Содержание:

"Мамочка, правда, ты любишь меня больше, чем братика (сестричку)?" — порой спрашивают старшие дети. Материнское сердце разрывается на части: как же ответить, чтобы не разжечь ненароком ревность, не обидеть ранимую детскую душу? Ответ оказывается до смешного прост: "Я люблю тебя дольше!"

А насколько это "дольше" должно быть? Или не "должно", а "как получится"? Многие поколения родителей задаются этими вопросами, и если сами не успевают сразу после рождения первенца задуматься, им тут же помогают родные и близкие словами: "Когда второго?".

Итак, нужно ли планировать семью, количество детей? Какие преимущества и недостатки у каждой разницы в возрасте деток? Как быть, если новая беременность наступила, а младший еще кормится грудью? Постараемся найти ответы на эти и другие вопросы.

К содержанию

Планирование семьи

А что вообще значит "планирование семьи"? Супруги, как бы ни утверждала строгая тетя — регистратор ЗАГСа, это еще не полноценная "ячейка общества", это чета — очень красивое, благородное, но почему-то постепенно забываемое слово. Почему забываемое? Наверно, потому что в большинстве развитых стран рождаемость все-таки пока не может победить смертность, многие пары сознательно не рожают детей по многим причинам, в частности пока "не встанут на ноги", а семьей быть, конечно, хочется! Кстати, само происхождение слова "семья" говорит о том, что домочадцев должно быть много, а именно — 7 как минимум. В современной семье цивилизованного мира больше трех деток — редкость. Но родив одного малыша, большая часть родителей все-таки задумываются о дальнейшем увеличении семьи.

Итак: планирование семьи — это приблизительный план, сколько детей хотят родители (или как диктуемый цивилизацией вариант — сколько хотят и сколько реально могут себе позволить), с какой разницей в возрасте. Однако сейчас чаще всего под "планированием семьи" подразумевается только контрацепция. Например, в подростковых центрах есть даже "кабинеты планирования семьи", где врач подбирает девушке контрацептив, в лучшем случае читает молодой паре лекцию о "безопасной" интимной близости. Таким образом, получается, что "планировать семью" — это предупреждать нежелательную беременность или даже избавляться от нее (т.к. аборт — тоже метод контрацепции). Дети, по сути, планируются когда-то потом, в будущем, а здесь и сейчас происходит обратный процесс — планирование их "не рождения". Это довольно противоречивый подход, ведь при этом разделяются понятие "беременность" и "ребенок" (будто беременность это нечто совершенно не живое, абстрактное), и ребенок может считаться "неудачей".

Совершенно противоположный взгляд на вопрос имеется у сторонников Естественного планирования семьи (ЕПС). Это уже не метод как такового предохранения от зачатия, а образ жизни супругов, планирование интимной сферы в соответствии с природой женщины, с цикличностью ее существования, многодетность при этом, разумеется, приветствуется. Узнать о методе подробнее и научиться ему следовать можно у инструкторов по ЕПС.

К содержанию

Цикл за циклом

Мы упомянули такое понятие, как "цикличность существования женщины". Под этим подразумевается менструальный цикл женщины. Менструация происходит, если не наступило зачатие. А если зачатие произошло, цикличность на время прекращается? От части, да. При этом как естественное продолжение предыдущего наступает другой цикл, гораздо более продолжительный. Беременность — роды — грудное вскармливание ребенка — возвращение организма матери в добеременное состояние. Репродуктивная функция женщины может восстановиться еще в период грудного вскармливания, т.е. женщина может снова забеременеть, родить и даже кормить следующего малыша грудью, не прекращая кормить старшего.

Однако существует т. н. лактационная аменорея — состояние, во время которого не наступает овуляция и беременность невозможна. Примерно у 96% женщин она длится как минимум полгода (отчасти это связано с введением ребенку прикорма, т.е. снижением частоты прикладываний к груди). Считается, что примерно у трети женщин менструальный цикл не возобновляется на протяжении всего периода лактации, а ведь среднее время кормления грудью в мире 4 года и 2 месяца. Срок относительно велик, т.к. большинство кормящих — представительницы традиционных культур, которых на планете не так уж мало, они не слышали о пустышках, докорме, раннем введении прикорма и т.п.

Есть небольшой процент (порядка 4%) женщин, у которых лактационной аменореи вообще не наступает или она очень быстро заканчивается. Чаще всего это происходит из-за кесарева сечения, проблем с налаживанием грудного вскармливания сразу после родов, а также нарушений в гормональной системе матери. Отметим, что грудное вскармливание предохраняет от следующей беременности только при условии, что оно действительно естественное: ребенок сосет по требованию, достаточно часто, нет ночного шестичасового перерыва, ребенок не получает пустышку, докорм, водичку. Таким образом, приведенные данные говорят о том, что физиология женщины в идеале предусматривает возобновление следующего цикла "беременность — роды — вскармливание — возвращение организма в добеременное состояние" только после завершения предыдущего.

Как долго должно длиться естественное вскармливание и сколько нужно организму матери, что бы полноценно восстановиться для следующего малыша? По данным многочисленных исследований, примерно до 1,5-2 лет грудное молоко необходимо ребенку для правильного функционирования и развития практически всех систем организма, а сосание продолжает играть важную роль для психологического комфорта даже уже подросшего малыша. Для здоровья матери кормление тоже немаловажно: грудное вскармливание — лучшая профилактика рака груди и яичников, мастопатии (и даже ее лечение), а также послеродовой депрессии, остеопороза. У некормящих матерей выше риск внутриматочных кровотечений и развития железодефицитной анемии, матка восстанавливается медленнее (часто с вынужденным применением искусственных препаратов), намного короче период послеродового бесплодия.

ВОЗ совместно с ЮНИСЕФ в "Основных правилах успешного грудного вскармливания" призывает сохранять грудное вскармливание до исполнения ребенку 1,5-2 лет. Однако 2 года — далеко не крайний срок окончания кормления. Существует теория об инволюции лактации — изменение состава молока (исследования подтверждают увеличение иммунных факторов в молоке на 3-4 год лактации), а также снижение его объема в независимости от количества прикладываний. Считается, что именно этот процесс готовит и ребенка, и грудь матери к отлучению, которое и происходит вслед за инволюцией. Крайний возраст ребенка, когда происходит инволюция, обычно указывается примерно 2,5 года, однако многие матери кормят дольше этого возраста. Так что появляется еще одно понятие: самоотлучение, т.е. срок лактации регулируется ребенком, именно он решает, когда ему уже не требуется сосать мамину грудь. Возможно, где-то в возрасте 2,5 лет или раньше и происходит снижение лактации, но поколениями доказано: если ребенок продолжает сосать дольше, выделение молока не прекращается. Отметим еще, что прикладывание уже подросшего ребенка к груди даже раз в неделю все равно считается грудным вскармливанием.

К первой беременности многие мамы (а хорошо бы, чтобы это делали и папы) готовятся заранее: ведут здоровый образ жизни, бросают вредные привычки, вообще начинают внимательнее относиться к собственному здоровью. Ко второй и последующим беременностям нужно готовиться также ответственно, не забывая еще и о том, что на восстановление после завершения кормления требуется как минимум 6 недель (кстати, примерно столько же длится период новорожденности младенца, примерно столько же рекомендуется воздержаться от интимной близости после родов).

К содержанию

А как же дети?

До этого мы говорили исключительно об организме мамы, что физиологично и предпочтительно для нее. Но есть ведь еще дети! Именно дети. То есть при планировании прибавления семья должна учитывать интересы и старшего ребенка, и будущего малыша.

В чем прежде всего нуждаются наши дети? Без чего невозможно нормальное развитие психики ребенка, формирование здорового отношения к окружающему миру и к себе самому? Без родительской любви, внимания, заботы. При любой разнице в возрасте никто из них не должен быть обделен маминой и папиной любовью!

От одной мамы двоих детей с разницей в возрасте 2,5 года мне довелось услышать: "Когда рождается младший, ему неминуемо достается больше внимания". Да, новорожденному требуется больше ухода, досмотра, скорее всего, ему просто физиологически требуется больше быть рядом с мамой, но старший при этом ни в коем случае не должен быть обделен вниманием. Первостепенной задачей родителей (хотя бытует такое заблуждение) не является объяснить старшему, что младшему нужно всего больше, просто потому, что он маленький, а "ты уже большой, можешь и потерпеть, подождать, что-то сделать сам и т.п.". Пусть даже эти объяснения очень мягкие и доходчивые. Задача родителей — так организовать жизнь семьи, в которой теперь двое равноправных детей, что бы всем доставалось внимания и любви поровну, пусть это и потребует дополнительных сил, изобретательности и каких-то уступок со стороны всех членов семьи.

Кстати, психологами установлены следующие этапы развития детей как будущих родителей. Младенцы, естественно, не интересуются себе подобными. А примерно с года и до 7 лет наблюдается поведение, названное "будущие родители". Мальчики и девочки копируют действия родителей в основном по отношению к своим игрушкам. Девочки, например, прикладывают кукол к груди. И девочки, и мальчики носят игрушки на руках и даже кукольном слинге, возят в игрушечной коляске, кормят с ложечки, укладывают спать и т. п. А вот к появившимся в это время в семье младенцам старшие детки таких "родительских" чувств не испытывают. И уже с 8 до 13 лет дети способны заботиться о малышах, развлекать их. Они им действительно интересны, идет так называемый "подготовительный этап" к будущему родительству. Важно, что бы девочка или мальчик в это время имели возможность наблюдать за младенцем. Относительное безразличие, возможно, даже неприязнь к детям наблюдается у подростков и продолжается до того момента, когда юноше или девушке самим не захочется иметь детей.

Когда разница в возрасте достаточно большая (больше 5 лет), первому ребенку в ранние годы жизни безраздельно достается родительское внимание. И когда появляется младший, старший, уже довольно самостоятельный (по крайней мере, в навыках самообслуживания) уже даже может быть помощником в уходе за малышом. Однако во избежание возможных несчастных случаев никогда не стоит возлагать очень большие надежды на старшего как на няню. В любом, даже подростковом возрасте старший ребенок — ребенок, а не родитель. Конечно, даже если старшему 10 лет и более, ему по-прежнему очень важно осознавать, что родители его не разлюбили, по-прежнему интересуются его проблемами, вовремя окажут помощь и поддержку, и все-таки очевидно, что в таких вещах, как пребывание на руках или сон с родителями он уже не нуждается. Так что маме проще не только в моральном, но и бытовом плане. И это не маловажно.

Мальченко Полина,
консультант по грудному вскармливанию, член АКЕВ