Левша или мир наоборот

Стоит произнести "левша", как на память приходит знаменитый персонаж Н. Лескова, который смог блоху подковать и заморским мастерам "нос утереть", образ человека способного, неординарного и довольно противоречивого. Удивительно, что Левша смог в ту пору отстоять свою леворукость, так как до недавнего времени тех, кто пытался что-то делать левой рукой, старались переучить, заставить пользоваться правой. И по рукам били, и руку под кушак привязывали, и молоток на руку вешали - все делали, чтобы стал нормальным человеком, для его же пользы.

Однако левшей становится с каждым годом все больше и больше, и теперь уже не ведут борьбу с неправильностью, а пытаются понять и разобраться, как это может быть у человека "все наоборот". Учёные пытаются искать причины леворукости, изучают психологические особенности, даже промышленность включилась в процесс демократизации, уже выпускают ножницы, различные инструменты, тетради и прочие необходимые вещи, адаптированные под левую руку.

Откуда берется леворукость?

Оказывается, дело здесь не в особенностях самой руки, а в особом устройстве мозга человека. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Выяснилось, что правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое полушарие - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является доминантным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой. Однако отличия не заканчиваются на том, что один человек пишет левой рукой, а другой - правой.

Наши полушария не только отвечают за противоположные стороны тела, но и отличаются по характеру деятельности.

Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты, логически, именно благодаря его работе мы понимаем смысл речи, абстрактные понятия, способны к классификации и анализу объектов окружающего мира.



Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Оно воспринимает интонационную сторону речи.

Конечно, функции полушарий гораздо шире, но из этой короткой характеристики заметна их противоположная специализация. Кстати, правое полушарие до сих пор менее изучено наукой и таит в себе еще немало неизвестного.

В каком возрасте можно определить ведущую руку?

Казалось бы все просто. Малыш рождается и начинает более активно действовать правой или левой рукой. В большинстве случаев проблемы нет. Ребёнок еще в раннем возрасте ярко проявляет правшество или левшество. Однако процесс установления ведущей руки может в норме продолжаться до 4-5 лет. Такие дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем. Если к 5-6 годам у ребенка не установилась ведущая рука, лучше проконсультироваться со специалистом-нейропсихологом. Он поможет определить ведущую руку с помощью специальных тестов и даст рекомендации, как учитывать в воспитании, обучении и развитии ребенка его особенности.

Это нужно сделать, т.к. именно в этом возрасте ребёнок осваивает рисование, учится правильно держать карандаш и ручку, вырезать. Определение ведущей руки поможет правильно освоить графические навыки и избежать переучивания в школе, где нагрузка на руку значительно возрастет.

Наблюдая за ребенком, можно определить ведущую руку. Большинство бытовых действий выполняется двумя руками, однако одна рука будет удерживать предмет, а ведущая рука - совершать активные действия более ловко и точно. Можно провести специальные тесты. Каждое задание во время тестирования необходимо предлагать в форме игры, не фиксировать внимание ребенка на том, какой рукой он действует, и обязательно все предметы класть строго перед ним.

Протестируйте своего малыша

  • Какой рукой он рисует?
  • Какой рукой держит зубную щетку?
  • В какой руке держит ложку?
  • Какой рукой расчёсывает волосы?
  • Какой рукой раздаёт карточки при игре в лото?
  • Какой рукой бросает камень, мяч?
  • Какой рукой режет ножницами?
  • Какой рукой бьёт молотком?
  • Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?
  • Какой рукой стирает ластиком?

Если ребёнок чаще или всегда выполняет 9-10 действий левой рукой, можно предположить леворукость. Если 4-5 - двурукость, примерно равное владение обеими руками (амбидекстрию). Конечно, это не все возможные тесты, пройти их полностью при необходимости можно у специалиста.

Чем левши отличаются от правшей?

Левши более эмоциональны, импульсивны, у них преобладает образное мышление, развита интуиция, они могут мгновенно схватывать материал, часто проявляют яркие творческие способности. Для них характерна способность видеть ситуацию с неожиданной стороны, несвойственной большинству, а также видеть проблему там, где никто ее и не замечал. Среди левшей немало известных творческих личностей: Микеланджело, Людвиг ван Бетховен, Карл Бах, Льюис Кэрролл, Владимир Даль, Чарли Чаплин и Пол Маккартни. Великие полководцы и ученые: Николай Павлов, Альберт Эйнштейн, Джеймс Максвелл, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон.

Те способности, которые помогают создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, покорять страны и народы, имеют и свою оборотную сторону. В детстве ребенок-левша очень отличается от своих праворуких сверстников, и не каждый взрослый разглядит в нем будущего гения. Так, прежде чем открыть теорию относительности, Эйнштейн был выгнан из школы за неуспеваемость. Его индивидуальный путь развития и личностного роста вряд ли был большой радостью для родителей и педагогов.

Особенности развития леворукого ребенка

Важной особенностью ребенка-левши является свой особый индивидуальный ход развития. Развитие таких детей зачастую идёт крайне неравномерно, частично способности левши могут опережать уровень, достигнутый сверстниками, а некоторые способности развиваются гораздо дольше. Такой зигзагообразный профиль способностей и стремление ребенка приладиться к миру правшей, создает уникальную ситуацию развития. Те трудности, которые будут описаны ниже, могут отсутствовать или быть незаметными, так как левши удивительным образом могут компенсировать любые недостающие звенья психических функций, как бы "изобретая" новые способы функционирования психики.

Для обычного человека не составляет труда такое простое задание, как поднять правую руку и определить, где лево и право. Для левши это совсем непросто. Он начинает путаться, задумываться и вычислять, где же это "право". Такого рода стратегия сохраняется и во взрослом состоянии. Так, одна взрослая женщина (переученная левша) призналась, что долго путалась в этом вопросе, пока не вычислила: "лево - это там, где сердце",- и использует такой вспомогательный способ по сей день. Затруднения в пространственной ориентации - одна из самых распространённых особенностей у левшей.

Зеркальное письмо, когда буквы и цифры дети пишут в обратную сторону, может встречаться у многих дошкольников от 3 до 7 лет, для них это лишь один из этапов освоения навыка письма. У леворуких детей вероятность появления такого письма составляет 85%. Известно, что Леонардо да Винчи писал зеркальными буквами и справа налево. Для леворукого ребенка всё равно, откуда начинать читать, писать - и справа налево, и снизу вверх. Пространство для него не имеет четких координат и границ, в нем нет того порядка, который сам собой возникает у большинства правшей. Отсюда многочисленные трудности могут возникнуть и в письме асимметричных букв, чтении и счете.

Вся эта деятельность четко пространственно ориентирована, например, счетом мы овладеваем, осваивая порядок чисел в числовом ряду (чтобы отнять 3, делаем по линеечке три шага влево или назад; чтобы прибавить, делаем 3 шага вперед), разрядный состав числа (десятки слева, единицы справа). Для ребенка, у которого все пространство "плавает", не имеет четких границ и ориентации, и цифры в числовом ряду, и буквы в слове "плавают", 7+1 у него может оказаться равно 6, так как он просто пошел по числовому ряду в другую сторону.

Как же они справляются с этими задачами?

Каждый ребенок изобретает свой способ ориентации, например, считать он может, "ощущая красоту математических символов, действий", то есть базой могут оказаться те процессы, которые не могут быть таковыми у праворукого ребенка. Позвольте ребенку найти свою стратегию, не требуйте от него стандартного подхода, он не вредничает, просто он не может иначе.

У леворуких детей пространственные функции необходимо специально развивать, и в этой области ему могут помочь специальные упражнения.

Взрослым необходимо сделать так, чтобы ребенок на собственном опыте убедился, что существует правая сторона и левая и они неизменны и постоянны. Так, например, можно нарисовать яркий значок, привязать ленточку или надеть часы на левую руку. Ребёнок определит для себя, что левая сторона - это "там, где ленточка". Такое обозначение на собственном теле послужит основой для ориентации в пространстве. Если ребёнок имеет постоянное рабочее место в классе или дома, можно также помочь ему внешними ориентирами, например, лево - это там где окно, а право - где дверь. Таким же образом проработать ориентацию: верх (голова, небо, потолок) - низ (ноги, пол, ботинки).

Наберитесь побольше терпения, потому что у левшей с большим трудом вырабатываются автоматизмы - способность выполнять действия не задумываясь. Каждый раз ребенок думает, где какая сторона, сегодня помнит и отвечает быстро, а на следующий день снова возникает пауза перед ответом. Некоторые левши оказываются медлительными, долго думают перед ответом, чем раздражают взрослых. Важно принять их темп работы, и постепенно с возрастом эти проявления станут мягче и незаметнее благодаря возрастающим способностям мозга.

Если торопить левшу, качество работы может только ухудшиться. Помогите ребёнку освоить как можно больше автоматизмов, и ему станет гораздо легче.

Как начать тренировку ориентации в пространстве?

Ориентацию в пространстве лучше начать с отработки представлений о правых и левых частях тела.

  1. Показать, поднять правую руку, затем левую.
  2. Показать предмет, взять предмет левой (правой) рукой. Важно научить различать не только руки, но и правый-левый глаз, ноги, брови, уши. Более сложное задание: показать правой рукой левое ухо и т.п.
  3. Определение пространственных отношений между двумя предметами: "Возьми левой рукой карандаш и положи возле левой руки, возьми правой ластик и положи возле правой руки. Где находится карандаш, справа или слева от ластика? Положи книгу перед собой, слева от неё положи ручку, а справа игрушку и т.п."
  4. "Что находится справа от меня?" Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого пусть он повернется направо и снова перечислит то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: "Что теперь справа от меня?" Так же можно отработать и направления слева, спереди, сзади.
  5. Можно поиграть в игру "Диспетчер и самолет" дома или на улице. Самолет летит и только по команде диспетчера поворачивает в нужную сторону. Можно меняться ролями. Лучше, если взрослый во время "полета" будет повторять вслух команды диспетчера: "слушаюсь, поворачиваю налево" и т.п.
  6. Интересна работа с зеркалом или человеком, стоящим напротив, выполнение простых движений, смотря в зеркало (на человека напротив) и называя правые и левые части тела.
  7. Полезными будут и графические диктанты, конструирование, копирование различных фигур.
  8. Это лишь небольшая часть возможных способов работы с освоением пространства, можно найти много интересных игр и упражнений в книгах о левшах, которые в последнее время появляются в магазинах, или получить рекомендации у нейропсихолога.

Специалисты в области медицины, психологии и педагогики отмечают необходимость особенно бережного отношения к леворукому ребенку, так как в силу особенностей созревания и развития именно в детстве их психику отличает особая хрупкость и чувствительность. Не старайтесь их сравнивать с дргими детьми. Обратите внимание на его уникальные способности и свой собственный взгляд на мир. Вполне может оказаться, что быть родителями или воспитателями леворукого ребенка не только трудно, но и очень интересно.

Лариса Вольберг,
детский психолог
Статья из газеты
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Левша или мир наоборот"

Вы не авторизованы.

Лариса,
Спасибо большое за статью! Это просто чудо, как успокоительно она на меня подействовала, да и остальные отзывы тоже! Моей мелкой левше 4 с половинкой года: уже читает по-русски, но ей пришлось туговато - могла начать читать слово с конца, переставлять буквы в слове, потерять слово на строчке... Кое-какие моменты ещё присутствуют до сих пор :-) А писать по прописям учимся сейчас: еле-еле привыкла себя контролировать при соединении точек (с какой начинать, куда дальше вести) и работать с образцом (сравнивать образец с тем, что надо написать и, при необходимости, исправить). Мысль при рассказе путаная, сбивчивая, зато эмоции - через край! Постепенно приучаю доводить начатые дела хотя бы до логического конца (доделать потом или вообще прекратить) - тяжело нам обеим! В следующем году надо отдавать ее в садик (она у меня домашняя пока), а что из этого выйдет - не знаю, ведь мы недавно приехали в США, Дэлавер... Медлительности нам не занимать :-) А вот насчет математики - открытие для меня! Пока моя Нонночка не слишком хорошо разбирается в счете и, как многие, считает от 1 до 12 просто как стишок, почти безотносительно к количеству.
А вот на музыку она запала! В Москве у нас было пианино и я нанимала дочурке педагога - теперь скучает! Рисование и лепка - такая же история! Театральностью и пластикой просто покоряет до слез (смешно!).
Еще раз от всей души огромное спасибо за статью !!!
Мама Нонны.
2004-06-17, Elena Batrakova-Mallett
Наконец-то я нашел что-то стоящее и обоснованное о Левше! Большое спасибо его автору. Я сам левша. И мне было сначала трудно, а потом не привычно учиться в школе. В начальных классах учителя показывали на меня пальцем: "Вон тот у нас левша!" Потом в старших классах одноклассники удивлялись расположению моей тетради при письме: тетрадь распологалась зеркально по отношению к ним. Мама боялась что я не смогу правильно держарь оружие когда подойдт время, но ружьё, мышь компьютера и лошку я держу в правой руке?!?! Теперь я работаю в школе учителем информатики и посещающие мои уроки наставники отмечают, что я удобно для учеников пишу на доске...
Учитель правша пишет правой рукой, сдвигаясь при этом вправо, тем самым временно закрывая от детей написанное, т.е. им приходится ждать когда учитель допишет до конца. А я, т.е. левша, пишу левой рукой и сдвигаюсь в право, тем самым сразу не закрывается написанное...

Так, что не надо переучивать ребёнка-левшу и бояться за его судьбу. Он сам найдёт правильное решение (как упоминается в данной статье).
2005-04-13, Гаяз
Моему сыну 5 лет. Он правша, не переученный. Но все характеристики левши - как раз про него. Он ходит в русский детский сад, уже год ходит в русскую школу (мы живём в Канаде), но у него безконечные затруднения с высказыванием мыслей и вообще с сообщением любой информации - рода, падежи, чила в речи для него просто не существуют. То есть, если на картинке, например, два слона, то для нашего Гриши ясно, что это два слона, но при этом он может сказать " две слоны, двух слон" - и правильность произнесения его совершенно не интересует. Психолог нам сказал, что он "скрытый левша".
Как быть в этой ситуации?
Хотя я не испытываю дискомфорта, но папа у нас просто в ужасе от "нестандартности" нашего чада. И его ни чуть не вдохновляет, что у ребёнка, как говорят нам его педагоги, удивительные способности к рисованию, музыке. А уж в спектаклях в детском саду равных ему нет.
Может быть и волноваться не о чем, и всё-таки, как быть со "скрытым левшой"?
2004-06-08, Калиновская Екатерина
Интересная статья. Моему сынуле-левшонку 9 лет. С самого маленького возраста проявлял свою леворукость. Не переучивали. У него способности к математике, как и у многих левшей. А вот про автоматизмы и медлительность - что правда, то правда, только я никак не думала, что это какая то особенность леворуких детишек, думала просто невнимательность, несобранность. Спасибо за информацию. Вооружусь терпением. А вообще левшонки - замечательные человечки, нежные и добрые, их невозможно не любить!
2004-06-09, Мама Лена
Я сама левша, но переученная, так как в мое время не разрешали писАть в школе левой рукой. В результате: почерк плохой, но зато умею делать многие вещи обеими руками одинаково хорошо, и это видимо сказалось на общем развитии, так как я с легкостью училась и в школе-институте и потом освоила несколько специальностей уже на рабочих местах. Тетя моего отца также левша, научившаяся работать обеими руками и тоже очень яркая личность :-)) Так что я бы не переживала, имея малыша-левшу :-))
2004-06-08, МуммиМама
Да, видимо нас много переученых левшей, и в этом возможно естоь свои плюсы. Сейчас все кричат не переучивайте, но на мой взгляд как чистый левша,так и правша теряют в жизни многое. А как насчет двоеруких детей, вот по моему самое нормальное состояние для человека. Мир открыт с двух сторон. Сын сейчас выраженый правша и мы стараемся хоть изредка работать левой рукой как основной.
2004-06-09, айрана
Здраствуйте! Я очень эмоциональна видимо это связано с тем что я левша.Легко впадаю в дипрессию а так же обретаю немыслемое счастье от приятных мелочей.Это отражается как и на отношениях с людьми так и на моём здоровье. Что вы можете сказать ме по этому поводу. Может у вас есть какой-нибуть совет для меня....Мне очень сложно....Такое чувство что этот мир не для меня..:(
2007-12-08, Сима
Поделитесь:

08.06.2004
Обновлено 11.05.2011
Близкие по теме статьи
Если ребенок — левша
Если ребенок — левша
Как преодолеть трудности при обучении ребенка–левши?
Правая и левая
Правая и левая
Необычный взгляд на проблему доминирующей руки. Нужно развивать обе руки, обе ноги, оба глаза...
Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей
Психологические особенности леворуких детей, или Школьные проблемы левшей
Индивидуальный профиль латеральной организации функций. Сочетание сенсорной и моторной асимметрии у леворуких детей.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!