Содержание:

Люди различаются в зависимости от масштаба выполняемой ими деятельности. Масштаб деятельности — это не только количественная величина, но и качественная характеристика предметной области, которую человек охватывает своими активными действиями.

Один человек ежедневно выполняет работу и не хочет задумываться о проблемах, которые выходят за рамки его подразделения. Когда в этом возникает необходимость, он обычно обращается за помощью к вышестоящему руководителю. Другой, напротив, освоив свой участок ответственности, иногда даже не в полной мере, начинает интересоваться другими, в том числе более крупными подразделениями. Ему хочется расширить диапазон действий и почувствовать способность более полно себя реализовать. Первый работает на уровне своего масштаба личности. У второго масштаб личности явно выше его сегодняшней должности. Если этих менеджеров повысить в должности и расширить масштаб деятельности, для первого работа станет излишне хлопотной, беспокойной, а для второго — более интересным и перспективным делом.

В том, что человек в своей жизни (или на отдельном ее этапе) реализует тот или иной масштаб деятельности, известную роль играет случайность, но основным все-таки является личностный фактор. Поэтому необходимо говорить не только о масштабе деятельности, но и о масштабе личности.

Под масштабом личности понимается вся совокупность тех психологических качеств, которые определяют характеристики выбора задачи, процесса ее решения и, таким образом, деятельность менеджера того или иного уровня. Масштаб определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается.

За ними стоят мотивы, потребности, способности, талант, знания, опыт и другие личностные и профессионально важные качества. Поэтому психологические характеристики, лежащие в основе процесса целеполагания, планов и действий, составляют основу масштаба личности. Таким образом, основным индикатором масштаба личности являются цели, которые человек ставит и реально стремится достичь в своей профессиональной деятельности.

В какой-то мере этот тезис можно проиллюстрировать следующим примером. Один экономист ищет способ повысить рентабельность производства конкретного изделия и тратит на это все свои профессиональные и интеллектуальные ресурсы, а неблагоприятные условия внешней среды, которые мешают более эффективному решению задачи, ругает в курилке. Другой, в круг обязанностей которого входит аналогичная задача, понимает узость границ возможного решения, обусловленных правовой и экономической средой, и поэтому все свои интеллектуальные способности переключает на изучение этой проблемы и на поиск способов ее решения. Это не его должностной уровень, но это уровень его понимания проблемы и профессиональных интересов в сегодняшней ситуации, поэтому он по-другому будет ставить профессиональную задачу и расширять границы подхода к ее решению. Если же его не поймут, он скорее всего будет искать ту работу, где сможет себя реализовать.

В этом примере у обоих специалистов примерно одинаковое понимание проблемы, но разная реакция на нее, и она определяется соответствием масштабов личности и стоящей проблемы. У первого масштаб личности не соответствует масштабу проблемы, результат — пассивно-критическая реакция; у второго эти масштабы соответствуют друг другу, поэтому реакция активно-поисковая. Понимание проблемы может быть одинаковым, а практические действия будут зависеть уже от масштаба личности. Таким образом, важным индикатором масштаба личности являются практические действия по реализации целей, включая уровень ориентации в проблемах, лежащих в их основе.

Наиболее точным и объективным показателем масштаба личности человека является уровень общественно признанных результатов его деятельности. Для того чтобы активные действия по достижению цели привели к положительным результатам, необходима правильная ориентация менеджера в проблеме, конкретной ситуации и факторах, влияющих на нее. При этом глубина и системность проработки решения практической задачи зависят от уровня профессиональных компетенций и интеллекта менеджера. Эти же качества обусловливают умение увидеть перспективы дальнейшей работы над решенной задачей. Масштабные личности мыслят более крупными и более комплексными категориями — не только экономическими или техническими, но и этическими, гуманитарными.

Поэтому у одного человека поставленная задача связывается с перспективными целями его работы на предприятии, у другого — с целями сегодняшнего дня, у третьего — с задачами, которые решали на прошлом этапе. Один сотрудник, анализируя поставленную задачу, начинает лучше понимать необходимость модернизации всего производства и находит попутно некоторые способы ее осуществления, а другой мыслит гораздо уже, например, делая вывод, что следует иметь заначку запасных частей для решения в будущем подобных задач меньшими усилиями.

Таким образом, масштаб деятельности личности определяется уровнем целей, уровнем активности и решительности, что является характеристиками амбициозности, а также границами содержательной ориентировки в ситуации, которые зависят от интеллекта и профессиональных компетенций человека, и реальными результатами, достигнутыми человеком и нашедшими признание у других людей.

Необходимо подчеркнуть, что масштаб личности определяется не желаниями, а действенными целями, которые человек ставит самостоятельно, не копируя их у других. Поэтому если он меняет цели, повышает их уровень и лучше структурирует, не снижая активности в их реализации, значит, идет процесс прогрессивного изменения масштаба личности. Это первое условие ее развития.

Увеличение масштаба задач осуществляется через усложнение и расширение границ среды. У развивающегося бизнеса он постоянно растет, а это соответственно требует повышения масштаба личности руководителей. Если менеджер оказывается способным подтянуть уровень своего масштаба до уровня масштаба задач, идет его рост, если нет — откат назад или остановка.

К содержанию

Типы масштабов личности

Масштаб руководителя определяется его личными амбициями, способностями целостно, системно видеть ситуацию и проблемы, а за ними — перспективу для развития предприятия и, кроме того, кругозором, эрудицией и интуицией.

Можно выделить пять основных зон распределения характеристик, определяющих разные масштабы личности человека. Большой масштаб (БМ) достигается высокими уровнями амбиций и интеллектуально-профессионального потенциала личности, средний масштаб (СМ) — средним уровнем первого и второго показателей, а малый масштаб (ММ) — низким уровнем обеих характеристик. Эти три основных масштаба личности можно назвать гармоничными, так как уровень одной характеристики соответствует такому же уровню другой.

Вместе с тем выделяются еще два ярких негармоничных масштаба личности, в которых уровень одной характеристики не соответствует или даже противоречит уровню другой. Один из них представляет собой сочетание низкого уровня амбиций и высокого уровня интеллектуально-профессионального потенциала. Его можно назвать псевдомалым масштабом (ПММ), т. е. ложно или мнимо малым. Низкий уровень характеристики, определяющей внешнюю активность сотрудника, скрывает высокий уровень его интеллектуально-профессиональных качеств. Второй, противоположный тип негармоничного масштаба личности можно назвать псевдобольшим масштабом (ПБМ); он представляет собой мнимо большой масштаб, сочетающий высокий уровень амбиций и низкий уровень интеллектуально-профессионального потенциала личности. Такие менеджеры при первом восприятии (иногда даже и при достаточно длительном наблюдении) производят впечатление руководителей крупного масштаба, не будучи таковыми по своим способностям и реальным результатам деятельности.

Псевдомалый масштаб личности среди менеджеров встречается редко. Проблема работы с такими менеджерами состоит в том, что у них по каким-то причинам недостаточен интерес к управленческой деятельности, поэтому, чтобы они реализовали свой высокий интеллектуально-профессиональный потенциал, для них необходимо создавать соответствующие мотивационные условия.

Псевдобольшой масштаб личности в отечественном менеджменте встречается значительно чаще. Это обусловлено тем, что идеология и принципы командно-плановой экономики создавали благоприятные условия для служебного продвижения таких людей. Большие амбиции, энергия, самоуверенность, активность даже при наличии большого количества ошибок позволяли добиваться конечной цели. В условиях, когда стоимость затрат на достижение целей учитывалась слабо, а при оценке заслуг руководителя часто вообще забывалась, псевдобольшой масштаб личности ассоциировался с успешностью. В рыночной экономике менеджеры псевдобольшого масштаба вряд ли могут рассчитывать на успех. В переходный период этот тип менеджеров таит в себе большие опасности для преобразований.

Масштаб личности проявляется в психологической готовности участвовать в решении масштабных задач. Одни люди с интересом и энтузиазмом относятся к сложным и ответственным задачам, другие — с боязнью, сомнениями в своих способностях и неуверенностью в достижении необходимых результатов. Причиной разного отношения является несоответствие уровня целей, с одной стороны, и знаний, профессиональных компетенций и способностей — с другой.

К содержанию

Факторы развития масштаба личности

Масштаб личности формируется в течение всей жизни, но на разных возрастных этапах с разной динамикой. Наиболее существен его рост в период обучения и профессионального становления. Это соответствует возрастному периоду примерно в 18-35 лет. Противоположные процессы, связанные со снижением масштаба личности, относятся, как правило, к более позднему возрасту.

Формирование, рост, а также снижение масштаба личности определяются одними и теми же факторами:

  • масштабом решаемых задач;
  • оценкой достигаемых результатов;
  • ближним окружением и соответствующим уровнем общения;
  • уровнем амбиций;
  • широтой взглядов, кругозором;
  • разнообразием интересов;
  • уровнем интеллекта, образованности, общей культуры;
  • уровнем профессиональных компетенций;
  • профессиональной интуицией;
  • гибкостью поведения.

Внутренние факторы являются более закономерными, внешние же содержат элемент случайности. Для роста масштаба личности необходимы те и другие. Поэтому формирование масштабной личности в какой-то мере зависит от случайностей.

Важным фактором развития масштаба личности является разнообразный опыт менеджера в других сферах деятельности. Однако он оказывает существенное влияние только в том случае, если менеджер способен практически использовать его в текущей работе.

Масштаб деятельности человека проявляется в любой сфере социальной активности, но наиболее заметен он в политике иуправлении, хотя даже здесь масштабные личности — довольно редкое явление. Амбициозных много, но с масштабом, соответствующим сложности проблем, явно недостаточно. Все привыкли, что амбициозный масштабный руководитель — это уникальное явление, дар свыше. В настоящее время потребность в таких менеджерах столь высока, что придется использовать все возможности для их поиска и выращивания.

***

Может ли менеджер быть масштабной, но не амбициозной личностью? Нет, не может. Масштабная личность не всегда обладает амбициями (например, ученый, увлеченный изучением законов природы), но масштабный менеджер — всегда. Случай же реализуется через закономерность. Человек, который стремится себя развивать, стремится к успеху и поэтому действует в этом направлении, с большей вероятностью оказывается в нужное время в нужном месте.

В разговоре большинство менеджеров считают себя амбициозными. Но по их делам не скажешь, что они амбициозны. Здесь надо отделять настоящую амбициозность от мнимой или средней, которая есть почти у всех. Настоящую амбициозность трудно скрыть, она на виду. И главное, она постоянно находится в диапазоне активной цели менеджера и постоянно занимает его.

Понятие "реальный масштаб" необходимо, чтобы оценивать реальность своих задумок (например, сверхидею собственника — раскрутить бизнес до мирового уровня), соразмерять их с реальными возможностями своих менеджеров. Некоторые берутся за тяжелый воз, который им не по силам. Кроме того, это нужно, чтобы оценить потенциал топ-менджмента для успешного проведения преобразований. Если увидели, что менеджер не того масштаба и заменить не на кого, надо снизить масштаб задач.

Можно ли назвать амбициями высокие запросы, прежде всего материального благополучия, характерные для современной молодежи. Они хотят многого, быстро и не затрачивая излишних усилий. Насколько это большие амбиции? Пока это инфантильные амбиции. Если они перейдут, без снижения уровня притязаний, в реальные действия, то станут большими. Если они будут подкреплены компетенциями и развитием способностей, станут адекватными. Если в дальнейшей жизни и работе такие молодые люди смогут сохранить темп своего развития и при этом сохранят соответствие амбиций возможностям, то обеспечат рост масштаба личности.

Александр Петрович Иcaeв,
кандидат экономических наук, психолог, заведующий
лабораторией отбора и мониторинга перспективных менеджеров
Уральского государственного технического университета.