Содержание:

"Поздоровайся с девочкой", - произносите вы когда-то в первый раз, обозначая тем самым эпохальное событие для вашего ребенка. Именно теперь он начинает учиться жить не только в окружении обожающих родственников, но и в коллективе. Это очень непросто, ведь вы помните собственное детство? Иногда кажется, что дети несправедливы и жестоки, потому что они не прощают слабостей. Иногда мы категорически не можем понять, почему они выбирают себе в кумиры самых отъявленных хулиганов. А иногда мы вдруг обнаруживаем с удивлением, что наш любимый, самый умный и красивый на свете малыш играет в этом самом коллективе некую роль, отведенную ему раз и навсегда.

Но на самом деле эту роль мы "репетируем" с ним сами, ведь семья - это стартовая площадка для вступления в мир социальных отношений.

Внутренние отношения в детском коллективе зависят от двух причин: от взрослого, который руководит этим коллективом, и от личностных особенностей каждого ребенка. Психологи, наблюдая за поведением и отношениями в группах детей от четырех (до этого времени ребенок сосредоточен на самом себе) до семи лет, выделяют несколько типичных образцов поведения.

К содержанию

Врунишка

Врунишки бывают фантазерами и трусами. Фантазеры - это те, у кого сильно развито так называемое неопредмеченное воображение. Этим детям нравится придумывать истории, которые никогда не происходили в жизни. Они вдохновенно рассказывают о несуществующих друзьях, фантастических происшествиях, причем их увлекает сам процесс придумывания.

А другая категория врунишек обманывает для того, чтобы защитить себя, чтобы ругали не их, а кого-то другого. Таких детей часто слишком сильно и по любому поводу третируют дома, поэтому они привыкают обороняться при помощи обмана.

К содержанию

Воришка

Если ребенок берет чужую вещь в возрасте 4-5 лет, то это означает, что пока еще он не может преодолеть желание иметь нечто для него важное. Это, в общем-то, нормально, и взрослые просто должны объяснять, почему чужие вещи брать нельзя.

Если же пяти-шестилетка, который уже знает, что так поступать плохо, все равно пытается присваивать игрушки приятелей, не особенно скрываясь, то это означает задержку развития на уровне тех же четырех лет. Нельзя при этом называть малыша "вором" и публично наказывать, потому что к взрослым понятиям о воровстве его поведение отношения не имеет.

Самое лучшее в этом случае - придумать выходы из ситуации, не дать ребенку почувствовать себя преступником. Например, удивиться: "Ой, да ты же ведь случайно взял машинку Егора! Не забуть бы завтра ему отдать..." Только так, мягко и аккуратно, можно справиться с проблемой.

К содержанию

Жертва - плакса

Он постоянно на что-то или на кого-то обижен. Его называют "ревой", "ябедой", "плаксой" и часто он кажется действительно жертвой. Но на самом деле это не так.

Как правило, такой ребенок лишен достаточного внимания в семье, поэтому он старается заполучить это внимание самым простым способом - стать несчастным и обиженным.

Возможно, в семье есть кто-то, на кого обрушивается град упреков и замечаний (например, старший брат или сестра). И младший постепенно понимает, что ябедничество помогает ему, приносит дивиденды в конкурентной борьбе за любовь родителей. Если же в семье перестанут "долбить" старшего и выделять младшего, то последний имеет все шансы выйти из роли жертвы.

К содержанию

Жертва - агрессор

Им может стать тот самый старший брат, которого постоянно упрекали и ругали в семье. Вынужденный постоянно обороняться, он неизбежно приходит к агрессии, может драться, кусаться, нападать на окружающих. Такой ребенок действительно является жертвой, хотя и не выглядит таковой. Но на самом деле его поведение формируется под давлением, становится результатом нападок со стороны взрослых.

К содержанию

Липучка

Его всегда можно обнаружить рядом со взрослым - воспитателем детского сада, учительницей. Он ходит по пятам, держится за руку и не участвует в детских играх. Такое поведение нормально лишь в короткий период адаптации в новом коллективе. Но если "прилипчивость" не проходит - значит, родителям надо задуматься о собственном отношении к ребенку.

Липучка чаще всего - брошенный родителями ребенок. Скорее всего, ему одиноко дома, никто не интересуется его переживаниями и проблемами. Он лишен в семье самого главного - общения, а значит, не имеет такого опыта и навыков налаживания контактов с людьми. Придя в детский коллектив, он, естественно, не умеет встраиваться в отношения между детьми, а потому выбирает самый простой и безопасный путь - неотлучно находиться рядом со взрослым.

Дети "липучку" обычно не любят и не принимают. К тому же у такого ребенка, как правило, нет интересных и хороших игрушек или одежды, потому что родители об этом мало задумываются.

К содержанию

Королек

Это - абсолютный лидер детского коллектива. Идеал, который вдохновляет остальных детей. Если это девочка, то взрослые назвали бы ее стервочкой, потому что она умеет, как никто другой, поставить себя на пьедестал.

Откуда берутся "корольки"? Как правило, из семей с очень высоким интеллектуальным уровнем, где к тому же ребенка бесконечно балуют. Обучаясь в этой благодатной среде утонченной манипуляции людьми, малыш постепенно привыкает к мысли, что он всегда и везде должен быть главным. И добивается этого любыми способами.

Беда таких детей в том, что их стервозность постепенно осознается детьми, и тогда неизбежно наступает отторжение от коллектива. При этом ребенок начинает лихорадочно искать другие способы доказательства своей исключительности: это могут быть болезни, бесконечное вранье и т.п.

Кроме того, в один прекрасный день "царь-царевич" может натолкнуться на подобного себе, но только сильнее, и это уже чревато серьезными психологическими проблемами и конфликтами. Попадая в школу, этот ребенок не столько учится, сколько продолжает доказывать, что он и здесь - самый лучший и самый значительный.

К содержанию

Подарок

Часто его еще называют "маменькиным сынком". Такой малыш хорошо знает, что он - счастье для родителей (а особенно для мамы). Он спокойно принимает обожание и преклонение, ничего не требуя и не доказывая. Ему очень комфортно быть маленьким, инфантильным, послушным, поэтому он не захочет взрослеть. Взрослые им восторгаются, дети - не обращают внимания и безжалостно выбрасывают из своих игр.

К содержанию

Застенчивый

Застенчивость, вопреки распространенному заблуждению, - не черта характера, которую можно без ущерба изменить, а заболевание. Психологи считают ее разновидностью эгоцентризма, и, как правило, она передается по наследству. Если папа обнаруживает в своем сыне застенчивость (от которой, кстати, он сам страдал в детстве), то ни в коем случае он не должен ломать ребенка, силой пытаться преодолеть эту врожденную черту. Этим можно добиться лишь серьезной трещины в отношениях. Нужно научить ребенка жить с ней так, чтобы он не чувствовал свою неполноценность. И, конечно, ребенок обязательно должен знать, что родители его хорошо понимают и стараются помочь.

Застенчивость может проявляться в том, что ребенок сидит в углу, смотрит букой и ни с кем не разговаривает, а может - в повышенной агрессивности и активности (иногда именно таким образом человек пытается маскировать собственные страхи).

Застенчивый ребенок - один из самых проблемных, и очень плохо, когда родители этого до конца не понимают.

К содержанию

Надежда

На такого ребенка сделаны большие ставки. Его водят во всевозможные секции, приглашают учителей и всячески культивируют его успехи. Постепенно этот маленький боец привыкает к тому, что он - надежда своих родителей и педагогов, что от него ждут только успехов. Он привыкает существовать по законам мира взрослых и подчиняется правилам родителей. На общение с детьми у такого ребенка нет ни времени, ни навыков. Поэтому он чувствует себя чужеродным среди других детей и даже не пытается участвовать в их играх.

Если продолжать растить не ребенка, а собственное тщеславие, то родители имеют все шансы обеспечить своему сокровищу одиночество на протяжении многих лет взрослой жизни.

К содержанию

Инвестиция

Это более экстремальный вариант "надежды". Про такого ребенка родители говорят (или думают), что он должен отработать вложенные в него деньги. А потому - обязан стать кем-то значительным, продолжить бизнес, добиться успехов и так далее. При этом родителям глубоко безразличны личность ребенка и его внутренние переживания. Его никогда не оставляют в покое, постоянно заставляя делать что-то, с точки зрения взрослых, важное.

Такой ребенок, попадая в коллектив и не умея общаться с ровесниками, часто "зацикливается" на чем-то своем. Например, на постоянной и навязчивой мастурбации (это наиболее частая проблема для детей-"инвестиций")...

Нежеланный

К несчастью, некоторые дети чувствуют себя ненужными. И некоторые родители сознательно или интуитивно демонстрируют это детям. Быть может, рождение малыша было незапланированным, или повлекло за собой конфликты между родителями - причины бывают самые разные. Но итог один - ребенка не любят дома самые близкие. Это приводит к заниженной самооценке и недоверию самому себе. Если повезет, ребенок находит тепло и возможность общения с кем-то из родственников: бабушкой, дедушкой, дядей и т.д.

Как ни странно, такой ребенок может быть вполне успешным в среде ровесников. Дело в том, что, попадая в коллектив, он будто разворачивается, начинает реализовывать желание найти себя и завоевать любовь окружающих. А поскольку он умеет тонко чувствовать проблемы других, то, скорее всего, сумеет стать истинным лидером, звездой. Все лучшие качества такого ребенка отныне будут развиваться там, где его любят - то есть в детском саду, в школе, в компании друзей. Такие дети впоследствии часто добиваются больших успехов в жизни, правда, больше в профессиональной и общественной, нежели в личной.

Вечно больной

В некоторых семьях родители рассматривают ребенка не как личность, а как организм. А точнее, совокупность органов, которые в любой момент могут отказать. И таскают этого несчастного по всем врачам, бесконечно сдавая анализы и проверяя на предмет всех возможных заболеваний.

Ребенок от этого становится покорным, пугливым и привыкает постоянно прислушиваться к своему организму. А дети его, скорее всего, выдавят из своих игр, потому что их раздражает его унылый вид.

Пятачок

Есть категория детей, которые никогда не претендуют на лидерство. Они с удовольствием составляют "свиту" - подражают лидеру, следуют за ним и восторгаются. Как бы ни было это обидно родителям, на самом деле такие дети довольно успешны в коллективе. Они хорошо выбирают, с кем и когда надо общаться, легко подстраиваются под ситуацию - а значит, умеют быть гибкими в разных обстоятельствах и среди разных людей. Как и Пятачок, они умеют ладить даже с такими непростыми личностями, как Винни-Пух...

Каждый дошколенок ищет человека, которому он будет подражать. Когда он приходит в школу, то на первых порах все ясно: лидер тот, кто хорошо учится (потому что на первом месте в это время стоят успехи в учебе). А по большому счету самый главный и лучший для первоклассника человек - учитель.

Уже во втором классе ситуация начинает меняться. На первый план выходит умение что-то делать (так называемые уличные умения - мастерить что-то, драться, бегать, стрелять из рогатки и т.п.). Отсюда появляется отрицательное лидерство, когда идеалом становится веселый и изобретательный хулиган.

А если говорить о школьных годах вообще, то лидерство будет принадлежать тому ребенку, который не боится делать то, что интересно, пусть даже и рискованно.

Консультант: Жанна Шопина, кандидат психологических наук, директор детского сада "Золотой ключик".

Ольга Черномыс
Статья из сентябрьского номера журнала
Наш любимый малыш