Содержание:

Странная вещь — эти кризисы. И описаны, и изучены, а все равно есть в них некая тайна, которую каждому папе и каждой маме приходится заново открывать. Время пришло — и словно распахнулась доселе сокрытая дверца, и выходят, и вырываются откуда-то изнутри новые силы, и переделывают юного человека, что-то меняют в нем. И нет преграды, которая их остановит.

Странная и удивительная вещь эти детские кризисы. Особенно этот — предшкольный. И знаете, почему? Обычно родители его... не замечают. А все, что происходит с ребенком (и что родителей возмущает, и что им не нравится), относят или к капризам, или к тем изменениям, которые начинаются вместе с изменениям статуса: "в школу пошел".

В том и трудность этого кризиса, что он протекает как "невидимый глазу" и потому малопонятный процесс. Все — внутри. С ребенком происходит целая цепь серьезных внутренних перемен.

Внешние перемены — минимальны, внутренние — очень значительные.

И это "мало снаружи" нас и сбивает с толку. Ребенок уже другой, а нам все кажется прежним, привычным, и трудно признать, что он уже из-ме-нил-ся. (А значит, пора меняться и нам.)

Посмотрим же в чем, как и когда. Но — начнем по порядку.

К содержанию

Когда начинается кризис?

Начинается этот кризис лет в семь. Но это примерная точка отсчета.

Дети растут и взрослеют с разной скоростью, так что у вашего дорогого ребенка он может начаться и в пять с половиной, и в шесть с половиной лет — у многих современных детей начинается раньше.

Случается, кризис запаздывает. Вполне вероятно, такое запаздывание связано с излишней опекой или родительским жестким контролем. Ребенок, который растет под плотным руководством и не имеет возможности принимать самостоятельные решения, психологически становится "отстающим" — это не дает ему развиваться в нужном природном ритме.

Возраст "натуральный" и возраст психический, внутренний — разные вещи.

Девочки психологически, как правило, старше мальчиков (то есть развиваются быстрее). Они раньше начинают говорить, раньше себя обслуживать и т. д. (недаром именно ваша дочка раньше начала вести себя, как вы говорите, "неправильно").

К школьному возрасту такое различие между мальчиками и девочками может достигать одного-полутора лет! Так что порой получается странная вещь: в классе за одной партой могут сидеть дети совсем разного возраста. Календарный-то одинаков, а "внутренний" — нет.

Родителям важно знать, сколько на самом деле психологических лет ребенку. А то многие так считают: "стукнуло" шесть — пора отправляться в школу; и бывают очень недовольны, когда опытный психолог, проверив по всем параметрам будущего ученика, рекомендует не торопиться. А если все-таки (так получилось) зачислили, то надо быть особо внимательным к таким... нет, не отстающим — дорастающим ученикам.

Кризисы взросления — яркие вехи в развитии человека. И мы должны их благодарить: именно кризисы помогают нам как родителям ориентироваться в зрелости собственного ребенка. И подсказывают, что надо менять в отношениях и тактике воспитания.

К содержанию

Как начинается кризис?

Начинается этот кризис всегда одинаково: с мелкого саботажа и споров по пустякам.

Как-то мамы-подружки устроили вечер воспоминаний — вспоминали то время, когда ребенок до школы дорос. Первая рассказала: "Мой Петька объявил, что умываться не будет. „Зачем, — говорит, — все равно испачкаюсь!“ Ну, я на него поднажала — еще чего, грязным ходить мне будет! Знаете, как он умываться стал? Нальет в тазик воды, бросит туда лед (из морозилки кусочки наковыривал), подождет, пока растает и — бух головой. Хорошо, была стрижка короткая; феном погудит — и вперед".

"А моя, — вспоминает вторая, — моя замучила наставлениями. Вплоть до того, что инструкции выдавала, как надо суп варить..."

"Ой, насчет супа, — вспомнила третья, — Лика, помнится, лук невзлюбила. То раньше ела, а то — „ненавижу“ и все. Так, знаете, целое расследование устроила, кто как пережарку кладет, и почему я такая вредная стала, назло лук в суп пихаю".

"А мой на слове стал меня ловить. Как тогда начал — и до сих пор. Не дай бог пообещать что-нибудь и не сделать. Как-то, помню, пообещала в „Луна-парк“, а тут дождь спозаранку и на целый день. Давай, говорю, отложим — что началось! Такой вой поднял. Переругались!"

Вспоминали, вздыхали, смеялись, А под занавес было выдано меткое резюме: "Мозги, что ль, у них чешутся?"

Представьте себе — да.

Ориентируйтесь на приметы! Итак, приметы, которые помогут вам кризис узнать.

Меняется поведение детки. Оно становится вычурным и демонстративным.

Ребенок:

  • манерничает (обычно девочки) и кривляется (чаще мальчики);
  • передразнивает (походку, мимику, жесты взрослого, манеру говорить);
  • не хочет подчиняться старым привычным правилам, игнорирует, саботирует, выдумывая что-то свое (например, не здоровается со знакомыми, не завязывает шнурки, ложкой ест макароны);
  • вредничает/капризничает, обижается по пустякам ("Почему не вынес ведро?" — "Я вынес! Я вчера выносил!");
  • часто спорит, доказывая свою правоту, особенно если он что-то не сделал, а вы напомнили (оставил хлам на столе, потому что "так лучше, тетрадки не надо искать!");
  • но может не спорить, а молча саботировать привычные просьбы (особенно если выданы они как приказ);
  • упрямится, особенно под настроение (чем оно хуже — тем детка упрямей);
  • делает подозрительные паузы в разговоре, словно обдумывая: сказать — не сказать (и может слукавить);
  • дает наставления и советы, предъявляет претензии, придирается;
  • всячески демонстрирует свою самостоятельность, при этом старается делать это как можно наглядней.

Детка показывает, начиная с головы и вниз: "Лес — поляна — бугор — яма. Грудь — жи-вот. Водопровод". Мама (слегка возмущенно): "Это что?". Детка (невинно): "Считалочка!"

Не перепутайте "кризисное поведение" и просто "недовоспитанность"!

Как отличить? Очень просто. Изменения в поведении связаны с кризисом, если:

а) подобного не было ранее, и вдруг — появилось;
б) вы заметили, что ребенок:

  • стал рассуждать охотно на "взрослые" темы (об экологии, например, о политике и т. п.);
  • часто интересуется прошлым семьи (например, кем была прабабушка, как наследуются таланты, какой талант он от предков мог унаследовать);
  • предпочитает играть с детьми своего пола (у девочек свои подружки, у мальчиков свои друзья); пол противоположный критикует (больше грешат этим девочки);
  • ищет свой способ выполнения ваших заданий (и часто находит его);
  • интересуется школой (но как-то с опаской: а вдруг не получится? вдруг "не потяну"?).

Если на подавляющее большинство перечисленных выше пунктов вы ответили "да" — не сомневайтесь, кризис пришел.

Если на большинство ответили "нет", возможны два варианта: или у вас времена бескризисные или вы просто... не обращали внимания. Приглядитесь сейчас.

К содержанию

Уточняем, как к новшествам относиться

Вы сами, конечно, поняли — как к снегу или дождю. Не считать изменившееся поведение и "выкрутасы" за крутую проблему, если они никому (ничему) не вредят. Хорошее одобрять, не очень хорошее — сдерживать.

И, главное, помнить: все детские "кризисные выкрутасы", по сути, проверка прочности вашей любви.

Есть такое хорошее слово, ныне почти забытое: чаять. Это значит: "надеяться", "уповать", "ожидать", "мечтать"... Так вот, если мы ожидаем от детки плохого, это самое "чаяние" — надежду и веру в себя — человек потеряет, то есть отчается, перестанет хорошего ждать. (С соответствующим тому поведением.)

Мы ожидаем и верим в ребенка хорошего — и он поверит в себя. И тогда из тех изменений, что с ним происходят, как из бутона, однажды раскроется чудный цветок.

Любить малышей легко: они так беззащитны, так нуждаются в нас! Любить дошколят легко: они так искренни, так непосредственны, что многое (фактически все) им прощается.

Теперь ребенок станет другим.

Раньше был — как открытая книга, что снаружи у него, то и внутри. Теперь он, скорее, шкатулка с сюрпризами, и не всегда симпатичными.

("Главное, — как сказала нам одна мама, — чтобы не превратился в мусорное ведро!")

К содержанию

Почему начинается кризис?

И до каких изменений ребенок дорос?

Когда-то (да вроде недавно) ваш малыш был как открытая книга, и вам нетрудно было ее "читать". Эмоции — искренни и непосредственны: что на уме, то и... на детском лице. Что у ребенка снаружи — то и внутри.

Доволен малыш — скачет и прыгает, сердит — и внутри малыша сердито, обижен — обида охватит его целиком, и выскочит в словах и поступках; эмоции — через край. Конечно, они и сейчас, бывает, зашкаливают, но...

Но теперь наша детка учится сдерживаться, не показывать своих истинных чувств. (Правда, не всегда хорошо получается, но обученье идет семимильными шагами.)

А вместе с умением сдерживаться приходит (вниманье, родители!) умение что-то скрывать, и привирать, и не мытьем так катаньем настаивать на своем.

А главное (главное!) ребенок наш потихонечку отдаляется — пока не очень заметно, но все больше и больше появляется в нем своего, не очень понятного нам.

Впрочем, не будем о грустном, а вспомним и скажем так: ребенок привычный, понятный, которого было так легко "прочитать", уже не открытая книга, скорее — шкатулка с сюрпризами, с тайнами и секретами. У него появляется свой собственный мир.
Что в ребенке меняется?
  • Рождается социальное "Я".
  • Появляется свой внутренний мир.
  • Меняются возрастные задачи — то, что должен ребенок освоить/решить на новой ступеньке развития.