Содержание:

Многие мамы проводят лето с детьми в саду, в огороде, на даче. Кто-то любит дачу, а кто-то находится там только ради ребенка. Лето на даче — не только возможность и укрепить здоровье посильными упражнениями на свежем воздухе и "запастись" витаминами. Сложно все лето посвятить даче и саду-огороду, если у самой мамы нет желания, и это представляется невеселым, скучным и утомительным занятием. Однако жизнь такая, какой мы делаем ее сами, и поэтому возьмусь утверждать, что огородничать с ребенком — одно удовольствие.

Скоро у вас поездка на дачу, на огород — нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребенка найти, где растет лук, а где — чеснок, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свекла, салат и щавель. Пусть малыш сам выкопает морковку, очистит стручок зеленого горошка, сорвет огурец... Это будет для малыша не просто рассказ о растениях, а нечто более ценное — личный опыт.

К содержанию

Любовь к дачной и огородной жизни

Как привить малышу любовь к поездкам за город? Вряд ли есть универсальный рецепт, но можно смело утверждать, что, в первую очередь, надо начать с себя. Выделить для себя, что там вам больше нравится делать, какая работа там приносит больше удовлетворения. И, если есть финансовая возможность, заранее меж взрослыми обговорить, что, мол, держим дачу для души. Дети любят подражать взрослым, и когда видят, с каким удовольствием и любовью те выращивают на грядках не только помидоры, огурцы, капусту, но и цветы, то с каким старанием они тоже начинают рыхлить, полоть и поливать! Если ребенок рядом с мамой, и мама счастлива и довольна жизнью, то и малыш тоже будет счастлив и здоров. Это уже потом дети подросткового возраста, бывает, не хотят ехать на дачу по своим личным интересам и делам (друзья, дискотеки, роликовые коньки, компьютер и прочее).

Дача или сад-огород? Разница в основном назначении места — для отдыха или ради работы, овощей. В любом случае огород — для души! Только в саду-огороде находитесь в несколько походных условиях, не тот уровень желаемого комфорта (что актуально для садоводов и огородников с детьми), нежели на даче. На даче условия могут быть более хорошие: душ-туалет в доме, горячая вода и т.д. Некоторые садоводы-огородники держат и дачу только для выращивания культурных сельскохозяйственных культур, не щадя ни своих и ни чьих-либо сил, поэтому в таких случаях неудивительно нежелание молодого поколения ехать только на "пахоту" и сбор колорадских жуков. Задача взрослых в том и состоит, чтобы все правильно организовать: равномерно распределять нагрузку в течение дня, давать старшим детям больше свободы и интересных занятий, а младшим — больше внимания, а каждому — задание по способностям.

К содержанию

Помощники

Детям действительно очень хорошо на даче, там они чувствуют себя вольготно, и при этом нужными, приносящими пользу. Уже полуторагодовалый малыш может сам поливать грядки из маленькой пластмассовой лейки или ведерка от песочного набора, очень хорош для этого небольшой кувшинчик, который дает четко направленную струю.

Если вашему малышу даже всего 3-4 годика, то уже при его непосредственном участии можно вырастить полезные и вкусные овощи. Он может уже и работать в парниках, таскать навоз, при вскапывании грядок может помочь выбрать сорняки. Он может ежедневно осуществлять сбор яблок и помогать в готовке. Главное — не забывать хвалить маленького огородника, даже если что-то не совсем получилось, а под конец дня нужно перечислить все его добрые дела и заслуги, при этом поставить новые задачи (конечно, в привлекательном свете) на следующий день. Пообещайте доверить ему очень важную, по вашему мнению, работу. Большей радости от доверия следить за костром и печь над углями сосиски и шашлыки вообще трудно представить, в имитацию этого незабываемого процесса малыш будет просить поиграть еще не один год и среди зимы.

К содержанию

А когда детвора устанет...

У занятых постоянным физическим трудом родителей-огородников летом почти нет времени специально заниматься развивающими методиками с детьми, зато все лето малыши включены в жизнь семьи и учатся принимать участие по мере возможности во всех делах. И все-таки, отправляясь в огород, возьмите для ребенка его любимые книжки, альбом, раскраски и карандаши. Уставший за целый день, набегавшийся и накопавшийся вдоволь маленький садовод это обязательно оценит. Особенно, если вы останетесь на огороде с ночевкой и по традиции почитаете ему на ночь. И тем более, если собираетесь провести на даче все лето! Тогда могут понадобиться и пластилин, и цветная бумага, ножницы и клей...

К содержанию

Игра "Чья верхушка?"

Собираем по саду по одному листику или стебельку лука, петрушки, моркови, небольшие листы свеклы и редиски, листики вишни и смородины и мелкие росточки, оставшиеся после "пасынкования" помидоров и огурцов. Приносим эту кучку в дом и выкладываем на стол. Вырезаем рыжую луковицу, красный помидор, зеленый огурец, бордовых сестриц-вишенок, оранжевую морковку и даем задание найти, где же чей лист или чья верхушка. Все правильные ответы приклеиваем на белый лист и оставляем на память получившееся "пособие садовода". То же можно проделать и с пластилином.

К содержанию

Игра "Культурное и некультурное растение"

Покажите, какие растения и цветы вы выпалываете, а какие оставляете, расскажите, каким бы вы хотели видеть свой сад и почему сорняки (лебеда, пырей, осот, одуванчики, мать-и-мачеха и прочие) все равно вырастают. Покажите корешки и семена сорняков. Объясните, что все растения хотят расти и прорасти на следующий год, но человек хочет вырастить что-то более вкусное или более красивое на своем участке. Называйте все растения, что вы видите перед собою ("Картошка, крапива, вишня, петрушка, пырей"), и пусть ребенок на слух (наподобие игры "Съедобное-несъедобное") выделяет "некультурное" слово и кричит "Сорняк! Где?", чтобы потом его самому или с вашей помощью вырвать. Эта игра поможет родителям избежать вытаптывания и выпалывания нужных растений. Затем по мере возможности стоит попробовать назначить ведущим самого юного натуралиста. Нужно активно участвовать в его опыте перечисления, тоже иногда ошибаясь.

К содержанию

Игра-наблюдение "Как растет горох?"

Помните эпизод из монолога Михаила Задорнова о том, как приехали американцы в Россию, смотрят на горох и восхищаются: "Вот молодцы, такую замечательную упаковку придумали!" Давайте же не допустим, чтобы наши дети видели горох только в консервных банках. Более познавательный и интересный опыт может получиться, если взять сразу несколько видов гороха. На сегодня выделяют два основных вида гороха — лущильный и сахарный, они различаются по свойствам стенок стручков: у лущильного (это горох, который вы купите в магазине) створки-лопатки имеют жесткий пергаментный слой, а у сахарного (если купите специально такого сорта) створки не имеют жесткого пергаментного слоя, и посему их стручки используют в пищу вместе с зачатками горошин. Горох из бакалеи — гладкий, в сухом виде горошины круглые. Наиболее распространен посевной сахарный горошек (полусахарный), у него сладкие, мозговые (в сухом виде) горошины и створки-лопатки без жесткого пергаментного слоя. Также можете попробовать посадить и спаржевый горох. От всходов до созревания гороха может пройти от 7 — 9 недель (ранний сорт) до 12-14 недель (поздний сорт).

  1. Возьмите цельные сушеные горошины (лущильного, сахарного и спаржевого гороха) и замочите их, положив во влажную марлю.
  2. Всходы появляются через две недели, но не стоит дожидаться, когда они дадут первые хрупкие ростки, поскольку их очень легко обломать неосторожным движением или утрамбовывая почву.
  3. Посадите их на установленное для них место (при этом немаловажно и то, какой у вас сорт гороха — высокорослый, который надо подпереть или сажать вдоль забора, или низкорослый). Сделайте для них таблички с надписями.
  4. Понаблюдайте вместе с крохой, какие всходы будут расти быстрее. Поливайте по мере высыхания почвы и пропалывайте.
  5. Попробуйте созревшие зерна, а часть засушите, чтобы посеять на следующий год. Заодно можно и посмотреть на горошины в засохшем состоянии (гладкий или мозговой).

Подобные наблюдения позволят крохе эффективнее научиться думать, сравнивать и анализировать предметы и явления.

К содержанию

Игра "Соцветия" (от 5-6 лет)

Цветы сорняков можно собрать и классифицировать на досуге с ребенком (работая в саду, надо выделить время не только на работу и на еду, но и на отдых). Вопросы способны рождаться и просто "из ничего", и по теме маминых рассказов об интересующих ее предметах (о цветах, к примеру). Маленькие садовники с большим интересом выслушают то, что вы знаете о цветах и соцветиях, о том, как они называются и почему. Расскажите маленькому почемучке о частях цветка и их задачах — о корне, листьях, цветах, покажите и назовите прицветники, цветоножки. Чтобы показать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству, но некоторые знания из разряда школьной биологии могут понадобиться.

Спросите, а видел ли малыш, что с обратной стороны цветка? Покажите малышу прицветники. Расскажите, что есть соцветия, в которых прицветники имеют хорошо развитые зелёные пластинки (фиалка трёхцветная, фуксия), а есть соцветия, в которых прицветники представлены чешуевидными листьями (сирень, вишня, ландыш). Есть и цветы, у которых вообще нет прицветника, поэтому их называют голыми (пастушья сумка, дикая редька).

Есть растения, у которых на стебле только один цветок или все цветки располагаются только на главной оси (простое соцветие), а бывают и цветы со сложным соцветием. Сравните цветы трехцветной фиалки, гороха, иван-чая, сурепки. Посмотрите с ребенком, чего у всех них общего? Это удлиненный основной стебель и цветочки на хорошо выраженных цветоножках. Когда нижние цветоножки намного длиннее верхних и все цветки располагаются в одной плоскости, соцветие называют щитком (груша).

Соцветие с хорошо развитой главной осью и сидячими цветками (к примеру, подорожник) называют колосом. Такое же соцветие, но с толстой мясистой осью именуют початком. Покажите соцветие "зонтик" (укроп, чистотел, примулы) и попросите догадаться, почему он так называется. Можете подсказать, что у "зонтика" главная ось сильно укорочена, а цветки располагаются на развитых цветоножках одинаковой длины (как спицы у настоящего зонта). У клевера цветоножки плохо развиты, и такое соцветие называют головкой.

Рассмотрите и сложные соцветия незабудки, зверобоя, сирени, бузины, молочая, череды, лютиков, можно показать и сложные колосья пшеницы и ржи. Спросите, какие бы сам ребенок мог дать этим соцветиям называния. Пусть он пофантазирует! Учите ребенка с раннего возраста видеть и ценить красоту, попросите найти в саду самый красивый цветок. Малыши от природы любознательны и способны хорошо и быстро улавливать и запоминать информацию, и поэтому лучше не откладывать их вопросы в долгий ящик. Они оценят вашу эрудицию и проникнутся уважением к более взрослому и действительно более знающему человеку. Вопросы, на которые не можете ответить сразу, нужно запомнить, а лучше даже записать и уже дома посмотреть в энциклопедии.

И напоследок. Советчикам, которые же утверждают, что малыша лучше не брать на дачу и запустить сад на пару-тройку лет из-за невозможности ухаживать за посадками, отвечу, что ребенку хорошо там, где рядом довольные жизнью и любящие родители.

Результатом пребывания на даче станет не только загар и укрепленный иммунитет. Знакомство с миром, с землей — столько новых впечатлений, ощущений. Ребенок совершает просто громадный скачок роста, благодаря этим самым впечатлениям и новой обстановке. Побочным эффектом оказывается лишь то, что с возвращением к привычному городскому ритму жизни малыши не сразу находят себе место — кроха стоит у двери и стучится, просится выйти погулять, а старшие дети скучают по простору, велосипеду и дачным друзьям.