дворцовом исполнении, поразил москвичей настолько, что они толпами стекались сюда, чтобы полюбоваться на его стройный и праздничный вид.

Основной двор с парадными располагался позади здания.

Там же находились все вспомогательные постройки, по качеству архитектурного исполнения не уступавшие основному дому.

Перед революцией в доме Пашкова был музей, возникший из множества коллекций Николая Петровича Румянцева - дипломата, мецената, собирателя древних рукописей, старопечатных изданий и других ценнейших книг, составивших большую (около миллиона томов) уникальную библиотеку, при которой находился читальный зал. Здесь, в частности, работали Достоевский и Горький. На этой базе впоследствии была создана Государственная библиотека им. В. И. Ленина, новое современное здание которой было построено в 30-е годы XX века (архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх) на Моховой, рядом с домом Пашкова.

В войну 1812 года дом Пашкова не сильно пострадал от пожара, но архив Пашковых-Апраксиных был утрачен полностью, и авторство архитектора устанавливалось позже. По нескольким исследованиям, сошлись во мнении, что дом Пашкова проектировал и строил Василий Иванович Баженов.

"Сын дьячка, перевезенный в Москву, он воспитывал свой художественный вкус на памятниках Белокаменной". Ученик архитектора Ухтомского в Москве и Чевакинского в Петербурге, немало одаренный от природы, Баженов окончил Московский университет и Петербургскую Академию художеств, в которую поступил в момент ее основания. Затем был послан на стажировку во Францию и Италию.

Во Франции Баженов обучался в Парижской академии художеств, далее много работал в Италии, завоевал звание профессора Римской Академии, стал членом Академии Флоренции и Болоньи. Однако по возвращению в Россию в 1765 году (в возрасте 28 лет) его творческая судьба складывается трагично.

Новый состав Российской академии произвел его в академики, но профессором, на что он имел все основания, его не сделали. Вместо просвещенного И. Шувалова академией теперь руководил И. Бецкий - человек, далекий от искусства, и Баженов вскоре оказался вне академии.

Предложенный Екатериной II проект Большого Кремлевского дворца не был осуществлен, а грандиозный дворцовый комплекс в Царицыно, выстроенный в фантастических русско-готических формах не понравился императрице, не был закончен, а сам зодчий впал в немилость.

В Петербурге Баженов построил здание окружного суда на Литейном, кордегардии Михайловского замка, в Москве, кроме перечисленных ранее построек, одним из главных его строений является известнейший дом Юшкова на Мясницкой.

Баженов был одним из создателей стиля русского классицизма. Поэтому симметрия и уравновешенность отдельных частей, равно как и трехчастная классическая форма построения, здесь соблюдены в полной мере. Три объема - центральный, более высокий и два боковых, более низких, - соединены с центром в единое целое галереями, продолжающимися в виде окон как во флигелях, так и по цоколю основного дома. Роль флигелей подчеркнута треугольными классическими фронтонами, боковые линии скатов которых ведут к беседке-бельведеру, украшающей центральную часть дворца, где ранее находилась статуя. Цоколь дворца немного выдвинут вперед, и вместо шести на него поставлено только 4 колонны, а две по краям заменены скульптурой, что придало центральному портику особый шарм.

Декоративная отделка всех стен центрального дома высокими пилястрами в сочетании со стройными колоннами портика того же коринфского ордера при точно найденных пропорциях усиливает впечатление не только стройности, но и изящества сооружения даже при отсутствии завершающего, классического, треугольного фронтона.

Декоративных деталей в оформлении дворца множество, и все они великолепны: тонкая лепка гирлянд, замечательная пластика львиных масок в замках арок, декоративные вазы по всему аттику. Все они дополняют и без того прекрасное оформление дома, превращая его в роскошный дворец, к которому в 30-х годах XX века советским архитектором В. Долгановым была пристроена хорошо вписавшаяся в классическую схему полукруглая терраса со стороны холма.

Следует отметить, что флигеля имеют также 4-колонные портики, но ионического ордера. В отличие от П-образных композиций русских усадеб они поставлены на одну линию с основным зданием, чтобы вся композиция в целом была параллельна стене Кремля. Кроме того, архитектором была учтена ярусность здания, которая перекликалась бы с многоярусной башней Боровицких ворот.

Усадьба П. Пашкова имеет уже более чем 200-летнюю историю, а сам Пашков дом и доныне занимает достойное место среди самых красивых сооружений Москвы.

Архитектурная графика автора.

Людмила Шестаковская
Статья предоставлена сайтом
KDO.ru