"Мой ребенок самый лучший на свете! Он, безусловно, одарен и талантлив. Какие игры помогут еще больше развить его?". В нашу редакцию приходит множество писем родителей с такими вопросами. Конечно, мы продолжим публиковать игры, способные помочь в развитии малышей, но сегодня мы решили поговорить о другом: какой он, одаренный ребенок? Как помочь малышу развить способности, которыми он наделен? Так ли это легко - быть одаренным?

Легко ли быть юным дарованием?

Не бывает одаренности "вообще". Можно говорить о творческой одаренности, речевой (вербальной), математической и интеллектуальной. Редко бывает, когда в человеке сочетаются эти одаренности. Причем очень часто именно в широком смысле одаренный ребенок не становится одаренным взрослым. Мы знаем случаи сохранения узкой одаренности на всю жизнь: например, музыкально одаренный ребенок Вольфганг Амадей Моцарт превратился в великого композитора. Но можете ли вы вспомнить широко одаренного взрослого?

Кажется, что сейчас появилось много одаренных детей. И это впечатление возникает не случайно. В наши дни существуют огромные возможности проявить одаренность и развивать ее: нет проблем с литературой для занятий, с учебными пособиями, с канцтоварами: они разнообразны и доступны; создано много детских студий для развития самых невероятных способностей, большой выбор образовательных программ, по которым занимаются с детьми педагоги.

Классическая психология считает, что о какой-либо одаренности ребенка можно говорить с 7 лет. И это не случайно. К семи годам у ребенка обычно намечается стабильность в развитии. Именно поэтому все методики, направленные на определение одаренности, рассчитаны на 6-7-летних детей. До семи лет обычно говорят о скачкообразном развитии: скачок, т.е. вспышка неординарности, потом возможно плато, т.е. затухание, потом опять скачок. Причем эти скачки происходят у разных детей в разное время. Но для развития одаренности после семи лет существует другая проблема: в 7 лет ребенок идет в школу, а там как раз строгий учебный процесс может ограничить творческую одаренность. Получается, что школьная система уравнивает детей и в то время, когда одаренность могла бы расцветать пышным цветом, она становится помехой для успешного обучения. К тому же семилетний возраст - это период кризиса, для которого характерно неверие в свои силы. А новая жизненная ситуация - поступление в школу - не способствует, конечно, ни творчеству, ни развитию одаренности. Можно сказать, что творческая одаренность к семи годам точно будет снижена, что она потухает.

Возможно, именно поэтому проявления одаренности у детей взрослые стремятся увидеть в дошкольном возрасте. Существуют попытки применить адаптированные к возрасту 3-5 лет диагностические методики и выделить условно одаренных детей.

По нескольким несложным заданиям любой родитель может понять, одарен его ребенок или нет.

Задание 1. Наклейте на белый лист овал из цветной бумаги. Спросите у ребенка: "Как ты думаешь, на что это похоже? Дорисуй!" Трехлетние дети обычно рисуют какой-то предмет - уточку, дерево, животное. В 4 года, возможно, ребенок нарисует ту же уточку, но она будет более узнаваемой. В 5-6 лет ребенок способен нарисовать сюжет. Если этот сюжет необычный, например сказочный, фантастический или развернутый, это уже признак одаренности. В 6-7 лет дети тоже рисуют некий сюжет, но одаренность проявляется в том, что он будет продуман и прорисован в деталях. Например, дерево, вокруг которого летают бабочки, - это сюжет, но простой, а когда вокруг возникает необычное действие, с большим количеством деталей, проработанное, то можно присматриваться к этому ребенку, предполагая одаренность. Однако по одному нестандартному рисунку нельзя однозначно говорить об одаренности.

С другой стороны, технические возможности малыша в процессе рисования, степень развитости его движений подчас мешают увидеть его неординарность. В любом возрасте ребенку нужно предложить рассказать о том, что он нарисовал, потому что именно из повествования малыша иногда можно сделать вывод о его незаурядном мышлении и возможностях творчества. Например, одаренный ребенок может увидеть в овале заднюю сторону зеркала и женщину, которая держит в руках это зеркало, смотрит на себя и поправляет прическу. По изображению вряд ли будет понятно, что это женщина и ее рука, но сам рассказ о том, что ребенок увидел, говорит об одаренности.

Задание 2. Составьте с ребенком рассказы по сюжетным картинкам, которые можно взять в книжках для занятий с малышами. Например, на четырех картинках может быть изображено следующее: пришел мальчик на речку, купается, выходит из воды, уходит одетый. Предложите ребенку придумать рассказ по картинкам. Если ребенок в три года способен это сделать, у него высокий уровень развития. В 4-5 лет одаренный ребенок может добавить в сухое описание то, что не нарисовано на картинке: "Мальчик Вася рано утром, пока все спали, пришел купаться. Вода была еще холодная. Он купался недолго и пошел домой, потому что его позвала мама". В 6-7 лет рассказ одаренного ребенка по этой же картинке может начинаться задолго до видимого действия: "Жил-был мальчик Вася, ему было 7 лет, он хорошо учился, а в летние каникулы он поехал отдыхать к своим бабушке и дедушке в деревню...". Рассказ такого ребенка обычно не заканчивается действием на последней картинке. Например, "К Васе приехал его друг, который жил с ним в одном доме в городе, они вместе стали ходить на речку….". Так будет рассказывать ребенок, одаренный в словесном творчестве, это речевая одаренность. Но не все одаренные дети хорошо говорят. Многие, наоборот зажимаются, им трудно свободно высказать свою мысль.

Задание 3. Используйте изданную тетрадь с заданиями по развитию определенных способностей детей следующего возраста (на один, два года старше), предложите ребенку задания из нее и посмотрите, как он справляется с ними. Если ребенок легко их выполнил, я считаю, можно говорить о том, что в этом направлении ребенок развит выше среднего уровня.

Итак, вы выполнили со своим ребенком несколько наших заданий и обнаружили у него определенные способности. Самое главное, что вы должны знать, - никакая одаренность не должна стать проблемой для ребенка. Если родитель решает, что его ребенок художник и поэтому он должен несколько часов в день рисовать, естественно, ребенок не захочет быть художником. Любое действие рождает противодействие. Задача родителя только создавать условия для развития одаренности ребенка, среду, чтобы ребенок мог делать то, что ему нравится, что у него получается, тогда, когда ему этого хочется. Вот тебе краски, кисти, бумага, хочешь - рисуй!

Для ребенка важно нормально развиваться, много играть, быть уверенным в своих родителях, знать, что родители любят его не за то, что он красиво рисует елочки или чисто поет, а просто потому, что он их ребенок. И даже если в следующий раз елочка не получится такой красивой, мама и папа не перестанут любить его.

Часто бывает, что, обнаружив какие-либо способности у своего ребенка, родители отдают все свое свободное время и все силы малыша на то, чтобы развивать именно эту способность. То, что не получилось в детстве у них самих, они всеми силами стараются восполнить в своем ребенке. При этом нередко у малыша не остается времени на игру, общение с другими детьми, и погибает та самая одаренность, которую родители хотят развить. Например, папа абсолютно уверен в том, что ребенок обожает играть с геометрическими фигурами, составляя из них картины по образцу или выполняя другие задачи. Однако на самом деле от вида треугольника ребенку становится дурно, он не любит заниматься этим делом, но просто не может возразить папе-математику, который ничего не видит за пределами своего увлечения любимым делом и сожалеет о не достигнутых им вершинах на математическом поприще.

Одаренность - это сложно. Не думайте, что, обнаружив в своем ребенке способности, вы обеспечили своей семье счастливое существование. Ребенок не в восторге и не купается в своей одаренности, он сталкивается с проблемами. Одаренность -это и личностные проблемы. Ведь дарование в первую очередь замечают взрослые, а дальше начинается сложный для ребенка процесс: его сравнивают с другими детьми, его выделяют, его хвалят, что вызывает негативное отношение со стороны сверстников. Между детьми возникает дистанция. Возможно, трудности одаренных детей в процессе социализации вызваны не только их самодостаточностью, не только их категоричностью, стремлением играть по правилам и обостренным чувством справедливости. Одна из причин их сложных взаимоотношений со сверстниками кроется в том, что дети отдаляются от них, чувствуя свое отставание в каких-то вопросах, свой неуспех по сравнению с одаренным ребенком. Соответственно те дети, которые как бы "хуже", не стремятся взять того, кто "лучше", в игры, да и сам он не очень-то стремится. Взрослым важно понимать, что сравнивать детей друг с другом не надо, это приводит к разобщению детского коллектива, конфликтам, дракам. Одаренный ребенок сталкивается с этим больше, чем какой-либо другой! К тому же он более чувствителен к этому! Можно и нужно сравнивать каждого ребенка только с самим собой, с его собственными успехами!

Что делать тем родителям, которые, выполняя предложенные нами задания, не обнаружили у него каких-то особенных способностей? В первую очередь не спешить с выводами, не огорчаться и любить своего ребенка по-прежнему. Так же, как и в случае с одаренным ребенком, родителям хорошо бы равномерно развивать все способности сына или дочки. У вас все еще впереди! Для вашего ребенка так же важно играть с другими детьми, быть уверенным в своих родителях. Родители точно так же могут гордиться его достижениями. Важно видеть тот прогресс в развитии, те изменения, которые происходят с каждым ребенком на его жизненном пути, и гордиться его личными достижениями, сравнивая его успехи с предыдущими этапами.

Если родителям не удается нащупать способности своего ребенка, нужно дать ему возможность искать, и не только в дошкольном и младшем школьном возрасте, но и значительно позже, посещая разные кружки и секции, занимаясь самыми разнообразными вещами. Но в освоении любого дела обязательно наступает этап, когда начальный интерес и первое любопытство от нового занятия уступают место рутинным ежедневным тренировкам и упражнениям, и тогда есть огромный соблазн сказать, что это дело мне не подходит, пора попробовать следующее. Поэтому важно научить чадо ставить себе цель и не оставлять дело до тех пор, пока она не будет достигнута. Занимаешься спортом, получил второй юношеский разряд, тогда можешь бросить, пока не получил - добивайся.

А если родители с самого начала относятся к своему ребенку как к одаренному, они тем самым стимулируют у него особое развитие. Вера родителей в то, что их ребенок - способный, помогает ребенку не ограничивать себя рамками: "У меня не получится, поэтому я делать не буду!", он более смел в своем творчестве и поэтому развивается более разнообразно и интенсивно.

Евгения Якушина,
педагог-психолог,
детский сад № 1733.
Москва
Статья предоставлена журналом
Журнал ''Игра и дети''