Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. Подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки — на английский, с хореографии — на рисование. Поспим в метро, пообедаем из термоса в коридорчике, погуляем по дороге с тенниса на оригами …

Чаще всего родителя стремятся воплотить в жизнь нереализованные мечты своего детства: хотел заниматься музыкой, но негде было поставить пианино, мечтала о балете, но не прошла по конкурсу. А уж раз есть возможность учить сына или дочку, то пусть уж хотя бы они добьются успехов. В итоге жизнь семьи превращается в кошмар: все родственники включаются в сумасшедшую гонку по транспортировке малыша на занятия и обратно, подготовке к разнообразным выступлениям и конкурсам, изготовлению пособий и костюмов. Я даже знала семью, где дети учились экстерном, потому что расписание многочисленных кружков никак не оставляло места для посещения школы.

Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего малыша как можно больше, но все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого малыша.

Детей младше трех, а тем более, двух лет вообще лучше никуда не отдавать. В развивающих группах для самых маленьких с соблазнительными названиями типа "Знайка", "Умница", "Маленький гений" вам, скорее всего, предложат стандартный набор из пальчиковых и подвижных игр, рисования и лепки, кое-где занимаются по кубикам Зайцева. Все это вы с успехом можете делать и дома, а дорога, новые впечатления и общество других детей будут только утомлять и отвлекать малыша. Другое дело, если рядом с вашим домом есть хороший бассейн или спортивный зал для самых маленьких. Если система занятий там не предполагает насилия над ребенком, можно попробовать походить туда.

Трех-четырехлетнего можно уже записать в один-два кружка. Только, выбирая их, следует учесть несколько правил. Решите, чем бы вы могли заниматься с малышом сами. Если папа — мастер спорта по шахматам, зачем тратить время и силы и таскать ребенка в секцию? Да и английский язык с бабушкой пойдет ничуть не хуже , чем с чужой тетенькой, при условии, конечно, что бабушка действительно хорошо его знает и готова заниматься с внуком систематически.

Не стоит стремиться в так называемые "студии гармоничного развития", где с ребенком занимаются сразу несколькими предметами (как правило, язык, развитие речи, музыка, рисование). Занятия в таких группах строятся по принципу школьных, с партами, уроками, звонками, часто даже с домашними заданиями, что, конечно, абсолютно неприемлемо для дошкольников, тем более, младших. Кроме того, нет абсолютно никакой гарантии, что все педагоги одинаково подойдут вашему ребенку, а платить вам придется за все сразу. Да и программы занятий обычно мало чем отличаются от стандартных детсадовских.

Прежде, чем принять решение, поговорите с малышом, расспросите, чем бы ему хотелось заняться. Отправьтесь с ним в ближайший дом творчества или культурный центр на день открытых дверей, пусть он сам выберет, какие кружки ему нравятся. Даже если его выбор совсем не оправдает ваших ожиданий, не спешите спорить, может, вашему ребенку действительно гораздо нужнее ходить в живой уголок, чем в студию бальных танцев. В конце концов, если малыш ошибся, из кружка всегда можно будет уйти.

Обязательно познакомьтесь с педагогом, попросите разрешения поприсутствовать на занятиях. Прежде всего, это должен быть профессионал высокого класса. Дело даже не в наличии специального диплома, а в реальном владении предметом, умении толково и весело преподать его детям, заразить их любовью к нему. Если педагог повышает на детей голос, ставит им оценки или сравнивает между собой, если он чрезмерно увлекается конкурсами и соревнованиями, если дети выходят с занятий перевозбужденные или, наоборот, подавленные, просто если хоть что-то в поведении педагога вас насторожило, лучше поищите для своего малыша другое место. Ошибка может стоить слишком дорого: ребенок перестанет доверять взрослым, откажется ходить на любые занятия, бросит интересное дело, которое мог бы полюбить.

Возможно, в мечтах вы уже видите своего сына с крохотной скрипочкой в руках и галстуком-бабочкой на шее, а ваша дочь представляется вам нежной танцовщицей в воздушной пачке или ловкой гимнасткой с лентой в руках? Но прежде, чем отдавать малыша в школу или секцию, стоит хорошо взвесить все "за" и "против". Попасть туда довольно сложно, требуется пройти конкурсный отбор, который, независимо от результата, может стать для ребенка серьезной травмой на всю жизнь. Система занятий в таких школах требует очень быстрой выработки профессиональных навыков. Несмотря на то, что обучение практически бесплатное, очень скоро может "оказаться", что вашему малышу необходимы дополнительные занятия, уже за весьма ощутимые деньги. Кроме того, жизнь ребенка будет подчинена жесткому расписанию уроков или тренировок, выступлений, конкурсов и просмотров, в ней может не остаться времени для других, не менее интересных дел, просто для прогулок, игр, общения со сверстниками. Если малыш не окажется среди лидеров, у него рано и абсолютно незаслуженно может сформироваться комплекс неудачника, а если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала.

Гораздо полезнее для малыша было бы выбирать кружки, где из детей не стремятся сделать чемпионов и лауреатов.

Продолжение...

Ася Штейн, andreios@mtu-net.ru, филолог-классик.