Содержание:

Вас наверняка уже ничем не удивишь. Изысканная роскошь классики и вычурность современных стилей интерьера — все «дежа-вю», все не ново, все уже перепробовано соседями по лестничной клетке. А все-таки хочется оригинальности...

В таком случае идите от обратного. Минимализм — вот, чем еще можно удивить в нашей стране. Византийское стремление к украшательству из поколения в поколение передается нам в генах. Поэтому принцип «ничего лишнего» был и остается не самым популярным у наших соотечественников. А, значит, есть шанс создать в своем доме или квартире оригинальный интерьер, который не был повторен тысячу раз...

К содержанию

Аскетизм как философия, или Жизнь в бочке

В отличие от России, «минималистичный» стиль остается чрезвычайно популярным на Западе. Его золотая пора пришлась на «революционные» 60-е годы, когда принцип «ничего лишнего» являлся противопоставлением буржуазной помпезности. Как можно меньше декораций, монотонность и блеклость цветов, отсутствие утомительных визуальных эффектов — вот что пришлось по вкусу тогдашним «передовым» умам.

Впрочем, если копнуть поглубже в историю, то окажется, что «минималистичные» интерьеры — далеко не детище ХХ века. Еще обстановка в жилище древних кельтов была предельно суровой, а философия Востока, проповедавшая лаконичность и сдержанность, предопределяла скромность японских интерьеров. Да и среди древних греков были те еще аскеты — вспомните хотя бы Диогена, который жил в бочке...

Как стиль минимализм сложился в 20-е годы прошлого века. Его альма-матер стал архитектурный институт Баухауз в Германии, где собрались самые на то время дерзкие и продвинутые дизайнеры. Они противопоставили господствовавшему тогда витиеватому модерну, увлеченному формами и забывшему о сути, лозунг «Форма должна подчиняться сути». Так был брошен вызов прежней эстетике.

И все же, как это ни странно, Россия оказалась одной из первых стран, где минимализм пришелся ко двору. Впрочем, не столько народу, сколько новой власти. После Октябрьского переворота стремление как можно быстрее отречься от излишеств прошлой, буржуазной, жизни проявлялось и в интерьере. Единственным украшением жилого пространства «строителей коммунизма» являлась простейшая мебель строгих геометрических форм, лишенная какого бы то ни было декора. Кстати, зайдите как-нибудь в знаменитый дом Мельникова, что в Кривоарбатском переулке в Москве. Вы познакомитесь с ярким образчиком конструктивизма 20-30-х годов прошлого века. Считается, что минимализм — его прямое следствие. Единственная интерьерная декорация этого дома — рассеянный свет, который в избытке поступает сквозь расположенные на разных уровнях окна в виде ромба. И все!

Минимализм в ХХI веке — это все тот же протест. Но уже не против какого-то общественного строя, а против обилия информации, шума и хаоса современных мегаполисов. Излишества (в том числе интерьерные) стали царапать глаз. Люди потянулись к чистоте, покою и пустоте, отдавая предпочтение «успокаивающим» интерьерам, изысканная простота которых создает атмосферу внутренней гармонии и свободы.

К содержанию

Пространство

Пространство, свет и самые необходимые функциональные предметы — это те самые «три кита», на которых создается современный интерьер в стиле минимализма. И главным из этих «китов» является, пожалуй, пространство. Что-что, а минималистский интерьер вопреки названию требует широты — и не только фантазии. Это вполне объяснимо. Чем больше пространства, тем проще обозначить некоторые акцентные пятна. А они очень важны в том случае, когда намеренно себя ограничиваешь в выразительных средствах.

Если квартира небольшая, из нескольких маленьких комнат, то, создавая минималистский интерьер, желательно некоторые комнаты объединить друг с другом. Лишая жилплощадь многочисленных перегородок, расчленяющих пространство, можно создать впечатление широты и простора. Важно также, чтобы в помещении не было «слепых» зон: оно должно целиком просматриваться из любой точки.

О минимализме говорят, что это — стиль пустоты. И ошибаются. В минималистской обстановке имеются все необходимые вещи, а не только «стол, стул, табуретка». Просто предметы в таком помещении не группируются и не «сваливаются в одну кучу», а расставляются отдельно друг от друга. Такое заполнение пространства дает ощущение свободы и не сковывает. Вещи «не путаются под ногами». Взгляд отдыхает.

К содержанию

Свет и цвет

Минималистский интерьер требует обилия света. Именно свет способствует созданию ощущения объемности, большого пространства, где человек чувствует себя скорее «в полете», чем в «комфорте». Желательно, чтобы окна в помещении были широкими и открытыми: без штор и портьер. Так будет создаваться впечатление, будто внутренние интерьеры соединены с внешним миром. Если же вы не в восторге от соседства с окружающей средой, то можно повесить на окна горизонтальные или роликовые жалюзи или легкие, прозрачные занавески.

От межкомнатных дверей лучше совсем отказаться. Впрочем, не всегда это возможно: для большинства людей важно обозначить интимную зону в квартире. В таком случае в интерьер неплохо впишутся стеклянные двери.

А теперь — о цветовой гамме. Минималистский интерьер не терпит ярких, раздражающих красок. Для него куда лучше светлые полутона, чистые, спокойные цвета: черный, белый, кремовый, цвет овсянки и серый.

К содержанию

Отделка и материалы

Минимализм против излишеств и в вопросе отделки. Если стена, то идеально отштукатуренная и однотонная. Если потолок, то из гипсокартона — для идеально ровной поверхности. Если пол — значит, доски должны быть максимальной длины и ширины, чтобы на нем было как можно меньше «швов».

Впрочем, применение вышеперечисленных материалов — это далеко не аксиома в создании минималистского интерьера. Стены могут быть и кирпичными. Потолки — деревянными или просто покрашенными, а пол — стеклянным. Здесь важно соблюсти лишь однородность и цельность покрытия.

Отделке помещений стоит уделить особое внимание. Поскольку минимализм не терпит чрезмерного украшательства, декором интерьера становятся сами стены, потолок и пол. И от того, насколько качественной и «безошибочной» окажется их отделка, зависит общий вид помещения.

Минимализм, как ни один другой стиль интерьера (за исключением, наверное, хай-тека), восприимчив к ультрасовременным материалам. В такой обстановке не мудрено повстречать предмет из фарфора, который на поверку оказывается сделанным из пластика. Можно увидеть потертую шагреневую кожу — выясняется, что она из нежной лайки. Пол отливает металлическим блеском, а на ощупь теплый — это новый вид линолеума. Деревянная скульптура на самом деле оказывается резиной.

Такие «перевертыши» могут применяться и в отделке помещений, и в изготовлении мебели, и в производстве аксессуаров.

Одним словом, современные материалы лишают минимализм «природной скромности» и кажущейся угрюмости, делая его остроумным, интересным для всех и отчасти философским.

К содержанию

Мебель и аксессуары

На первый взгляд, в мебели этого стиля нет ничего особенного. Ее формы чисты и логичны, линии — спокойны, вид — «элегантный, как рояль». Прямоугольник деревянного стола крепко держится на коротеньких стеклянных ножках. Строгий диван-книжка состоит лишь из двух подушечек, уложенных на паутину металлического каркаса. Стеклянная тумба имеет вид абсолютного куба и светится изнутри. Все эти примеры выглядят настолько незамысловато и просто, что, кажется, будто ничего не стоит их сделать своими руками.

Между тем, большинство современных образцов минималистской мебели — далеко не серийные вещи. Многие из них — предметы авторские, имеющие эксклюзивный дизайн, сделанные по высочайшим технологиям. Поэтому их цена бывает зачастую выше, чем стоимость вещей, созданных, к примеру, в стиле Людовика XIV. Одним словом, нужно иметь в виду, что минимализм в интерьере — это совсем не минимализм по деньгам.

Из каких материалов изготавливается минималистская мебель? Конечно — дерево, метал и пластик. Если речь идет о кухонной мебели, наиболее удачно впишутся в интерьер предметы из нержавеющей стали или хромированного металла. Они прекрасно будут сочетаться с модной нынче посудой и встроенной бытовой техникой, создавая экологичный, блестящий вид. Если мы говорим о спальне и других жилых помещениях квартиры, то здесь имеет смысл «поселить» вещи, сочетающие в себе элементы металла и дерева. Но и чисто деревянные предметы придутся впору. Например, плетеная мебель из ротанга и лианы. Одним словом, выбор большой. Поэтому важно не переборщить: мебели в интерьере не должно быть много.

Как, впрочем, и аксессуаров. Поэтому о них лишь пару слов. Аксессуары должны быть простых геометрических форм. Лубочные картинки на стенах, мягкие подушечки на диванах, коллекции розовых слоников на комоде — этого всего не должно быть в обстановке. Если картина, то одна, но большая, если скульптура, то тоже одна, желательно помещенная в середину обязательно пустой комнаты...

Впрочем, говорить о том, что минимализм склонен лишь к строгости, «стерильности», отстраненности от жизни, было бы не совсем верно. В нем может присутствовать и изрядная доля юмора. Например, в обстановке, построенной по минималистическим канонам, можно запросто встретить табурет, у которого вместо сидения... лист бумаги. Найдется мало храбрецов воспользоваться таким предметом интерьера. А зря — современный материал, похожий на бумагу, с легкостью выдержит вес солидного человека. И это еще не все. Современные дизайнеры от минимализма стремятся сделать мебель «живой»: заливают под стекло слой геля, и стоит коснуться гладкой поверхности, как рисунок на крышке стола или плитках пола начинает меняться. Таким образом, предмет оживает, вступает в контакт, становится коммуникабельным. И это несмотря на то, что форма его по-прежнему спокойна и строга.

Чтобы создать в своем жилище островок минимализма, нужно обладать соответствующим мировоззрением. Не случайно современную разновидность этого стиля сравнивают с японским трехстрочными стихотворениями хокку. Не каждый напишет. Не каждый поймет. Простота — только на поверхности. А в глубине — недосказанность, интрига и загадка. Минимализм в интерьере — это философское упрощение окружающей действительности. Он, как Фудзияма — повод для медитаций и тихих размышлений о смысле жизни.

Денис Глазырин