Содержание:

Мы часто говорим о памяти так, будто это предмет, что-то вроде коленной чашечки или копны волос, но на самом деле память не существует в том смысле, в каком существуют предметы. В действительности память — это процесс запоминания и вспоминания. Распространенное представление о том, что воспоминания состоят как бы из готовых "папочек", хранящихся плотно упакованными у нас в голове, абсолютно ложно. На самом деле воспоминания представляют собой невероятно сложную созидательную способность, которой мы все обладаем.

Подумайте о том, чем вы завтракали сегодня утром. Если в вашей памяти при этом возник образ большой тарелки с овсяной кашей, то он не просто выпрыгнул из какого-то "нейрокармана", скрытого в складках и щелях вашего мозга, а сформировался в результате невероятно сложного процесса, подобного соединению отдельных воспоминаний из похожего на паутину узора рассеянных по всему мозгу клеток. Ваша "память" на самом деле состоит из ряда систем, каждая из которых играет особую роль в создании, хранении и вызове воспоминаний. Когда мозг обрабатывает информацию нормально, все эти различные системы превосходно работают сообща. В результате вы оказываетесь способны мыслить связно.

То, что кажется одним цельным воспоминанием, — тарелка овсяной каши — является на самом деле сложной конструкцией. Когда вы думаете об овсяной каше, ваш мозг воспроизводит ее название, форму, назначение, запах стоящей на столе горячей каши — и каждая часть воспоминания о том, что такое "овсяная каша", приходит из особого участка мозга. Цельный образ "овсяная каша" активно восстанавливается мозгом из частей, которые берутся из разных нейроучастков. Неврология только начинает понимать, как именно эти части организуются в единое осмысленное целое.

К содержанию

Как все это работает

У ученых все еще нет точного понимания того, как мы помним и что происходит во время вспоминания. Исследования вопроса о том, каким образом мозг организует память и как приобретаются и хранятся воспоминания, оставался для специалистов в области высшей нервной деятельности постоянной проблемой на протяжении десятилетий. Однако мы располагаем достаточным количеством информации для того, чтобы делать грамотные предположения.

Процесс запоминания начинается с того, каким образом информация кодируется. Кодирование — первый шаг к запоминанию — биологическому феномену, уходящему корнями в наши ощущения. Например, если ваше самое раннее воспоминание — "мама", ваш мозг, вероятно, идентифицировал отдельно образ кофты вашей мамы и отдельно образ лица вашей мамы, вместе с запахом ее одежды и звуком ее голоса.

И все эти отдельные ощущения отправляются в область мозга, называемую гиппокампус, который интегрирует их все по мере того, как они возникают, в единый образ — "мама". Гиппокампус, по-видимому, соединяет информацию для размещения в другой области мозга в качестве постоянно хранимого воспоминания.

Однако память, начинаясь с ощущения, кодируется и записывается на языке электричества и химии. Нервные клетки взаимодействуют друг с другом через тончайшие зазоры — так называемые синапсы. Вся деятельность в вашем мозгу происходит на синапсах, где несущие послания электрические импульсы перескакивают через зазоры между клетками. Выстрел электрическим импульсом через синапс провоцирует выход химических посланников, именуемых нейротрансмиттеры. Эти нейротрансмиттеры распространяются в пространстве между клетками, подсоединяясь к соседним клеткам. Каждая клетка мозга может создавать тысячи таких связей; в "стандартном" мозге при этом имеется около 100 триллионов синапсов. Части нервных клеток, которые получают эти электрические импульсы, называются дендриты; это тончайшие отростки, которые соединяют соседние клетки друг с другом.

Клетки мозга работают вместе как единая сеть, они организуются в группы, которые специализируются на обработке информации различных видов. Однако связи между нервными клетками не постоянны: они могут постоянно меняться — и меняются. Когда одна нервная клетка посылает сигнал другой, синапс между ними становится мощнее. Чем активнее обе эти клетки, тем сильнее становится связь между ними. Это значит, что с каждым новым впечатлением ваш мозг слегка видоизменяет свою физическую структуру. На самом деле то, как вы пользуетесь вашем мозгом, помогает определить, как ваш мозг организован.

По мере того как вы обучаетесь и познаете мир, в синапсах и дендритах происходят изменения и в вашем мозгу возникает все больше связей. Таким образом, мозг организует и реорганизует сам себя в зависимости от получаемых вами впечатлений и создает воспоминания, вызываемые в результате воздействия извне, обусловленного жизненным опытом, образованием, обучением.

Повторное использование укрепляет все эти изменения, так что, по мере того как вы учитесь и осваиваете новые знания, в вашем мозгу выстраиваются сложные контуры знаний и памяти. Например, если вы играете какое-то музыкальное произведение снова и снова, многократные повторения в определенном порядке "выстрелов" определенных нервных клеток в вашем мозгу облегчают воспроизведение этих "выстрелов" в дальнейшем. В результате вы играете это произведение все лучше и лучше. Вы можете играть его быстрее, с меньшим количеством ошибок. Упражняйтесь достаточно долго — и вы будете играть практически идеально. Но если вы не будете упражняться в течение нескольких недель, а потом попробуете сыграть это произведение, вы заметите, что играете уже не идеально. Ваш мозг уже начал "забывать" то, что вы так хорошо знали когда-то.

Чтобы подлежащая запоминанию информация закодировалась адекватно, вы должны сосредоточить на ней свое внимание. Как и большинство людей, вы в течение дня игнорируете большинство стимулов, так что большая часть того, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни, просто "отсеивается". Только немногие стимулы доходят до вашего сознания. Это важно, потому что, если бы вы запоминали каждую мелочь, с которой вы столкнулись, ваша память очень скоро переполнилась бы ненужными вещами. Таким образом, то, как вы уделяете внимание информации, может оказаться наиважнейшим фактором в том, сколь многое вы запомнили.

Если вы хотите запомнить какое-то слово, вам полезно подумать о том, как оно звучит и что обозначает. Если для того, чтобы что-то запомнить, вы прибегаете к зрительному образу (например, если вы знакомитесь с человеком по фамилии Быков, вы, обмениваясь с ним рукопожатием, представите себе быка), вероятность того, что вы запомните, увеличивается. Некоторые ученые полагают, что зрительный образ способствует запоминанию потому, что дает еще один способ кодирования той же информации, — а два кода лучше, чем один.

Прочитайте выписанные ниже слова и попытайтесь зрительно представить себе что-то, что помогло бы запомнить каждое из них.

камень
кузнец
сарай
скала
дерево
птица
юноша
боб
смех

К содержанию

Как мы вспоминаем

Когда мы пытаемся что-то вспомнить, мы восстанавливаем информацию на подсознательном уровне и по своему желанию переносим ее в свое сознание. Хотя мы, как правило, думаем, что у нас "плохая" либо, наоборот, "хорошая память", на самом деле большинство людей очень хорошо запоминает одни веши и гораздо хуже — другие. Если вам трудно запомнить что-нибудь — предполагается, что вы не страдаете физическими заболеваниями, — дело, как правило, не в вашей памяти в целом, а в каком-то неэффективно работающем компоненте одной из ее частей.

Давайте посмотрим, как мы вспоминаем, где оставили ключи от своей машины (с этим у многих из нас проблемы!). Если вы хотите вспомнить, где оставили ключи от своей машины, вы прежде всего должны зафиксировать, куда вы их кладете. Вы должны отдать себе отчет в том, куда их помещаете; в противном случае, когда они вам понадобятся, вы не вспомните это место. Именно тут многие люди и совершают ошибку: когда они идут домой, они думают о том, где они были или что они скажут своей супруге, придя домой. И не обращают внимания на то, куда швыряют ключи от машины.

Но если вы обратите внимание на то, куда кладете ключи, эта информация удержится в памяти, и ее можно будет позже снова призвать. И если ваша память работает как надо, вы, когда вам понадобятся ключи, точно вспомните, где именно вы их положили. Если вы забыли, где они, значит, может иметь место одна из следующих вещей:

  • Вы нечетко зафиксировали для себя с самого начала, куда вы их кладете;
  • Вы не удержали в памяти то, что зафиксировали;
  • Вы, может быть, не могли четко вызвать воспоминание.

Таким образом, если вы хотите перестать забывать, где оставляете свои ключи, вы должны будете поработать над улучшением всех трех этапов процесса вспоминания. Согласно исследованиям, особенно люди старшего возраста испытывают трудности со всеми тремя этапами, но у них возникают особые проблемы как с фиксацией, так и с вызыванием информации.

Если вы что-то забываете, вы, возможно, не закодировали это что-то достаточно аккуратно, так как отвлеклись как раз тогда, когда должен был идти процесс кодирования информации. Если вы "забыли", куда положили очки, вы, возможно, на самом деле вовсе не забыли — просто местонахождение ваших очков с самого начала не попало к вам в память. Например, вы можете сказать, что знаете, как выглядит десятидолларовая банкнота, но в большинстве случаев вы ее реально не кодируете, и если попробуете описать ее в деталях, то, вероятно, не сможете этого сделать.

Если вы отвлекаетесь во время попытки запомнить что-либо, это может вмешаться в процесс запоминания. Если вы пытаетесь читать сложное налоговое уложение в шумном аэропорту, вы, возможно, думаете, что запоминаете то, что читаете, но, возможно, не сохраняете эту информацию в памяти надежным образом.

К содержанию

Какова емкость вашей памяти?

Проверить свою память можно, в частности, с помощью теста на емкость памяти. Для этого попросите кого-нибудь прочитать вам вслух выписанные ниже слова, по одной серии за раз, со скоростью одно слово в секунду. Затем повторите эти слова в обратном порядке.

Первая серия слов содержит по два слова в каждом ряду, вторая — по три и так далее до семи слов в ряду. Прекратить работу вы должны тогда, когда не сможете больше в правильном порядке повторить все слова во всех трех рядах одинаковой протяженности. Уровень, на котором вы еще можете правильно воспроизвести слова в двух из трех рядов, определяет емкость вашей памяти.

дом молот
воз часы
матч пиво
кекс мох шляпа
хлеб стих кот
клоп путь дятел
рот таз чуб пес
банан крекер свет мяч
нож ручка радио год кролик
сыр фон книга диск суп
змей стул лист дочка пол
куст бык джем туфель щетка торт
клип тент платье пес вино петух
сеть туча чай мышь док забор
сарай тропа ложка лань планета забор игла
палец индеец игра двор щепка вор няня
сердце шар пик дым берет число храм

Оценка. Емкость памяти, типичная для учащихся американских колледжей, лежит в интервале от 4 до 6.

К содержанию

Резюме

В этой статье мы рассмотрели основные процессы, определяющие работу памяти: чтобы что-то запомнить, сначала надо обратить на это что-то внимание, затем удержать в памяти, затем иметь возможность вызвать воспоминание обратно. Мы запоминаем не все; часть информации хранится только очень короткое время, потом исчезает; другие его части проникают в кратковременную память. И только очень важная информация передается в долговременную память.

Воспоминания не хранятся в какой-то одной определенной части мозга, а представляют собой процесс, в котором различные части мозга работают вместе. Когда клетки мозга работают вместе, связи между ними становятся крепче. Это значит, что ваш мозг действительно претерпевает изменения по мере того, как вы познаете мир и тренируете какие-то навыки снова и снова. В этом и лежит ключ к пониманию способов улучшения памяти.

Кэрол Таркинсон (Carol Turkingston),
руководитель тренингов по укреплению памяти и автор методик запоминания.
Статья предоставлена сайтом "Элитариум: Центр дистанционного образования"