Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные...

С авторскими методиками можно столкнуться практически в любой школе

- В нашей школе преподают по авторским методикам! - с гордостью произносит женщина.

- Ни за что бы не отдала туда своего сына! Это же эксперимент над детской психикой! - возражает другая.

В чем же заключается истина?

Школьные методики преподавания

Что такое авторские методики и откуда они берутся?

В наши дни с авторскими методиками вы столкнетесь практически в любой школе. Это могут быть и разработки по конкретному предмету, и обширные образовательные программы, отечественный опыт и заимствования из-за рубежа. Самый простой пример: в московских школах используется как минимум шесть учебников только по одной математике: Петерсон и Моро (традиционалисты), Виленкин, Истомина, Аргинская (занковец), Гейдман (самый сложный). Школа не только имеет право выбрать учебник или дидактическое пособие. Сами педагоги зачастую пишут дополнительные курсы, разрабатывают методики преподавания. В своем творчестве все они обязательно придерживаются государственных стандартов образования. Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на выходе результат должен быть не ниже установленного.

"Подавляющее большинство педагогов понимают, что обучение и воспитание детей в корне отлично, скажем, от производства мебели. Неудобный стул можно выбросить или починить, а поломанную судьбу не восстановишь. Поэтому, прежде чем ввести в обиход новый метод, учителя самым тщательным образом просчитывают возможный негативный результат и стараются его избежать". Войцеховская Марина Моисеевна, заслуженный учитель РФ, директор средней школы № 1201 г. Москвы.

Зачем они нужны?

Традиционная методика преподавания подстраивается под естественное развитие ребенка. Однако что считать естественным? Один в пятом классе пишет неплохие стихи, а другой и к десятому способен накропать лишь что-нибудь вроде "Аццкий сотона". Можно, конечно, обвинить во всем самого невежду: мол, уродился тупым и ленивым, но вряд ли это будет правильно. Слишком много факторов влияют на каждого ребенка. Осваивая новые методики, учителя стремятся нивелировать отрицательные воздействия и усилить положительные с тем, чтобы каждый из учеников достиг своего максимума. Подобные идеи не новы, они встречаются в работах Г.С. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова.

Отечественные разработки для начальной школы

Лидируют две: методика Занкова и система Эльконина-Давыдова. Они были разработаны примерно в одно и то же время - 60-е годы. Несмотря на их различие (один придерживался дидактики, другие категорически ее отрицали), общим является то, что педагоги стремились отойти от приевшейся зубрежки, развить личностное начало учеников, увидеть их индивидуальность. Учителя-новаторы не просто твердили засыпающим от скуки ученикам разнообразные правила, а пытались заставить их думать самих, по-настоящему понимать параграфы учебника.

В.А. Львовский, зам. директора по научной работе школы № 91, где родилась и применяется методика Эльконина-Давыдова, делит все человеческие знания на две категории: эмпирические (от перемены мест слагаемых сумма не меняется) и теоретические (а почему не меняется?). Первое можно передать путем озвучивания и заучивания, второе нужно понять. Если слушание и запоминание, это процесс пассивный, то, чтобы проанализировать и понять что-либо, нужна активная деятельность детей. Тут наилучшие результаты приносит восприятие класса не как двадцати пяти изолированных друг от друга личностей, а как единого коллектива. Центральным пунктом педагогики становится организация общеклассной дискуссии и разных видов групповых взаимодействий.

Приверженцы этого метода считают, что для того чтобы развивать детей, надо давать им не те задания, которые они могут сделать сегодня (привычный принцип доступности), а те задания, которые сегодня они могут сделать только вместе (в совместном поиске), чтобы завтра они могли это делать сами, индивидуально. Иными словами, детей не одаривают готовыми знаниями, а учат принципам их получения.

Перекликается с этим изложенный в дидактической системе Л.В. Занкова принцип преподавания "на высоком уровне сложности", чтобы ученик напрягался, преодолевал препятствия, постигая материал. Этим Занков стремился вызвать активность учеников. Материал дается как постепенный переход от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным. Так происходит систематизация знаний, имеющая сложную структуру.

Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Учителем предлагается только тот учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Если не соблюдать меры трудности, ребенок, не будучи в состоянии разобраться в предлагаемом материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Тогда высокий уровень трудности из положительного фактора превратится в отрицательный.



Проблема подготовки учителей

Обе эти системы с успехом используются в государственных и частных школах. Но очень часто от метода остается одно название. Не верьте, если на собеседовании вам скажут что-нибудь вроде "прошлым летом наши учителя побывали на методической конференции, и теперь мы все как один - крупные специалисты в... (название рекомендуемой методики)". Так быстро умение не приобретают!

Чаще всего методики представлены не в чистом виде, а лишь отдельными компонентами. Увы, нередки и искажения. Так занковский принцип "высокой меры трудности" на деле часто оборачивается банальной перегрузкой.

Поддержкой системы Эльконина-Давыдова занимается Открытый Институт Развивающего Образования, кафедра занковцев функционирует при Московском Институте Открытого Образования.

"Проблема состоит в том, что большинству педагогов приходится начинать даже не с нуля, а с преодоления мощного иного опыта. Администрация школы, а лучше сами родители, должны мотивировать учителя на изменения, затем начать замещать традиционный опыт новым. Вторая существенная трудность состоит в том, что учить развивающему обучению традиционными способами - лекциями, семинарами - абсолютно бессмысленно. Нужно живое общение, участие в уроках, стажировки, тренинги". В.А.Львовский, зам. директора по научной работе средней школы № 91 г.Москвы.

Новое: инновационные поля

Время не остановилось. В наше время творческих личностей в педагогике не меньше, чем сорок лет назад. Школы, активно работающие в этой области, носят название экспериментальных площадок, а их объединение по территориальным округам или областям знаний называется инновационным полем.

Статус экспериментальной площадки не только положительно характеризует школу, но и дает ей некоторые преимущества: дополнительные ставки и средства. К учебному плану выделяются еще 180 часов, оплачиваемые из бюджета. Их используют для послеурочной работы с неуспевающими и, наоборот, с одаренными учениками. Обычно эту методическую работу проводят завучи школ.

Преподавание в школе

В чем же состоят эксперименты?

Не бойтесь этого слова. Как правило, они совершенно безобидны и нетравматичны. Вот пример: в школе № 1201 было выявлено отставание учеников по естественно-научным предметам. Администрация провела "исследование познавательных мотиваций учащихся", а попросту говоря - опрос. На первое место вышла личность учителя, на втором оказалось чувство долга, на третьем - любопытство и любознательность, то есть внутренняя, самая сильная, мотивация, заинтересованность самого ученика.

Чтобы усилить ее, было решено сделать, в качестве эксперимента (!), упор на то, что детям интересно - на лабораторные и практические работы. Результаты поразили самих учителей. Спустя некоторое время на независимой аттестации, проведенной Департаментом образования, с заданием справились 100 процентов учеников, причем около 80 процентов - на четыре и пять.

Конечно, это только начало, и еще не методика. Чтобы она стала такой на эту тему должно быть написано несколько серьезных диссертаций.

Что такое профильное обучение?

Другим распространенным экспериментом считается так называемое профильное, личностно-ориентированное образование. На практике это значит, что детей разбивают на потоки: языковой, гуманитарный, математический, социально-экономический, естественнонаучный. Таким образом, каждый сможет сделать упор именно на те предметы, которые интересны лично ему, а, в конечном итоге, на специальность, которую он впоследствии намерен избрать.

"Дети могут быть умнее, а могут быть глупее. Одним больше нравятся предметы гуманитарного цикла, другим - технического. Но если наличествует определенный интеллектуальный потенциал, то на "четыре" вытянуть ребенка можно всегда. Этот потенциал нарабатывается в семье. Как? Очень просто: почаще водите своего сына или дочь в театры, кино музеи. Читайте с ними книжки. Это развивает мозг, а, следовательно, интеллект. Не нужно переваливать все на школу". Войцеховская М.М.. директор средней школы №1201 г. Москвы

Информационные технологии в образовании

Еще одним экспериментом является все большее внедрение информационных технологий. Они подразумевают хорошую компьютерную оснащенность школы, а как следствие, более присущи негосударственным учебным заведениям. (Промо-М, Приоритет и др.), из государственных - школа № 166.

О пользе компьютерной грамотности говорить излишне, но оказывается, по мнению психологов (и учителя это знают!) ее наработка обязательно должна сопровождаться развитием устной речи. Только тогда личность формируется гармонично.

На что еще стоит обратить внимание, выбирая школу?

Методики должны коррелировать друг с другом. Так, например, в школе № 1201 был случай, когда учебник по биологии под ред. Калимова не стыковался с учебником по химии. Одну и ту же тему - "Белки" - дети проходили дважды с разрывом в год.

Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы.

Кроме того, нужно помнить, что все разработки в обязательном порядке должны пройти утверждение в учебно-методических центрах, а наиболее масштабные - в Департаменте образования. По неутвержденной методике ни одна школа (включая негосударственные) преподавание вести права не имеет!

Последнее служит достаточной гарантией, чтобы не бояться новаций. Напротив, если школа их избегает, это не слишком хорошо характеризует данное учебное заведение, говорит о пассивности администрации или о том, что в коллективе нет ярких, творческих, инициативных людей.

Мария Гречко
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные..."

Вы не авторизованы.

если быть совсем точными и не допускать абсурдных высказываний типа "этот традиционалист, а этот самый сложный, а истомина, получается, вообще непонятно, кто", то
сейчас в начальной школе существует 3 системы.
1. традиционная. в ее рамках созданы и работают 7 различных умк. ( Гармония - привет Истоминой, Школа 2100, Перспективная начальная школа и прочее. )Кстати, в рамках умк школы 2100 по математике уже используются не учебники Петерсон, а учебники, если не ошибаюсь, Демидовой и Козловой
2. система развивающего обучения Занкова
3. система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Последнюю автор статьи более-менее изучил. Что касается, Занкова и традиционных умк, хочется отправить автора учить матчасть.

То же самое в отношении профильного обучения.


Еще очень интересная фраза "Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы."

Что есть стандартная школьная программа? Автор, ну почитайте вы хотя бы сборники программ по предметам, узнаете, что давно нет стандартной программы. Есть много действующих программ по каждому предмету. Все они стандартные, в том смысле, что подчиняются образовательному стандарту, все учебники огрифленные и рекомендованные, все замечательно, но вот только уже давно нет "эта основная, стандартная, а это все остальное".
Возьмите программы по русскому языку для средней школы. Сравните их, увидите, что темы по годам ложатся по-разному, что и понятийная теоретическая база кое в чем расходится, но это не значит, что она главная программа, а остальные - нестандартные. Они равны. И по закону тоже.

Это не считая того, что все программы, по которым работают в школах, подчиняются стандарту образования. Из каких компонентов этот стандарт складывается - это отдельный разговор, но федеральный компонент, как правило, общий. ПОнятие "обязательного минимум" тоже еще не отменяли.

М-дя, в общем.


2006-07-31, Тукка
По-моему, если оставить в стороне терминологию, по _авторской_ методике может работать только автор. А копирование редко приводит к хорошим результатам. О 91 школес ее "авторской" методикой 60-х годов я слышала очень нелестные отзывы - мою подругу пригласили репетировать двух учениц этой школы и о явных недостатках этой программы она мне подробно рассказывает.
Мои дети учились по одной и той же программе, просто у разных учителей. У учительницы старшего творческий подход ко всему в жизни. А у младшего преподаватель просто честно работала. Разница в усвоенных знаниях огромна. А программа-то ни при чем....
2006-08-02, Лея
Вы меня опередили! Могу лишь добавить, что прежде, чем писать статью, неплохо бы понять разницу между методикой - их множество, у каждого хорошего учителя своя и не одна, программой - их тоже множество и у всех есть автор, и системой обучения - основных три, названных в предыдущем топике, есть еще монтессори, Штайнер, и, возможно, что-то , чего я не знаю.
2006-08-02, ЮлияС
я не писала про другие системы, потому что в обычных общеобразовательных гос.школах в началке действуют 3 системы.
а так ведь, действительно, есть и другие, которые не приняты в госшколах, но с успехом используются в других местах.
2006-08-02, Тукка
Кто Вам сказал, что учебник Б.П.Гейдмана по математике самый сложный? Это - запмечательный учебник, в основе которого лежит традициионная система обучения.
2006-08-18, Наталья
Поделитесь:

31.07.2006
Обновлено 29.03.2017
Близкие по теме статьи
Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях
Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях
Эксперимент: почему утонул очищенный лимон, куда летит пакетик чая и как перевернуть стакан с водой, не пролив ни капли
Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова
Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова
Краткое изложение методики раннего обучения чтению Сергея Полякова.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!