Спешу поделиться впечатлениями от поездки в Крым на эти праздники (с 1-го по 9-е мая 2000-го года). Ну, что сказать. Прокатились классно.

Туда ехали через Воронеж- Краснодар- Ростов и потом на пароме, обратно напрямую через Украину, Курск, Орел. Первая дорога чуть получше качеством (хотя в некоторых местах идет строительство и довольно неприятные объезды), но длиннее на 200 с лишним километров, гаишники (нашенские) тормозят почти на каждом посту (причем один раз все вещи перерывали больше часа), паром стоит на две машины 1000 с лишним рублей. Так что этот путь себя не оправдал. Прямая дорога (которой ехали обратно) чуть хуже качеством (особенно в Курской и Орловской областях), зато гаишники почти не трогали (ну, несколько раз только документы), нет ремонтов дороги с объездами (хотя, в одном месте, был мост недостроенный, там одна полоса и светофор, который то в одну сторону разрешает ехать, то в обратную. Так вот, постояли на этом светофоре, а потом сразу в городе Чернь встали на пол часа, потому как был какой-то митинг коммунистов и они всю дорогу перекрыли, чуть-чуть мы до них не успели), движение не такое насыщенное, в общем, при чуть меньшей максимальной скорости скорость прохождения трассы получается выше.

По Крыму ДАИшники без причины не тормозят. Зато причины у них очень интересные. Разные колеса на задней оси - 5 гривен. Заезд за табличку "стоп" (обозначающую стоп-линию перед светофором) - 10 гривен. Непропускание пешеходов, собирающихся перейти улицу по переходу (даже думающих еще, переходить или нет, и не вступивших на переход) - 16 гривен. Причем все по правилам, но как-то предвзято по отношению к "иностранцам", поскольку местных за такое не штрафуют. Хотя, они и не стараются нарушать…

Когда наши женщины стояли возле дороги и (не подумайте плохого) нас ждали, то машины по всем направлениям останавливались (нет, не только из-за этого), смотрели и поехали, только когда они спиной повернулись :) Еще особенность местных - все время кто-то собирается помыть машину в отсутствие хозяев (наверное, из-за иногородних номеров)… При этом потом требуют денег и очень даже много (гривен 20 = 4$)… Но раз никто не просил, то никто ничего и не получил… И еще чуть не влетело им, за то, что без спросу к машинам прикасались и могли чего попортить…

Вообще, требовать денег за что-либо на Украине стало уже привычкой. Может от этого и пошли разговоры о каких-то въездных пошлинах по 40$ c человека и о 500$ штрафе за несвоевременную регистрацию. Не знаю, при въезде ничего не платили, всех отшивали, зарегистрировались автоматически, поселившись в гостинице и никто потом у нас эту регистрацию не спрашивал.

Еще что по протокольному вопросу... Мобильники (МСС и МТС) работали по всему южному берегу (Алушта-Ялта-Симеиз-Форос-Севастополь и т.п.) и еще в крупных городах как в Крыму (Феодосия, Симферополь), так и по дороге туда и обратно. Везде было где поесть, причем достаточно качественно (и с большим выбором) и очень недорого (по московским меркам просто жутко дешево). Летом, конечно, и еда и жилье, думаю, будет чуть дороже.

Да, забыл, ехали двумя Фордами (Скорп и Сиерра) в четыре водителя (две женщины (одна из которых водит всего год и то по Москве в большинстве и раньше быстрее 80-и не ездила, другая - Лена (Hel), водит очень хорошо) и два мужика (один из которых я, тоже так далеко не ездивший еще :) , а другой - Мэкс (муж Hel) (водим, по мнению наших женщин, страшно ;) ). Ну что сказать, женщины водят вполне даже классно. Даже ночью спокойно давали им ехать одним и спали… Правда при этом они не туда чуть-чуть заехали…:) Ну да ладно… Разок на платной трассе (небольшой абсолютно пустой кусок по дороге туда - 30км за 7руб :) они разогнались до 180. Ну, впрочем, мы до 180 и по обычной дорожке разгонялись :) Вели в среднем по 400-600км между сменами.

Приключение по дороге получилось одно: чуть не доезжая до Ростова при обгоне за ведущим (в самое плохое время - середина сумерек) на скорости 150 я вдруг увидел (когда ведущий ушел вправо) в 30-40 метрах перед собой несущуюся на меня фуру. В этот момент была как раз середина обгона - справа пара машин (тоже не легковушки). Закончить обгон никак не получалось. На левую обочину на такой скорости не рискнул. Тормоз в пол, из под колес дым. Фура тоже видно, что тормозится. Вроде хватает места, как только те, кто справа уходят вперед, начинаю выворачивать на свою полосу (скорость под 100) и тут что-то странное. Резко бросает вправо, под углом 45 градусов слетаю с дороги. Метра 4 летим по воздуху, потом бухаемся в траву (проснувшаяся сзади Hel с ужасом пытается понять, что случилось и ловит летающего по салону своего 10-и летнего ребенка), впереди в 15-20 метрах стена деревьев, пытаюсь вывернуть, машина становится на два колеса. Чтобы не делать уши, еду на деревья в метре перед ними все же выворачиваю и еще метров 40 дотормаживаюсь. Первые слова жены: "ну все, приехали". Стоим. Играет Депеш Мод. Вылезаем. К нам бегут с первой машины. Все в норме, никто не ушибся. Осматриваем машину. Заднее левое колесо разбортировалось (видимо от сильного нагрева и интенсивного торможения), что и послужило причиной вылета. Правое заднее колесо стоит чуть домиком (позднее выяснили, что погнут кронштейн крепления рычага к задней балке) и передний левый рычаг (кованный) тоже погнут (кстати, позднее в Крыму все это починили за 100$ с деталями, что раза в 3-4 дешевле, чем в Москве (хотя детали там и дороже)). Пытаемся завести машину. Результат нулевой. Вспоминаем, что где-то должен быть датчик, отключающий подачу топлива из бака при ударах. Ищем. Выгружаем все вещи. Уже темно, вторая машина съезжает с обочины к нам. Меняем колесо. Датчик не находим. На тросе выезжаем из кювета и едем в ближайший город (Миллерово - довольно интересное место, почти деревня, но довольно цивильно все). 30км. по дороге свистят передние колеса (из-за погнутого рычага нарушилось схождение). Аккумулятор к середине пути полностью садится и даже аварийка не мигает…

Но доезжаем до гостиницы… Спать.

Утро. Датчик не нашли (только в Москве в сервисе показали, где он - под панелью обшивки слева от ноги водителя, там еще ножиком надо звукоизоляцию резать, чтоб добраться). Подали на бензонасос 12В напрямую. Заработало. Сделали на глазок схождение. Поехали дальше. На неровностях машинка чуть прыгала задком вбок (из-за неправильного положения заднего рычага), поэтому больше 120 не разгонялись.

Российская таможня. Начинаем заполнять никому не нужные декларации. Пускают так, ставят штампы в загранпаспортах. Ночь, паром, жуткая качка. Машины еле держатся на палубе.

Украинская таможня. Куча бумажек.. Все по-украински. Смешно.

Утро. Крым. Пустые дороги. Бензин дороже в полтора раза (1.75-1.85 гривны за литр, 1 гривна - 5.3руб). Коктебель. Гостиница Караголь (22 гривен/ человек со всеми удобствами, холодильником, телевизором со спутниковым, дизель генератором, своей горячей водой (в Крыму нет горячей воды и часто отключают электричество)(были еще номера без удобств намного дешевле, по 5гривен/человек)). Спать :)

Остаток дня был посвящен культурному времяпрепровождению, которое для части коллектива вылилось в вусмертьнапивание на природе с последующим отсыпанием в саду на лавочках (крымские вина достаточно крепкие :), а для другой (куда входил и я) в чуть-чуть выпивание и приятное общение в парке (тоже на лавочках :).

Второй день был посвящен посещению сервисов и других достопримечательностей (вроде музея Айвазовского) Феодосии. Женщины успели позагорать (на рекламном щите, чем привлекали к себе всяческое внимание и живой интерес прогуливающихся по набережной). Машинка починилась.

Третий день поехали в Судак (лазили на крепость) и в Новый Свет (стандартная прогулка вокруг горы с гротом Шаляпина почти до Царского пляжа… Дальше (в Ад, Рай и Холодильник) я их не утянул, так как слишком много народу и голоса разделились, а потому, для исключения надвигающейся ругани, решили поесть). Посмотрели пансионат, очень уж там он хороший (в сравнении с многими другими) и территория его тоже, почти ботанический сад…

На обратном пути заезжали в Старый Крым и по какой-то богом забытой бетонно-полевой тропинке, цепляя днищем и форсируя вброд ручьи, проехали в какой-то лесной монастырь.

Следующий день - переезд в Симеиз. Горные серпантины просто незаметно (и даже приятно) проходятся, когда помогает гидроусилитель и моторчик тянет как зверь с минимальных оборотов. Тормоза тормозят почти сами. Сиденье позволяет почти не чувствовать надоедания от сидения. Сиеррка - хорошая машина. Так что спокойно наслаждались красотами весеннего Крыма. изредка наблюдая то сбитый отбойник по краю дороги над отвесной пропастью к морю, то остатки от обвалов камней с гор, ограничивающих дорогу с другой стороны, то заделанные и нет разломы дороги от оползней. Дорогу в Симеиз чуть описал.

Да, забыл, по дороге вокруг Ялты обвал и объезд через Ялту по каким-то улочкам шириной в 2 метра с жуткими (для привыкшего к московскому понятию городских дорог) горками и односторонним движением со странным образом попадающимися встречными машинами. Еле продрались :) В Симеизе гостиниц не было, пансионаты не работают и вообще в плачевном состоянии. Поселились на частном секторе, причем долго искали место, где будет своя горячая вода и где смогут разместить нормально 9 человек. (2$ человек). Поиски жилья заняли пол дня, так что уже ничего больше не делали (только по парку гуляли, очень красивому).

На следующий день поехали на Ай-Петри. Дорога ведет (жутко петляя по склону) до самой вершины горы (высота больше километра). По дороге подъезжали к водопаду Учун-Су…

Везде требуют денег, то за проезд, то за парковку… Но всегда можно либо отшить либо заплатить намного меньше…

Наверху лежал снег, но солнышко жарило хорошо. Дети поиграли в снежки… в босоножках… Некоторые родители не отставали… Да! Встретили там москвичей-авто.рушников (вернее они нас) на Зубилке (сорри, ники забыл, у девушки, вроде, Мэри-Мэт что ли (еще раз сорри)). Они нам подсказали, что через Украину ехать вполне нормально… Спасибо им за это…

Потом съехали вниз и поехали в Никитский Ботанический сад, где долго гуляли. Там уже распускаются розы. и жарко (наши женщины бегали в эротичных шортиках :).

Следующий день, как ни грустно, был уже отъездом. С утреца полежали чуть-чуть на пляжике - позагорали. Потом поехали в Севастополь. Там на рынке купили диск и две шины (взамен запаски, которая была от фордовского микроавтобуса на мятом диске, и второй задней, которая стерлась потому как шина стояла криво из-за неправильного положения рычага). По Севастополю не гуляли, поехали быстро домой. Ехали по красивому ущелью с пещерами в стенах (кусок Чуфут-Кале под Бахчисараем), наблюдали громадный утес с обрывом, где снимали "Всадника без головы". Ну вот и весь Крым. Дальше уже на автопилоте. Сон, веду, сон, веду. Граница - очень быстро… Украинцы потребовали по 10$ с машины, но обрадовались и 20 гривнам, заранее отложенным на выезд… Наши только посмотрели паспорта и махнули рукой… В 3 часа дня 9-го подъехали к Москве, сильно стормозившись оравой дачников, спешивших домой и делающих кучу странных движений (что вполне резонно способствовало нескольким авариям, увиденным на последних десятках километров).

Да, по затратам. Вся поездка получилась очень дешевой. Порядка 125$ на человека. Это включая вынужденный ремонт, бензин, еду, проживание (достаточно комфортное), расплату за безобразий нарушение. вообще, все.

А средний расход бензина, несмотря на достаточно большую скорость и езду по горам, получился 8.2 литра на сотню (3900км и 320литров). Причем на трассе было ровно 8 литров на сотню. И одинаково, что у более тяжелого (но более обтекаемого) Скорпа (2,0 i OHC EFI), что у более легкой Сиеррки-универсала (2,0i DOHC EFI).

Кстати, несмотря на довольно прохладную погоду (во время нашего там пребывания было днем в среднем 15-20 градусов), загорели прилично и, несмотря ни на что, отдохнули отлично :) А вообще, Крым весной и вправду другой. Я раньше только летом был. и никогда такой зелени, такого цветения, благоухания не видел.

Siniy, sergey.sinegubkin@unilever.com