Самые печальные странички родительского опыта связаны, безусловно, с болезнями ребенка. Кому не знакома эта тревога, смешанная с бесконечной жалостью, отчаянное желание помочь родному человечку?! Который кажется теперь еще более уязвимым и беспомощным. Тут же примешивается чувство собственной вины, давящее ощущение ответственности за принимаемые решения... Так в родительской душе возникает настоящая буря из эмоций и переживаний. Несмотря на осознанные попытки ее унять, трудно сохранить внешнее спокойствие. И малыш неизбежно проникается этой тревогой: с ним что-то не так! Теряет чувство безопасности и полного доверия родителю, напрягается. Настороженно ожидая, чем обернется для него непривычная ситуация (для которой уже припасена защитная реакция, диктуемая инстинктом самосохранения). Не приходится долго ждать, и на бедняжку обрушивается целый шквал необычных и странных манипуляций под общим названием "лечение"...

Мало того, что процедуры зачастую вызывают известный дискомфорт, при этом они еще настоятельно обязательны, невзирая на волю ребенка. Естественно, возникает протест. Даже при самом ласковом обращении. Ведь любые уговоры все равно преследуют целью склонить или побудить к исполнению чужой (в данном случае родительской) воли. Отказываясь от своей. К тому же, особенно мягкое и сочувственное отношение взрослых только подтверждает опасение малыша в собственном неблагополучии. Вследствие чего защитная реакция еще усиливается. А если учесть, что многие виды лечения действительно очень неприятны или болезненны? Выходит, что ребенок испытывает двойной физический стресс (от болезни и лечения), а к нему еще присоединяется немалый психический! Есть ли выход? Как помочь любимому крохе?..

Кроме пожелания здоровья вашему малышу, хочу предложить некоторые соображения, основанные на личном опыте мамы.

Во-первых, необходимо избавить ребенка от чувства неизвестности. Именно оно порождает неуверенность и страх. Поэтому стоит в доступной форме разъяснить малышу основные моменты происходящего с ним и вокруг него.

Отсюда же второе. Ни в коем случае не обманывать ребенка. Наоборот, постараться упреждать события достоверными пояснениями. Убедившись, что родители контролируют ситуацию, ребенок будет ощущать большую безопасность. И сама предсказуемость событий придаст ему уверенность.

В-третьих. Желательно перевести ребенка из пассивного состояния воспринимающего действия над собой в активного деятеля. Это позволит перенаправить силы защитной реакции в нужное русло. Заодно и в воспитательных целях послужит, кстати.

В конце концов, четвертое условие. Вызвать у ребенка желание действовать нужным образом. Нетрудно догадаться, что для этого необходимо выполнение всех предыдущих. И если оно достигается - острота проблемы значительно спадает. Пусть даже малыш не сможет до конца справиться со своими страхами и сделать решительный шаг навстречу неприятному - под девизом "надо". Но психическая травма уже не будет такой сильной.

Ну, а пятое - скорее дополнительный эффект соблюдения этих условий, который тоже стоит учитывать. Сейчас все больше говорят о том, что состояние здоровья человека очень зависит от его настроения. Значит, кроха и поправится быстрее, если будет верить в себя!

Важно еще, на мой взгляд, что отношения с родителями при этом не пострадают, а возможно даже укрепятся. С этой целью полезно также применять особую форму выражения сочувствия. Психологи называют ее "активное слушание". Когда ребенку в утвердительной форме возвращается его переживание: "Да, горькое это лекарство. Неприятно...", " Ты боишься, что будет больно...". Это позволит установить доверительные отношения с малышом. Вместо распространенного в таких случаях преуменьшения значимости проблемы: "Не такое уж горькое, правда?..", "Ну вот, совсем не больно!.." Что вызывает у расстроенного ребенка обиду и досаду, ощущение непонимания родителями его чувств.

А выполнить другие условия нам помогут, как обычно, игровые приемы. Тут необходимо ориентироваться на возраст ребенка, уровень понимания, знаний. Хорошо бы использовать его увлечения или предметы особого интереса. Проявив немного творчества, можно подобрать подходящую аналогию для пояснения ребенку сложных понятий. У кого-то, возможно, хватит фантазии даже сказку сочинить на ходу. Вроде сюжета мультфильма "Петя и Микробус". Ну а вариант попроще - создание некоторой модели, с использованием подручных средств. Это может быть обычный рисунок, выполняемый вместе с малышом. В котором необходимым понятиям дается графическое изображение. Или театрализованная постановка подобного рода.

Приведу примеры применения такого метода из своего опыта (с трехлетним ребенком). Отмечу, что сына вообще интересует устройство всего, и в частности человеческого организма. Поэтому он знаком не только с частями тела, но и названиями важных органов, их основными функциями и назначением. Так что многие термины ему привычны.

Первый пример. Пищевое отравление, многократная рвота, температура. Неприятные лекарства, процедуры... Рисуем на листе бумаги овал - "как будто бы желудок". В нем злые рожицы воинствующих "микробов". Вместе с крохой решаем, что им подрисовать в качестве оружия, обсуждаем их характеры, фантазируем. Изображаем в виде реки "кровь", в которую эти разбойники сбрасывают вредные вещества "токсины". Динамично прорисовываем этот процесс. Устно поясняю, что от них-то как раз появляется температура (чтобы не вводить слишком много отвлекающих подробностей).

Затем вместе изображаем, как лекарство борется с микробами: настоящее сражение (антибактериальный препарат). А другое нужно для вылавливания токсинов из крови - "у него есть такие специальные сети" (сорбент). Но микробы не сдаются - стараются вытолкнуть обратно все лекарства (рвота). И очень радуются, что мальчик не хочет пить их снова (озвучиваю переговоры микробов, показывая на картинке). На краю листочка нарисована симпатичная рожица "лекарства". "Оно грустит, что ему не позволяют помочь мальчику".

Придумываем с сыном хитрый военный план (следуя схеме назначенного врачом лечения). Согласно ему нам нужно усыпить бдительность микробов, для чего заслать специального агента (противорвотное средство). И так далее. Таким образом, ребенок часто сам принимал нужное решение, легче соглашался на неприятные процедуры. И все время деловито интересовался, как идут дела в его организме, продолжая фантазировать на тему своего "победного" выздоровления.

Другой пример связан с необходимостью проведения ребенку действительно неприятной и болезненной ЛОР - процедуры. Сложность еще состояла в том, что повторить ее нужно было трижды, с перерывом в неделю. Представляя себе с ужасом, как малыш все это перенесет, я решила подготовить его уже к первому походу. Медицинская проблема была непростая. Благо, наш замечательный врач счел нужным объяснить мне довольно подробно ее механизм. Так что моя задача была только подобрать нужные символы для наглядного представления малышу.

И вот уже две маленьких подушки становятся "воротами - гландами". На которые совершают отчаянные набеги вирусы с микробами, в виде комка из пеленки с равномерным мелким рисунком. Возле "ворот" спит мягкая игрушка "иммунитет". Роль хорошо подошла бы для собачки, пожалуй. Сначала разыгрываю ситуацию здорового человека: когда "микробы" стучатся в закрытые "ворота", будят "иммунитет" и благополучно прогоняются им. Затем вариант болезни: когда им удается проникнуть за ворота и размножиться (развернутая пеленка). Показывая борьбу лекарства с болезнью, отмечаю слабую эффективность и побочные эффекты.

И вот, от частых болезней наши "ворота" перекосились, образовалась щель, куда микробы попадают теперь совершенно беспрепятственно. Это кульминационный момент (настоящая сущность нашей медицинской проблемы). С замиранием сердца жду ответа на вопрос, обращенный к сыну: "Что же делать?" И к своему полному восторгу получаю уверенное заявление крохи о необходимости "ремонта". Что и требовалось доказать, как говорится!

Логическим продолжением следует сцена похода к врачу, с атрибутикой в виде зеркальца (ассоциация для закрепления нужного настроения, или "якорь" из НЛП). При этом ребенок сам исполняет роль доктора, чиня ворота при помощи длинной палочки - "инструмента". После чего радостно отмечаем с ним беспомощность микробов и фантазируем на тему приятных возможностей здорового человека (мороженое и т.п.).

На приеме у врача ребенок сам уточнил характер манипуляции, немало удивив его верностью понимания задачи. Правда, совсем избежать слез и сопротивления при повторных посещениях нам все же не удалось (из-за специфики процедуры). Но эффект подготовки был явный: сразу же по окончании манипуляции сын успокаивался и приобретал радостно-приподнятое настроение. Так мы одолели очень важный и трудный курс лечения. Сделав это в наиболее щадящих, на мой взгляд, условиях для психики ребенка.

P.S. Когда этот материал уже был отправлен в редакцию журнала, нам с сыном снова пришлось нанести визит к "страшному" доктору, для осмотра. Честно говоря, одно упоминание об этом вызвало бурный протест. Мне стало ясно: никакие прошлые уловки не пройдут. Срочно нужно свежее решение. А что, если...

Нахожу среди игрушек детский медицинский набор, торжественно вручаю ребенку со словами: "Давай, ты сам будешь доктором! Придешь к настоящему доктору как коллега, за советом... ". Результат оказался ошеломляющим для меня самой: ребенок мгновенно переключился и совершенно спокойно отправился в поликлинику! Детально уяснив по дороге значение слова "коллега", малыш с удовольствием получил подтверждение маминым словам из уст врача: "Ну, здравствуй, коллега! Как дела?". Ура! Мы снова обошлись без слез: еще одна победа! Думаю, любая мама поймет мои чувства...

Буду рада, если наш опыт окажется еще кому-то полезен. Бесконечных запасов любви, терпения и находчивости желаю всем заботливым папам и мамам, которые интересуются публикациями на тему воспитания детей!

Черемисова Ольга, olcher@list.ru
Статья из журнала "Лиза. Мой ребенок" декабрь 2004г.