Прогулка с ребенком - очень увлекательное занятие. Правда, правда! Даже с таким, который только научился ходить, как мой Колька. Даже зимой, даже московской. Не понимаю тех, кто утверждает обратное. Нет, если каждый день ходить на одну и ту же площадку (ближайшую) и с маниакальным упорством делать куличики, невзирая на сезон и погодные условия - да, тогда, действительно, скучно. При этом еще бубнить монотонно: "Делай куличики... ну что ты не делаешь... что ты стоишь... что ты сел... что ты лег, встань не медленно... не стой, замерзнешь... походи... походи... походи... куда пошел!!!!" Можно еще помахивать сигаретой и обсуждать с подругами по несчастью недостатки характера собственных отпрысков, мужей, свекровей и участкового педиатра. Тоска.

Нет, мы с Колькой не такие. Мы из всего стараемся извлечь максимум удовольствия, в комплекте с пользой по возможности. Нет, куличики мы тоже делаем. Только они у нас пока еще плохо получаются. Мы же еще маленькие, нам всего год и два. Да и совочка у нас собственного нет... Осенью он был еще не нужен, вот я и не купила, по наивности полагая, что зимой мы обойдемся лопатой. Не права была, каюсь. Теперь хватилась - оказалась страшно дефицитная вещь. Ну, ничего, зато у нас грабли есть, лопата и руки, - ими тоже, кстати, можно в ведерко снег накладывать. Или, еще лучше, в кузов грузовика. А еще помогать дяде - дворнику снег сгребать. И устраивать салют с криком "ура". И рисовать по снегу. Хотя нет, рисовать лучше палочкой. Граблями пусть мама рисует.

Вообще, снег таит массу возможностей. Во-первых, он падает с неба. Тогда под ним можно брести и петь песенку Винни - Пуха:

Вот я иду, тирлим-бом-бом,
И снег идет, тирлим-бом-бом,
Хоть нам совсем не по дороге,
Но почему, тирлим-бом-бом,
И от чего, тирлим-бом-бом,
И от чего так мерзнут ноги.

Можно рассматривать снежинки на маминой шубе. Можно взять его в ладошку. Ой, нет, оказывается, от варежек тоже есть какая-то польза, а я не верил... Так вот, можно его взять и бросить в лужу. И он исчезнет... А еще в него можно падать. Падать можно по-разному. Можно просто и без затей: идти, идти и - "бам"! И ничуть не больно и не страшно, и плакать не надо. Лежишь себе и ждешь, когда поднимут. Потому как встать в зимней одежде нет никакой возможности. Можно падать по команде, например, в конце стихотворения про бычка. По команде "Бам!" мама толкает ребенка в бок и тот с радостным визгом летит в сугроб повыше. Тут главное, что б на площадке не было чьих-нибудь бабушек. По снегу можно кататься колбаской. А еще можно завалить в сугроб присевшую неосторожно на корточки маму, засыпать ее снегом, вскарабкаться сверху и долго барахтаться вместе. А потом встать и подать маме руку. Я же мужчина. А в сугробе можно лопатой вырыть нору!

А иногда снег бывает влажным и липким. Тогда мама почему-то падать в него не хочет. Но зато можно учится лепить снежки (маленькие пока). Ничего, что перчатки намокнут. Мы запасные взяли. А однажды мама одной большой девочки (два с половиной года уже!) слепила снеговика, и вся малышня с энтузиазмом втыкала веточки ему в голову. Голова, правда, периодически отваливалась. А бабушка другой девочки слепила зайца. А моя мама его нарисовала. А потом мы веточки втыкали просто в снег, и это был сад. Кстати о куличиках. Если снег влажный, из них можно сложить целую крепость. А если ночью подморозит, то на следующий день вы получите набор замечательных снежных кубиков. Можно башню строить, можно дом. Главное брать их двумя руками. А то не получается, пробовали.

А еще на детской площадке можно играть в "ку-ку", прячась за деревья и стойки качелей. Деревья, кстати, бывают толстые и тонкие, а если погладить - гладкие и шершавые. И наощупь совсем не такие, как железный или бетонный столб. А если постучать и подавно не спутаешь. И цвет у них разный. Вот это береза, а это неизвестно что, но не береза точно. Есть еще лавочки: на них можно залезать, а можно от снега очищать. А можно сидеть и болтать ногами. Есть качели. Их можно раскачивать, а можно на них качаться и петь песенку на пару с мамой. Качаться лучше у мамы на коленях. Можно и одному, но тогда нужно держаться, а я почему-то все - время забываю. А еще можно взять чью-нибудь лопатку и сравнить со своей. Понятно, что чужая всегда лучше. Но они же еще отличаются по длине, ширине и цвету. Можно еще играть с мячом, лучше с тем, что с шипами и пищит. Из зоомагазина, он далеко укатиться не может. А можно со льдинкой. Можно рукой бросать, можно ногой толкать.

Кстати о площадках. Их у нас много, и у каждой своя изюминка. На одной, например, деревянная горка, как раз мне по силам. Мы вторую неделю ее осваиваем. Чтобы с нее скатиться, нужно подняться аж на пять ступенек. А на другой есть такая вещь как лесенка. Металлическая такая, с разноцветными перекладинами. Держась за нее можно приседать. Конечно, просто так приседать ни один уважающий себя ребенок не будет. А вот если мама будет выглядывать то из-под одной ступеньки, то из-под другой - вот тогда совсем другое дело. А еще мама может залезть на самый верх и поболтать ногой на уровне моей макушки. И цвета называть: лестница-то разноцветная.

А можно и вовсе уйти с площадки, что на ней свет клином сошелся что ли. И пойти за руку с мамой (иначе не пройдешь) по лесам, по горам, по долам. Мама считает, что это газоны, палисадники и спортплощадки. Ей, конечно, виднее, но все равно, интересно. Можно побегать по дорожке, там люди ходят, смешные такие. Но главное, о! главное, там есть машинки. Большие и маленькие, легковые и грузовики, красные, синие и прочие. Те, которые стоят, и те, которые едут. И те, которые чинят. На те, которые едут, можно только смотреть, а те, которые стоят, можно и потрогать. Правда, периодически какие-то несознательные тетеньки говорят маме, что это разрешать нельзя. Но мама считает, что руки моются, одежда стирается, а мир познается на ощупь. А еще с машин можно стряхивать снег. И показывать девочкам (ну конечно девочкам!) - ровесницам, где у них колесо, а где фары. А на углу работает экскаватор подъемным краном, там трубы меняют. Вот где восторг, можно полчаса стоять неподвижно и наблюдать.

Еще на улице есть кошки, собаки, вороны, голуби и воробьи. И все говорят по-разному. Это раньше я пытался доказать кошке, что она говорит: "Гав", пока она не замяукала. Теперь я уже большой, все знаю, а от моего карканья все вороны в ужасе разлетаются. А скольких собак мы облаяли. Зато гулей и воробьев мы кормим, и стихи про них учим. А дома вспоминаем, кого видели.

Это все "обязательная программа". Но иногда мы устраиваем себе праздник. И идем в зоомагазин. Или в мебельный. Или покупаем журнал в киоске, про то, как с нами детьми обращаться, и долго спорим, кто его понесет до дома и первый будет его читать. А однажды даже в книжный магазин ходили, но это уже экстрим: там же самообслуживание и полки как раз мне по росту. Но ничего, лишнего покупать не пришлось. Зато я сам выбрал себе книги, да и в прятки между стеллажами поиграл. А можно пойти на набережную, смотреть баржи, лыжников и те же машинки. А можно свернуть к стройплощадке. Да мало ли интересных мест в любом районе. А у нас еще есть "Коломенское", но сейчас он для нас мало доступно, т.к. пешком я туда дойти еще не могу, а на коляске уже не хочу. Особенно обратно. А на руках нести мама не хочет. Почему-то.

Но что бы мы ни делали, к 12 часам все же стараемся подойти на нашу площадку, где как раз к этому времени собираются наши ровесники, дети от года до трех. Но это уже отдельная тема.

А теперь комментарии мамы. Дело в том, что меня всегда удивлял вопрос: "Чем занять ребенка?" Ребенок занимает себя сам. Три четверти всех описанных мной игр и занятий придумал именно Колька. Статьи, книги, советы знакомых - вещь полезная, они могут навести на мысль. Но главный генератор идей - ваш ребенок. Главное ему по возможности не мешать. И если он с деловым видом поворачивается к вам спиной и топает в известном только ему направлении, не надо кричать: " Куда! Нельзя! Опасно!". Надо просто пойти следом и подстраховать. И если он куда-то карабкается, не надо говорить: "Нельзя! Упадешь". Лучше постойте рядом, покажите, как это делается, и поймайте, если все же будет падать. И не говорите: "Что стоишь, побегай", когда ребенок в кои то веки замер, засмотревшись на что-то безумно интересное. Лучше посмотрите вместе с ним, может, увидите что-то новое. Кстати, кто вам сказал, что если вы дадите команду: " Побегай!", он начнет бегать? Это как, по кругу что ли? Вы бы сами стали? Вот за мамой или за мячиком - это понятно. А "чтобы ноги не замерзли" - это не аргумент. Итак, первый принцип. Если ребенок что-то делает, значит ему это нужно. Ваша задача уберечь его от опасности. Второй же принцип, мама тоже получает удовольствие. Из скучной обязанности прогулка превращается в интересное творческое занятие. Скорее отдых, чем работа. И проблема лишнего веса не стоит.

Смирнова Мария, naliya@ztel.ru.