Содержание:

Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились, но не всем удается этому порадоваться. В чем секрет школьных успехов?

Все зависит от способностей - скажут одни. Важна общая культура семьи, традиции - подумают вторые. Главное, хорошо подготовить ребенка к школе, развить все необходимые навыки, настроить его на учебу - сделают вывод третьи. Однако часто случается, что при великолепных способностях ребенок просто не хочет учиться. Он испытывает элементарную лень или ему неинтересно - и никто не может ничего сделать. А вот семья с великолепными традициями: папа - профессор, мама - кандидат наук, все-все, включая бабушку, окончили вузы с красными дипломами, а ребенок абсолютно равнодушен к учебе. Истинное несчастье для семьи, в которой образование - высшая ценность! А что касается интенсивной подготовки к школе, то она иногда вызывает прямо противоположную реакцию: "Надоело! Устал!".

К содержанию

Поговорим о мотивации

"Так что же делать? - спросят те, чей ребенок не хочет учиться. - Педагоги бессильны, и мы тоже! Можно ли решить проблему?"

Можно, именно поэтому время поговорить о мотивации - движущей силе любой деятельности - и учебы в том числе. Но здесь нам не обойтись без некоторых психологических терминов.

Мотивация - это совокупность мотивов, заставляющих человека совершать то или иное действие. Мотив образуется на основе потребности.

Потребность - это дискомфорт, который ощущает человек в связи с тем, что ему чего-то не хватает.

Мотив - это стремление к предмету, который может удовлетворить соответствующую потребность.

Существует важная формула: "Нет поведения без потребности". Любой поступок, любая мысль, любая деятельность человека (в том числе и учебная) направлены на удовлетворение потребности - физической или духовной. Значимыми в жизни являются те предметы и люди, которые каким-то образом связаны с потребностями личности: либо способствуют их удовлетворению, либо препятствуют. В первом случае при встрече с ними возникают положительные эмоции, во втором - отрицательные. Теперь с этих позиций посмотрим на учебу. Какие потребности ребенка удовлетворяет учеба? Если никаких, если эмоций учеба вообще не вызывает, ребенок в принципе не может хорошо учиться.

Если учебная деятельность удовлетворяет только потребность в безопасности, поскольку при плохом ее выполнении ученика ждут большие неприятности, то картина будет ничуть не лучше.

У ребенка в мозгу возникнет связь: "Чем больше зададут, тем мне хуже. Много уроков - это всегда угроза, что я их не успею сделать и пострадаю". Таким образом, когда учеба становится источником отрицательных эмоций, при первой возможности ребенок попытается от нее устраниться. Остается одно: учеба должна вызывать положительные эмоции, удовлетворять потребность в получении жизненно важных знаний, без которых жить трудно.

Как сохранить природную любознательность?

Просто. На начальных этапах не надо вгонять учебу в какие-то определенные рамки, но пользоваться моментом. Подобрал ребенок на земле веточку, стал ее рассматривать - поговорите с ним о ветках и деревьях! Привела мама малыша в музей, а его больше всего заинтересовала паутинка на стене. Мама возмущена: она ему про искусство, а он в ответ про паука: "Красивую он сплел паутинку и прямо на колоколе! Мама, давай еще искать паутинки!" Если мама окажется мудрой, то будет говорить с малышом о том, что ему интересно. Он сам выбирает последовательность получения знаний, и сейчас у него на очереди не музейные экспонаты, а живые пауки. Зато насколько ярко выражена познавательная потребность!

К содержанию

Не убивайте жажду знаний!

Основным недостатком школьного обучения является то, что школьники его воспринимают сильно оторванным от жизни, от своих интересов. Уроки не помогают детям жить, не удовлетворяют их потребности, скорее наоборот: утомляют, отвлекают от игры, лишают свободы. Да и что говорить о детях, если даже в сознании многих родителей понятия "учеба" и "удовольствие" находятся на разных полюсах - одно противоречит другому. Когда я водила свою четырехлетнюю дочь в математический кружок, то неоднократно слышала гневные фразы: "Вы лишаете ребенка детства!", "В школе еще успеет намучиться, зачем же мучить ребенка так рано!" То есть предполагалось, что математика - не что иное, как мука. Моя же дочка воспринимала все иначе. Еще с двух лет, наигравшись в игрушки, она меня просила: "Учиться! Учиться! Мама, поучи меня чему-нибудь!", а в четыре года, когда я повезла ее на море и сказала, что мы возьмем с собой только одну книгу, она сделала неожиданный выбор - "Учебник математики"!

На что же опереться, чтобы соединить учебную деятельность с потребностями ребенка, показать ему связь между ними? Если ребенок маленький, можно полагаться на его врожденную познавательную потребность. Малыш рождается с установкой: "Учиться приятно!" - и лишь взрослые в процессе неправильного воспитания умудряются убить ее.

Вот примеры самой настоящей жажды знаний: десятимесячный ребенок тянет руки к какому-то новому предмету с криками: "На! На!", годовалый малыш, впервые увидев незнакомую птицу, с удивлением спрашивает: "Это?..", четырехлетний исследователь замучил всех своими вопросами: "Почему? Зачем?" Дети готовы учиться, но взрослые часто отказывают им в этом удовольствии.

К содержанию

Необходимая помощь

Однако встречаются случаи, и это в большей степени касается школьников, когда познавательная потребность убита. По крайней мере, слова "математика", "русский" и "чтение" вызывают у ребенка приступ агрессии или депрессивную заторможенность. Скорее всего, причина такова: ребенок в какой-то момент отстал, чего-то не понял, что вызвало в дальнейшем цепную реакцию непонимания, двойки, оскорбления, насмешки. Тут необходима помощь родителей. Они должны помочь ребенку расслабиться и ненавязчиво восполнить его пробелы в знаниях в дружеских беседах, не напоминая при этом о школе. Им просто надо почитать учебник, а потом рассказать историю о знакомом мальчике, который никак не мог решить задачу или понять правило по русскому языку. В общем, с ребенком можно обсудить его проблему, но только речь надо вести не о нем, а о "знакомом мальчике". "Ты бы решил эту задачу!" - надо добавить в конце.

Ребенок не должен осознавать, что его учат - с ним просто общаются. Сведения из учебника надо сообщать в привлекательном виде, приводить живые примеры, и делать это в непринужденной обстановке: на прогулке, в процессе разговора за ужином, в ванной, во время занятий хозяйством. Такой подход требуется, чтобы снять психологический барьер перед пресловутыми уроками, при малейшем напоминании о которых ребенку становится плохо. Это также делается, чтобы внушить ему уверенность в себе. Знания лучше давать "по поводу" того, о чем внезапно зашла речь. Ребенок должен почувствовать привлекательность новой информации, устремиться к ней.

Родителям следует сказать, что в школе преподают все то же самое, что они рассказывают, только систематизированно и научно, и это даже удобнее. "Я тебе рассказываю о признаках ухудшения погоды, а в школе дают их классификацию; мы просто беседуем о таблице умножения, а в школе тебя научат ею пользоваться".

Чтобы хорошо учиться, необходим кругозор, и родители вполне могут сообщать ребенку сведения, опережающие школьную программу. Во-первых, они смогут преподнести их в более привлекательном виде, чем в школе (в живой беседе, воспоминаниях): "Знаешь, как это было в моем детстве?" Во-вторых, к такой информации у ребенка еще не успела возникнуть неприязнь. В-третьих, когда ребенок слушает на уроке материал, который ему уже отчасти знаком, ему намного интереснее, и не грозит опасность потерять ход мысли учителя, если он случайно отвлечется.

Родителям стоит подчеркнуть в рассказах практическую важность приобретаемых знаний.

Вот пример: чтобы хорошо рисовать, надо отлично знать физику и геометрию: как создать перспективу в изображении, как построить тени предметов в зависимости от источника света, что такое отражение и по каким законам происходит его размытие в воде. Без знания английского невозможно освоить компьютер, играть в компьютерные игры. Еще английский дает возможность заводить друзей по всему миру, общаться с ними по электронной почте - разве это не привлекательно?

Что касается математики, она развивает ум, логику, дает человеку возможность правильно рассуждать. Математика, пожалуй, самая красивая наука, вызывающая необыкновенные эстетические чувства. Это и шахматы, и музыка (такты, аккорды - все подчиняется математическим законам), это и литературная деятельность. Математик пишет рассказ логично и легко, он правильно выстраивает текст, в то время как "чистый" литератор рискует запутаться в собственных мыслях и захлебнуться в потоке чувств.

Когда родитель помогает ребенку освоить какое-то новое знание, объясняет, как образуется радуга, рассказывает занимательный факт из истории, выслушивает много вопросов, в момент самого большого интереса он должен подчеркнуть: "Ты учишься! Вот это и есть учеба!" Слово "учеба" должна произноситься в момент наивысшей радости познания. Так что, уважаемые мамы и папы, расширяйте кругозор!

Если вы сами не любите учиться, чего тогда требовать от детей?

К содержанию

Поспешайте медленно

Следующее правило: учеба осуществляется только через деятельность самого учащегося. Человека нельзя научить, он может только научиться. Не будет деятельности учащегося, не будет учебы. И какой бы талантливый педагог ни попался, он ничего не сможет сделать, если ученик не будет производить никакой деятельности. И лучшие педагоги понимают: их задача - не научить, не загрузить детей сведениями, а организовать их учебную деятельность, в том числе и создать у них мотивацию учиться. Высший пилотаж - когда деятельность учащегося превышает объем заданий учителя. А деятельность всегда требует времени, затраты внутренних ресурсов.

Почему ребенок учится (или не учится)?

Мотивы бывают внешними и внутренними.

Внешние мотивы: желание получать пятерки, боязнь двоек, поощрения, наказания, влюбленность в учителя, в одноклассника, стремление произвести впечатление, чувство собственного достоинства - иными словами, все, что не относится к самой учебной деятельности.

Внутренние мотивы: интерес ребенка к самой учебной деятельности, получение от нее удовольствия. И те, и другие мотивы по-своему хороши.

Вот пример внешнего мотива. Девочка была абсолютно неспособной к иностранным языкам. Родители очень переживали, нанимали самых дорогих репетиторов, но ничего не помогало - девочка не запоминала слов, а читала по-английски так ужасно, что все не знали, то ли плакать, то ли смеяться. Ее совершенно не интересовал язык, пока она не влюбилась в иностранца. Случилось чудо: она заговорила на английском буквально за две недели, стала писать любимому длинные письма, болтать с ним по телефону.

Пример внутреннего мотива. В доме творчества организовался кружок авиамоделирования. Ребята пришли на занятия, а преподаватель стал им читать лекции по аэродинамике. Вскоре стало скучно, и дети начали один за другим покидать кружок.

Преподаватель понял, что допустил ошибку, и на следующий год поступил иначе. С первого занятия он предложил детям делать модели. И вот модели готовы, но они не летают. "Не знаете, почему они не поднимаются в воздух?" - спросил преподаватель. Дети думали, думали, ничего не придумали. И тогда он стал читать ребятам лекции по аэродинамике. Вот тут-то все слушали с огромным интересом.

Сейчас пошла мода выбирать для детей сверхсложные школы со всевозможными уклонами. Родители допускают ошибку, думая: чем выше в школе требования, тем больше ученик будет знать.

К сожалению, напротив, переизбыток информации, перегрузка заданиями может парализовать учебную деятельность ребенка: оценку, осмысление, поиски ответов на вопросы. Он из-за отсутствия времени начнет выполнять задания чисто формально, а то и списывать, испытывая утомление и неприязнь к учебе. Дайте детям возможность насладиться медленным и кропотливым усвоением знаний!

В общем, дорогие родители, не бойтесь! Человек как таковой склонен учиться, требуется всего лишь, чтобы учеба была средством удовлетворения его насущных потребностей.

Юлия Джумм, психолог

Статья из журнала
Мой Кроха и Я