Содержание:

Помните старый советский мультфильм "Рукавичка"? В нём девочка, отчаявшись уговорить маму завести ей собаку, вообразила свою варежку маленьким щенком, играла с ним, гуляла, кормила. А когда при столкновении с действительностью мечта рушилась — весёлый щенок вновь превращался в бездушный предмет одежды. Не знаю как вы, но я не могу смотреть эту бесхитростную детскую историю без слёз. Что-то есть в ней не только трогательное, но до боли правдивое, искреннее и тонкое.

Практически каждый из нас в детстве побывал на месте той девочки, а когда мы выросли и стали родителями — на месте той мамы. И если наши дети не водили варежку на поводке, то уж точно наливали молоко в миску для плюшевой кошки. Или приносили нам скопленные карманные деньги с вопросом "Мам, этого хватит, чтобы купить котёнка или щенка?". А мы-то, коварно заглядывая в "тщательно" спрятанную копилку, думали, что ребёнок собирает на компьютерную игру, куклу с полным гардеробом, набор полицейского или железную дорогу...

Почему же практически все без исключения дети так хотят иметь животное? Далёкие от сантиментов учёные, психологи, философы давно всё разложили по полочкам. Причём по разным.

К содержанию

Полочка первая — антропологическая

Учёные, занимающиеся происхождением человека как биологического вида, взывают к нашей генетической памяти. Дело это непростое, ибо, несомненно влияя на наше подсознание, память эта с сознанием делится информацией неохотно.

Когда-то давным-давно наши предки бродили по лесам и полям с примитивными орудиями охоты. С громкими криками загоняли они животное и убивали его, а потом падали на колени с благодарственной молитвой. Кому? Ему же. В те далёкие времена человек обожествлял животных, потому что именно они были хозяевами Земли. Человек же без острых зубов, когтей, копыт и толстой шкуры был практически беззащитен перед ними. Поэтому он искренне благодарил какого-нибудь зубра за то, что тот позволил себя убить и дал ему возможность не умереть с голода.

Человек имеет давнюю потребность жить рядом с животными, быть в симбиозе с ними — так он чувствует себя в большей безопасности, потому что такова правильная картина мира, какой она сложилась в нашей генетической памяти. И чем более далёкой от природы жизнью живёт человек, тем больше он нуждается в общении с ней.

Есть и ещё одна антропологическая причина, по которой человека тянет к животным. Далеко не всегда человек был лыс. Когда-то на нём была шерсть. Прикосновение к этой шерсти становилось первым тактильным ощущением рождённого детёныша человека, она давала ему тепло и безопасность, так как за неё он держался всё время, пока был мал и беззащитен. Поэтому недаром люди любят всё мягкое и пушистое, а продавцам плюшевых игрушек "делают кассу" далеко не только дети, но и взрослые.

Все вышеизложенные мотивы гораздо сильнее проявляются в раннем возрасте. Так как сознание ещё пока не так сильно давит на ту незамутнённую сущность, которую каким-то непостижимым образом несут в себе мудрёные цепочки ДНК.

К содержанию

Полочка вторая — философская

Человек рождается на свет с чистой и безгрешной душой. Взрослея, он всё чаще сталкивается с греховностью окружающего мира: злобой, завистью, несправедливостью, подлостью. Душа его бунтует против этого, и он ищет общения с безгрешными существами, которым эти качества не свойственны. Такова версия философов.

Те, кому уже случалось "приучать" животное и ребёнка друг к другу, легко разобьют эту версию в пух и прах. Ибо им не раз приходилось утешать "несправедливо" оцарапанное или без вины облаянное дитя. Приходилось им и объяснять, что кошечке не понравилось, когда ребёнок пытался засунуть её в рюкзак, "отправляясь" в долгий путь вниз по течению Амазонки. Да и собаке невдомёк, что группа детей бежит к ней с диким криком " Тай-тай-налетай!" и палками наперевес всего лишь чтобы зазвать её в игру "казаки-разбойники".

Называть животное безгрешным неправильно, так как оно вообще находится вне этого понятия. Оно может быть агрессивным, защищая свои жизненные интересы, и терпение, с которым оно сносит неуклюжие ласки малыша, тоже не беспредельно.

Но зерно истины есть и в этой версии. Ребёнка и животное роднит не безгрешность, а схожесть эмоций и, не побоюсь этого слова, чувств, их искренность и безудержность. Ребёнок так же скачет от нетерпения, не находя себе места, когда родители собираются в желанную поездку, он так же крутится на кухне в ожидании ужина и тишком хватает кусочек со стола точно так же. Он выражает эмоции боли и радости бессмысленными с точки зрения семантики криками, и грустит, уйдя куда-нибудь подальше и спрятав голову в "передних лапах"... Ребёнок не знает стыда в своих естественных проявлениях и не умеет скрывать своих эмоций, более того, до определённого момента он и не понимает, зачем это надо. Затем под давлением родителей он меняет своё поведение, но тоска по "животной" непосредственности на определённом переходном этапе становится очень острой. Поэтому он хочет обрести её рядом, вновь приобщиться к ней.

К содержанию

Полочка третья — психологическая

Психологи, как известно, знают о нас всё и даже больше, и они обеими руками "за" животных в доме, даже несмотря на то, что те отнимают у них хлеб. Ведь животное, как настоящий психотерапевт, оказывает ребёнку психологическую поддержку. Какую? Прежде всего, оно компенсирует им недостаток внимания — бич современных детей. Кошки или собаки постоянно следят глазами за маленьким хозяином и готовы разделить с ним и шумные игры, и тихий отдых.

Довольным мурчанием или молча они будут выражать одну и ту же мысль: "Ты мне нужен, мне хорошо с тобой". И, вы не поверите, им совершенно все равно, какие оценки стоят в его дневнике и почему вдруг оказался порванным новый школьный рюкзак! Они даже не скажут по этому поводу ни слова!

Безъязыкость животных даёт ещё один важнейший психотерапевтический эффект. Они умеют слушать, не давая оценок сказанному. Мы все хотим быть услышанными вот так, без вердикта и даже без совета в ответ, потому что в большинстве случаев в душе сами даём оценку своим поступкам и сами знаем, что делать дальше.

Повышенное внимание к ребёнку — это тоже плохо. Я пока говорю не об гиперопеке, а просто о внимании. Посчитайте, сколько раз в день вы словесно комментируете действия ребёнка — неважно, положительный или отрицательный это комментарий. Часто? Ребёнок постоянно чувствует себя под колпаком, как в теле-шоу "За стеклом". Он вынужден обдумывать каждое своё действие или слово, добиваясь, чтобы положительные отзывы перевешивали отрицательные. Это сильный психологический прессинг, который давит на детскую психику, в особенности от этого страдают единственные дети в семье.

Когда же рядом с ребёнком животное, он наконец-то может отдохнуть и расслабиться. Ведь кошке или собаке абсолютно всё равно, что и как делает хозяин, хотя они очень пристально наблюдают за его действиями и в любой момент даже готовы "помочь". Но если их отгонят, они не обидятся. Это психологически очень комфортное состояние: быть, с одной стороны, объектом заинтересованного внимания, а с другой — иметь возможность вести себя совершенно естественно и свободно.

К тому же с появлением животного наконец-то возникает объект, на который тоже уходит немалое внимание взрослых и поступки которого тоже активно оцениваются. Так животное разделяет с ребёнком тяжкую ношу, беря часть её на себя.

Ну и, наконец, гиперопека — противоположность дефициту внимания и ещё более тяжёлая по последствиям ошибка взрослых. Ребёнок не может отвечать ни за один свой поступок, всё и всегда за него решают взрослые, делают за него тоже почти всё они. Маленький человек чувствует себя слабым, подчинённым и зависимым. И тут появляется существо, которое ещё слабее и зависимее. Оно требует ухода и заботы, и ребёнок способен их ему дать. Это очень поднимает его в собственных глазах, повышает самооценку, делает более самостоятельным и ответственным.

Мы рассказали вам о крайних случаях. Но скажите, вы готовы поклясться, что ни один из них ни разу не имел места в ваших взаимоотношениях с ребёнком? Нет? Тогда купите ему кошку!