Проблема выбора для своего ребёнка дошкольного учреждениям раньше или позднее возникает перед каждыми родителями. И каждый старается подобрать для ребёнка систему занятий, на сколько это возможно, максимально соответствующую своим представлениям о "правильности" воспитания, образования, развития. Естественны различные требования для образования в каждой семье, приоритеты и ориентация на разные результаты, расстановка разных акцентов в системе развития ребёнка.

Когда я подбирала систему занятий для Васи, для меня важно было, в первую очередь, сформировать у ребёнка навыки общения и взаимодействия в группах, постоянных по своему составу, на занятиях, где бы производилась работа по всестороннему развитию ребёнка, раскрытию и реализации его индивидуальных особенностей, и этот, затертый педагогическими изданиями, "принцип индивидуального подхода" был бы реализован не только на бумаге.

Известно, что детские годы накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Поэтому важно, развивая ребёнка, не нарушать его "природы", максимально тактично и аккуратно корректировать поведение, добиться соблюдения необходимых правил. Для себя я сразу определила как неприемлемый стиль общения, содержащий "некорректные" воспитательные воздействия, категорические заявления и т.д., которые (ни для кого не секрет), зачастую, используются в дошкольных заведениях и вызывают нежелательные последствия: упрямство, замкнутость, отчуждённость, подавленность, комплекс неполноценности, ожесточенность и т.д.

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить (можно скорректировать его социальные проявления). Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д.

Мой ребёнок обладает живым, подвижным темпераментом. Он легко идет на контакт (как только ребенок замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними), прекрасно сходится со сверстниками и обладает определёнными лидерскими задатками, ему надо быть активным участником происходящего, он быстро усваивает новую информацию. Он любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях, проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает, много двигается.

Вместе с тем, он впечатлительный, эмоциональный. Увлекшись каким-либо делом, не может правильно рассчитать силы, устает от однообразия и часто меняет занятия. Стараясь увидеть больше - зачастую упускает суть. Наблюдается отставание в развитии тех областей, где требуется усидчивость и терпение.

Оптимальным решением оказалось посещение занятий в группе "развивающие игры". Занятия проводятся три раза в неделю примерно по 3 часа. На мой взгляд, они в наибольшей степени соответствуют поставленным задачам. В группе 3-5 чел., свободная и очень спокойная непринужденная обстановка, мягкое общение. Педагог-воспитатель группы знает подход к каждому ребенку, относится к ним с пониманием и бесконечным терпением.

Занятия в группе мой ребёнок посещал четыре месяца. В течение этого времени я имела возможность наблюдать проведение различных учебно-воспитательных работ, вот только некоторые из них:

  • различные виды игр: ролевые игры, где в игровой форме рассматриваются и отрабатываются самые разные модели общения, игры в бытовые ситуации (поход в магазин, посещение доктора и т.д.), которые воспроизводят опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение и т.д.;
  • занятия чтением и математикой, которые гибко согласовываются с темпом запоминания и степенью заинтересованности малышей в таких занятиях;
  • чтение сказок и рисование иллюстраций к ним;
  • организованы тематические занятия в библиотеке, для расширения круга знаний о природе, об окружающем мире, истории страны, которые очень нравились ребёнку, и служили темами бесконечных домашних рассказов;
  • проводились тематические праздники (День Защитников Отечества, 8 Марта, окончание учебного года, дни рождения и т.д.).

Отдельно хочется отметить, как гибко и тактично педагог проводит работу с родителями, передавая им своё представление о различных сторонах воспитания и развития ребёнка и находя определённый подход к каждому из взрослых, грамотно доносит информацию о каждом ребёнке.

Также положительным моментом, на мой взгляд, является осуществление комплексного подхода к решению вопросов адаптации детей в условиях дошкольного учреждения со стороны практикующих педагогов, медицинских работников и психологов.

Мои родительские ожидания от занятий в группе вполне оправдались. Ребенок с удовольствием посещает занятия - значит ему там интересно и психологически комфортно. Об этом свидетельствует и спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч со мной, "почти" уравновешенное настроение в течение дня и ряд других признаков. Ребенок уже не так быстро и резко утомляется как раньше, становится психически более выносливым. Я вижу, что он учится общению, стал гораздо лучше рассказывать и объяснять, получил навыки общения в коллективе, нашёл новых друзей, и еще многое другое. Появилась собранность, аккуратность. Значительно продвинулось развитие мелкой моторики.

Очень рассчитываю продолжить посещения занятий в следующем году. В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других - другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Мне кажется, что адаптационный период для моего ребёнка ещё не закончился, ему ещё надо определить собственное место в коллективе, учиться общаться со сверстниками, не конфликтовать, уметь анализировать свои и чужие поступки, адекватно оценить действия окружающих.

Irusy, iris@inetkom.ru.