Содержание:

В 2013 году Масленица отмечается с 11 по 17 марта. Уже стало традицией устраивать в эти дни детские праздники — в школе, детском саду. Предлагаем сценарий праздника Масленицы, который поможет детям и взрослым вдоволь поиграть и повеселиться.

Масленица: сценарий праздника для школы и детского сада

Масленица — неделя перед Великим постом — в древней славянской традиции была посвящена проводам зимы и встрече весны, плодородию земли и продолжению рода у людей, почитанию предков. С приходом христианства смысл праздника стал включать и выплеск накопившейся за зиму негативной энергии, примирение между людьми, прощение близких, подготовку к Великому посту.

Большинство игр и забав на Масленицу было посвящено поиску невесты и жениха, выбору пары — с тем, чтобы по окончании Великого поста на Красную горку сыграть свадьбу.

Сегодня Масленица — прекрасный повод вспомнить народные традиции: хороводные игры, народные песни, частушки, потешки и небылицы. Предлагаем разучить их вместе с детьми и провести в школе или детском саду веселый праздник Масленицы.

К содержанию

Сценарий праздника

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • чтецы;
  • три рукодельницы;
  • музыканты;
  • хозяюшка;
  • умелец;
  • Иван;
  • мальчики;
  • девочки.

На сцене — внутреннее убранство дома: три скамейки, расположенные буквой П. Они покрыты домоткаными покрывалами. Стены украшены в народном стиле.

На скамейках сидят вместе с хозяйкой дома девочки-рукодельницы в русских народных костюмах. Они вышивают, хозяйка прядет (можно использовать прялку или веретено). Мальчики плетут корзинки.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

Первый раз вышивали светлый месяц и луны,
Месяц с лунами да с ясными звездами.

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

Во второй раз вышивали красное солнце с лучами,
Солнце с лунами да с теплыми облаками...

ТРЕТИЙ ЧТЕЦ:

В третий раз вышивали поле чистое с кустами,
Поле с кустами да с рыскучими зверями...

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧТЕЦ:

В четвертый раз вышивали море синее с волнами,
Море синее с волнами, с белыми кораблями.
Украсили середку светло-синими цветами.

ПЕРВАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА: Работа да руки — надежные в людях поруки.

ВТОРАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА: Когда делать нечего, и таракан на полати полезет.

ТРЕТЬЯ РУКОДЕЛЬНИЦА: В поте лица работаем так, что недосуг носу утереть.

Подходят дети с народными музыкальными инструментами: трещоткой, ложками, бубнами, свистульками и т.п.

ПЕРВАЯ РУКОДЕЛЬНИЦА:

Как у наших у ворот
Собирается народ.
Все-то с ложками
Да с трещотками.

ПЕРВЫЙ МУЗЫКАНТ:

Как у нашего соседа
Весела была беседа.

ВТОРОЙ МУЗЫКАНТ:

Гуси — в гусли,
Утки — в дудки.

ТРЕТИЙ МУЗЫКАНТ:

Чечетки — в трещотки,
Чайки — в балалайки.

ЧЕТВЕРТЫЙ МУЗЫКАНТ:

Свиристели — в свирели,
Кукушки — в свистушки.

ПЯТЫЙ МУЗЫКАНТ:

Скворцы — в бубенцы.
Играют, играют, всех потешают.

Музыканты играют и поют русскую народную песню "Ах вы, сени". Рассаживаются и начинают шуточный диалог-потешку.

ХОЗЯЮШКА:

Небылица в лицах — небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:

По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивает,
Он черным хвостом принаправливает.

ВТОРОЙ ЧТЕЦ:

На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела!
Малы деточки, поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.

ХОЗЯЮШКА:

Небылица в лицах — небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

МУЗЫКАНТ: Федул, что губы надул?

УМЕЛЕЦ: Кафтан прожег.

МУЗЫКАНТ: Велика ли дыра?

УМЕЛЕЦ: Один ворот остался.

РУКОДЕЛЬНИЦА (выкрикивает): Язык болтает, рукам мешает!

МУЗЫКАНТ: Делу время, а потехе час! Эй, кто со мной играет в интересную игру? В какую только, не скажу.

Дети становятся в круг. Чтец считает.

ЧТЕЦ:

Эй! Иван,
Полезай в стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон!

Выбирают матку и волка. Кто-то изображает волка в центре хоровода, остальные — гуси.

МАТКА (обращаясь к гусям): Гуси, гуси, где вы были?

ГУСИ:

Были мы в поле
Да на синем море.

МАТКА: А кого вы, гуси, видели?

ГУСИ:

Серого волка.
Унес он гусенка
Вместо поросенка,
За лапку, за ножку,
За белое крылышко!

Как только гуси скажут: "Унес он гусенка" — волк выбегает из хоровода. Гуси тут же становятся друг за другом и обхватывают друг друга за пояс. Впереди встает матка. Задача волка — вытянуть одного гуся, но ему мешает матка. Она поворачивается к волку, а за ней — и все гуси.

МАТКА (кричит):

Гуси, гуси,
Щиплите волка!
Гоните его
По мхам, по болотам.

Гуси щиплют волка. Игра проводится два раза. Потом участники рассаживаются по скамейкам.

ХОЗЯЮШКА:

Вдоль по улице во конец
Шел удалый молодец,
Соколом пролетал,
Соловьем просвистал.

Встает мальчик и прохаживается туда-сюда с важным видом. Звучит музыка "Где был, Иванушка" (русская народная песня). Дети запевают.

Где ты был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Курочку.
Курочка по сеничкам
зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

Где ты был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Уточку.
Курочка по сеничкам
зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

Где ты был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Барашка.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

Где ты был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Коровушку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Коровушка деткам
Молоко дает,
Иванушка в горенке
Песенки поет.

Играет музыка, Иван приглашает девочку поплясать.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Что сегодня делал?

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Рукавицы искал.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Нашел?

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Нашел.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Где они были?

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Да за поясом.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: А ты куда шагаешь?

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: За семь верст.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Киселя хлебать?

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Нет, комара искать.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Это которого ж комара?

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Да того, который укусить меня за нос хочет.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Да он при тебе!

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Где это при мне?

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Да на носу у тебя!

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Да это еще что! Иду, значит. И тут около меня свистит: я в одну сторону — свистит, в другую — свистит. Влез на березу — сижу, все равно свистит. А это у меня в носу.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: А вот со мной что произошло так произошло! Слышу, пуля свистит, жужжит: я в сторону — она за мной, я в другую — она за мной. В кусты упал, а она меня цап за лоб, я ее рукой — а это жук!

ХОЗЯЮШКА: А что это музыканты засиделись?

Дети исполняют частушки.

ДЕВОЧКИ:


Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Припев:
Здорово, здорово
У ворот Егорова,
А у наших у ворот
Все идет наоборот.

МАЛЬЧИКИ:

А ваш дедушка Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
Припев.

ДЕВОЧКИ:

Если Степа ты аль Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
Всех парнишек созывай.
Припев.

МАЛЬЧИКИ:

Как на Катин день рожденья
Принесли бидон с вареньем.
Так наелись я и ты,
Разболелись животы.
Припев.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ (встает и загадывает загадку): Малые детки сидят на ветке, когда подрастут — на землю спрыгнут.

ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Про эту сласть и у нас есть снасть.

Игра "Орехи". Участники сидят на лавке, начинает чтец.

ЧТЕЦ:

В лесу на поляне
Стоит орешник в зеленом кафтане,
Богач не велик,
А орешками наделит.

В одной руке ведущий прячет орехи и протягивает оба кулака любому участнику, чтобы тот угадал, в какой руке орехи.

ВЕДУЩИЙ:

На кусте орех родился,
Под куст скатился,
Под куст скатился,
На руках очутился.
Твое или мое?

Если участник угадывает, то он становится ведущим. Игра повторяется несколько раз.

МУЗЫКАНТЫ: А у нас ложки да трещотки. А у вас?

ДЕТИ: А у нас ножки да ладошки.

Дети встают в круг и поют хороводную песню "Ходит Ваня".

ДЕТИ:

Ходит Ваня,
Ходит Ваня
Посреди кружочка,
Посреди кружочка.
Ищет Ваня,
Ищет Ваня
Все себе дружочка,
Все себе дружочка.
Нашел Ваня,
Нашел Ваня
Для себя дружочка,
Для себя дружочка.

Ваня выбирает себе друга и пляшет с ним. Игра повторяется два раза — каждый, кто оказался в кругу, в свою очередь выбирает себе друга.

ХОЗЯЙКА: Конец — делу венец.