До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.

Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела, восходят еще к началу нашей эры. Из этого следует, что количество левшей и правшей во все времена и у всех народов должно было быть примерно одинаковым. Одним из косвенных свидетельств этому является фольклор разных народов.

Интересно, что у тех народов, в религиозном символизме которых правое и левое находятся в гармоничном единстве противоположных начал, нет четкого противопоставления леворуких и праворуких людей. Правда, китайцы, наделяя левую руку высоким достоинством, не любят, чтобы дети ели ею. В Японии, при необходимости выбирать, предпочтение отдается левому.

Западная культура отводит правому большую символическую роль, чем левому. Английское слово sinister (дурной, зловещий, несчастный) совпадает с латинским словом, обозначающим левую руку и несчастье. В христианской символической системе значительное предпочтение отдается правой руке.

С естественно-научной точки зрения, эволюционный прогресс осуществляется за счет выделения левого (речевого, аналитического) полушария и правой руки как ведущей. Правое ("немое") полушарие, в связи с этим, играет подчиненную роль.

Исходя из вышесказанного, и верующий христианин, и ученый-эволюционист, в качестве предпочтительной выберут правую руку. Следовательно, нужно искать не причину леворукости, а объяснения того, почему большинство людей в западном мире - праворукие. Как бы то ни было, леворукому ребенку надо в этом мире жить, учиться, дружить и надеяться на великодушие "аборигенов".

По данным нейрофизиолога В.А. Арапетьянц (1987), среди 7 - 9-летних москвичей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а к 14-15 годам леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек - 4,1%. Так какой же ценой оплачивает леворукий ребенок свое право жить в праворуком мире?

Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом полушарии. Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом - у 15%, в обоих - у оставшихся 15%. О чем говорят эти цифры?

Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов левой руки".

Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка.

Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.

Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.

Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.

Однако, с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

Дорогие мамы и папы! Эта статья - очень неполная попытка осветить проблемы леворуких детей, главная ее цель - привлечь внимание родителей, педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности все еще ждут своего раскрытия, а не активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.

Элла Прокофьева, prokofieva@beep.ru, детский психолог.