Часть 1 можно прочитать здесь.

Если вы хотите, чтобы ваше чадо занималось спортом, лучше всего отдайте его в бассейн. Детские абонементы стоят совсем не дорого, а пользы для здоровья от плавания больше, чем от любого другого вида спорта (нагрузка на все группы мышц, закалка, развитие координации движений). Очень хороши и все игровые виды спорта, но они или очень дороги, как, например, теннис или ими начинают заниматься уже в школьном возрасте. В последние годы стали очень популярны группы, где учат восточным единоборствам. Это, в принципе, не плохо, если с детьми серьезно говорят об этических проблемах этого вида спорта, объясняют, что нельзя нападать первым, применять силу против слабых и т.д. Ну и, конечно, огромную пользу малышам принесут занятия легкой атлетикой, аэробикой, фигурным катанием. В секции, где высок риск травматизма (гимнастика, акробатика, прыжки в воду) дошкольников лучше не отдавать.

Многие дети в два-три года очень хорошо танцуют. Родители стремятся тут же отдать их в кружок хореографии или бальных танцев и … начинаются болезненные растяжки у станка, заучивание танцевальных па, нудные репетиции. Но для маленького ребенка танец — это спонтанное творчество, эмоциональная импровизация. Дети не могут понять, что их сегодняшние малоинтересные занятия приведут к результатам в будущем. Интерес очень быстро угасает, и малыш либо ходит на занятия из-под палки, либо бросает кружок.

В танцевальных студиях по системе Айседоры Дункан (их сейчас появилось довольно много) занимаются именно пластической импровизацией. Детей не стесняют неудобной обувью и одеждой, не заставляют выполнять болезненные упражнения, не готовят с ними концертных программ. Мальчики и девочки босиком и в легких хитончиках создают изысканные композиции под классическую музыку. Здесь каждый может проявить свою индивидуальность, предложить собственную трактовку произведения. У детей хорошо развивается слух, чувство ритма, они учатся совместному творчеству, неплохо узнают классическую музыку. Как правило, дети ходят сюда с огромным наслаждением по много лет.

Все дети прекрасно рисуют. Только почему-то постепенно у большинства гаснет искорка вдохновения, малыши начинают бояться сделать "не так", нарисовать непохоже или неправильно, испачкать краски или пол, начинают рисовать стандартные "домики", "солнышки", "танки" и "принцесс", а там и вовсе теряют интерес к этому занятию. Виноваты в этом, прежде всего мы сами, грубо вмешиваясь в интимнейший процесс творчества. Позже к делу присоединяются воспитатели детского сада и школьные учителя.

Если вовремя отдать малыша в хорошую изостудию, вложенные в каждого семена таланта можно сохранить и взрастить. Но выбрать такую студию непросто. Не стоит записывать малыша туда, где требуется пройти любой отбор, потому что, повторю еще раз, талантливы абсолютно все дети. Внимательно посмотрите на работы, вывешенные на стенах. Если они все одинаково-красивые, добротные или выполнены в единой стилистической манере, здесь, скорее всего, педагог навязывает детям определенные художественные приемы, подавляя их творческую индивидуальность.

В изостудии для дошкольников ни в коем случае не должны учить классическим канонам живописи, рисунка и композиции, заставлять детей срисовывать, копировать и раскрашивать. Педагог не должен дорисовывать и исправлять детские работы, сравнивать детей между собой. Собственно говоря, малышей не должны учить рисовать (они сами прекрасно умеют!), преподаватель художественной студии должен лишь создать непринужденную творческую атмосферу и помочь детям воплотить в жизнь их замыслы.

Почему-то в последнее время перестали быть популярными детские театральные кружки. А ведь именно здесь ребенок может научиться быть раскованным и непринужденным, получит прекрасный опыт работы в коллективе, разовьет речь и натренирует память. Для робких и застенчивых очень полезен кукольный театр. Спрятавшись за ширму, малыш будет чувствовать себя более защищенным, а занятия с куклами-перчатками хорошо развивают координацию движений и мелкую моторику. Кстати, замечу, что многие звезды российского театра и кино начинали свой творческий путь именно в детских театральных студиях.

Незаслуженно забыты и кружки детского технического творчества. Сюда, правда, не берут совсем маленьких, но пяти-шестилетний мальчишка с наслаждением будет ходить в кружок авиа или судомоделирования, резьбы по дереву. В нашей жизни, увы, детям почти негде заняться ручным трудом, редкий папа способен научить сыновей обращению с молотком и дрелью, а в таком кружке мальчик не только освоит простейшие инструменты, но и научится проектированию, работе с чертежами, что, безусловно, пригодится ему, даже если он и не станет инженером. Особенно полезны такие занятия мальчикам, которые живут без отцов. Ловкий, умелый, увлеченный своим делом педагог станет для вашего сына эталоном мужественности, достойным примером для подражания.

Если ваше чадо норовит притащить домой всех бездомных псов и рвется оказывать первую помощь полудохлым птенцам; если все подоконники в квартире засажены таинственными растениями, на полу поскрипывает земля, а в тазике под раковиной умело воссоздана биосфера болота; если, наконец, малыш просто мечтает о зверушке, а вы никак не можете ее завести, — запишите малыша в живой уголок или на станцию юннатов, они сохранились еще во многих дворцах детского творчества. Здесь ребенок не только сможет насладиться общением с разнообразными представителями флоры и фауны, но и понять, что животное — это не просто забава, а огромная ответственность, научиться заботиться о своих питомцах.

Часто родители сердятся, когда дети переходят из кружка в кружок, "разбрасываются", "мечутся из стороны в сторону". Но когда, как не в дошкольные и первые школьные годы, ребенку можно будет поэкспериментировать и поискать то дело, которое, может, станет любимым на всю жизнь. А если не станет? — спрашивают встревоженные мамы — ведь время будет упущено! В том-то и счастье, что времени у вас пока хоть отбавляй, а любое дело, которым с увлечением будет заниматься малыш, хоть год, хоть три месяца, принесет ему неоценимую пользу. Кружки нужны вовсе не для ранней профориентации или подготовки к школе, а для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, общаться с детьми, увлеченными тем же делом, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми.

Ася Штейн, andreios@mtu-net.ru, филолог-классик.