Содержание:

Вопрос о сроках начала выработки гигиенических навыков у ребенка до сих пор остается спорным. Споры вызывают и различные методики, по которым эти навыки вырабатываются. В условиях использования многоразовых подгузников родители стремились приучать своих детей к горшку как можно раньше, что было вызвано в большей степени желанием родителей, чем готовностью ребенка. У детей, приученных к горшку в 5 или 6 месяцев, выработанные рефлексы оказывались нестойкими, и малыши начинали снова мочиться в штанишки и пеленки.

В Японии в 1985 году педиатры попытались определить возраст, в котором ребенок готов перейти от подгузников к горшку. В одной группе при уходе за детьми использовались многоразовые марлевые подгузники, в другой — одноразовые. Результаты этого исследования показали, что дети в обеих группах переставали носить подгузники в среднем в 27 месяцев, что на 6 месяцев больше, чем средний показатель 20 лет назад. Таким образом, в ходе исследования не было получено убедительных данных об удлинении времени приучения к горшку у детей, при уходе за которыми использовались одноразовые подгузники.

В ходе этого же исследования было отмечено, что дети, живущие в семьях с бабушками и/или дедушками, приучались пользоваться горшком раньше. Эти данные показывают, что не менее важную роль в приучении ребенка к горшку играет готовность (а не только желание) взрослых, а также количество времени и внимания, уделяемого ребенку. Многие американские врачи-педиатры считают, что большинство детей обучаются гигиеническим навыкам к трехлетнему возрасту, и им не кажется необычной ситуация, когда ребенок в три с половиной или в четыре года еще не приучен к горшку. Также они отмечают, что мальчики учатся этому позднее, чем девочки. Психиатры и физиологи считают, что оптимальное время для обучения ребенка гигиеническим навыкам — 12-18 месяцев. Однако главную роль играет все-таки не возраст ребенка, а уровень его развития, его готовность к обучению.

К содержанию

Главное выбрать момент

Что же влияет на готовность ребенка обучаться? Конечно же, нервная система, а точнее головной и спинной мозг. Развитие чувствительных нейронов спинного мозга, то есть возможности чувствовать, что мочевой пузырь или прямая кишка полные, начинается у ребенка в возрасте 18-20 месяцев, а заканчивается к 4-5 годам. Таким образом, до 1,5 лет ребенок может просто не чувствовать, что ему нужно помочиться или "сходить по-большому". Конечно, у некоторых детей этот процесс может происходить и раньше.

Когда же следует начинать приучать ребенка к горшку? Обычно это определяется по приобретению таких навыков:

  • ребенок умеет ходить, нагибаться;
  • может поднимать с пола небольшие предметы;
  • хорошо понимает речь взрослого;
  • сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего он хочет.

Большую роль играют также признаки "созревания" нервной системы:

  • ребенок может оставаться сухим в течение хотя бы двух часов или просыпается сухим после дневного сна;
  • ходит "по-большому" примерно в одно и то же время;
  • испытывает неудобство в загрязненных или мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.

Иногда по поведению ребенка можно определить момент, когда настало время мочеиспускания или дефекации (малыш неожиданно замер, прекратил играть, закапризничал и т. п.).

К содержанию

Полезные советы

Существуют различные методики приучения ребенка к горшку, но многие из них предлагают и общие рекомендации:

  • Самый главный совет — наберитесь терпения!
  • Откажитесь от переходного периода, когда вместо подгузников используются специальные одноразовые штанишки для прогулки. Лучше воспользуйтесь нижним бельем с прокладками в области промежности. Это не устраняет просачивание и промокание, но резко сокращает их.
  • Возьмите себе за правило высаживать ребенка на горшок перед ночным сном и сразу после него, через некоторое время после кормления, до и после прогулки, до и после дневного сна и перед купанием. Высаживать рекомендуется не больше, чем на 3-5 минут. Попытка высаживать более часто может обернуться тем, что расписание вашего дня будет подчинено только этому, ведь частота мочеиспускания у детей в 1 год около 10-15 раз в сутки. Вашей задачей является только наглядно показать ребенку преимущество ощущения сухости и чистоты. Хочется предостеречь: не развлекайте ребенка, чтобы отвлечь его от "скучной" процедуры. Ведь вы приучаете ребенка не читать книжки и не смотреть мультфильмы на горшке.

К содержанию

С чего начать?

Если вам хочется начать как можно раньше и у вас есть достаточно времени и терпения — сделайте это. Нет никаких причин сдерживать свою творческую педагогическую энергию. Единственным препятствием в этом начинании может стать нежелание вашего малыша. А если ваше желание обоюдное — начинайте. Если ребенок еще не умеет сидеть, вы можете периодически держать его над тазиком. Часто повторяемые при этом идиоматические выражения типа "пись-пись" и "а-а" способствуют формированию и закреплению условно-рефлекторного навыка.

Не стоит держать ребенка над раковиной или ванной, ведь вы приучаете его не только писать... Некоторые родители пытаются "помочь" малышу, включая воду в самый "ответственный" момент. Этого делать не стоит, потому что у ребенка может возникнуть совершенно не нужный ему условный рефлекс, связывающий необходимость опорожнить мочевой пузырь и звук текущей воды.

Поскольку, наблюдая за своим ребенком, мама довольно скоро научается определять момент, когда он готов сходить "по-большому", скорее всего, какое-то моральное удовлетворение от своих действий вы получите.

Однако не стоит обольщаться относительно устойчивости навыка грудного ребенка не пачкать штанишки. Независимо оттого, начали вы приучать ребенка к гигиеническим навыкам в 3 месяца или в 1 год и 3 месяца, окончательно это перестанет быть вашей головной болью через много месяцев, а то и через несколько лет.

Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается, относитесь спокойно к неудачам. Но если у ребенка получилось, даже случайно, не забудьте ласково похвалить его, отметить, какой он стал взрослый, самостоятельный.

Для некоторых детей более понятным является личный пример. Конечно, "модель" должна соответствовать полу ребенка. Но не все родители (особенно папы) готовы продемонстрировать свое умение.

У многих детей в возрасте 1,5-2 лет появляется сильное стремление к самостоятельности, желание делать все "как взрослые". Такие дети легче обучаются, если ходят во взрослый туалет. В таком случае лучше не настаивать на горшке, а приобрести детское сидение и скамеечку, чтобы ребенок мог сам забираться на унитаз. Конечно, для родителей это связано с некоторыми хлопотами. Но зато какое удовольствие испытывает ребенок от приобщения к миру взрослых! А разве вы не испытываете гордость за своего малыша? Некоторые американские специалисты рекомендуют сажать физически сильных детей на взрослый унитаз задом наперед, то есть лицом к смывному бачку, чтобы ребенок мог за него держаться.

К содержанию

Чего никогда не стоит делать

  • Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок или унитаз против его желания. Это принесет только вред, вызывая негативное отношение как к самому горшку, так и к процессам мочеиспускания и дефекации. Ребенок может начать сдерживаться, а это чревато серьезными расстройствами здоровья. Если малыш упорно сопротивляется всем вашим усилиям, скорее всего, он еще не готов к пользованию горшком или туалетом. Отложите этот процесс на более поздний срок.
  • Не ругайте ребенка, если после серии удачных попыток он вновь стал мочиться в штанишки или в постель. Такое вполне может случиться, отнеситесь к этому спокойно сами и успокойте ребенка. В другой раз обязательно получится!

К содержанию

Учиться никогда не поздно

По мнению большинства специалистов, как отечественных, так и зарубежных, и по признанию многих родителей, главная и основная ошибка в приучении ребенка к горшку — это начать слишком рано.

Как долго ребенок приучается к горшку? Эти сроки индивидуальны. Одним детям процесс обучения дается довольно легко, у других он может затянуться на несколько месяцев. Многое зависит от степени готовности ребенка, адекватности применяемой методики и терпения родителей.

Один американский педиатр сказал: "Даже если родители не будут делать ровным счетом ничего, ребенок рано или поздно научится пользоваться туалетом". Тем не менее, терпения вам, уважаемые родители, терпения и успехов!

Лада Старостина
Врач-педиатр, клиника детских болезней
ММА им. И.М. Сеченова


Статья из августовского номера журнала.