Тип первый - "Просто смотрящие". Они действительно смотрят - молча, реагируя на ваши заигрывания фразой: "Я просто смотрю". Надо понимать: "Отвянь от моего кошелька, денег нет!". Стоят в трех шагах от интересующего товара и высматривают что-то, судорожно вытягивая шеи. Все ваши желания помочь и дать посмотреть поближе, пресекаются.

"Любитель обзорных экскурсий". Противоположный предыдущему тип. Ходят по торговому залу, таская за собой продавца. Тычут пальцем во все, что видит глаз, и вопрошают: "А это что такое? А это зачем? А здесь для чего? А тута почему?". Так же никогда ничего не покупают. Много говорят сами, часто не слушая ваших разъяснений. Избавиться от них сложно. Иногда только позорным бегством.

"Любители поговорить о жизни". Грешат этим делом чаще всего пожилые люди, люди с явными проблемами на голову, скучающие домохозяйки. Долго выбирают товар, поменяют пять модификаций одной модели, потом уцепятся за ваше слово, и пойдет монолог… Главное, не слушать, иначе завязните в потоке слов, вопросов в никуда и советов. Всегда смотрят вам в глаза. Стоит отвлечься от них - вновь пытаются завоевать ваше внимание. Избавиться от потока слов можно вежливой фразой (на грубость могут начать топать ножками и требовать администратора) и опять же бегством. Если вы продавец молодой и неопытный, таких покупателей будут сливать шутки ради вам другие продавцы. Многих из них знают в лицо и стараются не приближаться. Часто, наговорившись всласть, уходят, не сделав покупки. Бррр!

"Крутые телки". Они всегда "на понтах", наряжены и завиты. Иногда под эту категорию маскируются девочки-подростки. Выглядит, по сравнению с настоящей "крутой телкой" жалко. Итак, наманикюренные пальчики растопырены, на фейсе январским днем негритосский загар из ближайшего солярия, каблуки и леопардовые лосины, всегда торчит что-нибудь меховое. Та же особь в возрасте - весьма скандальна, одета дорого и со вкусом. Себя очень ценит. Покупают в основном для себя, любимой. Никогда не смотрят в глаза, всегда мимо вас. Роняют фразы типа: "Этот моющий пылесос я покупаю горничной", "Мои собачки это не едят" и т.д. При профессиональном и вдумчивом подходе легко разводятся на крупную покупку. Главное - понять пожелание "дарагого" клиента.

"Разводимые" - короче, развести их можно и нужно! Чаще всего зашли к вам случайно, полюбопытствовать. Ловятся на ваши профессиональные объяснения, сделанные со знанием товара и человека. Совершают краткий обзор по магазину, интересуясь всем понемногу. Если вам удалось нащупать тему, интересную вашему покупателю, считайте, что из потенциального он становится реальным.

"Бабки". Вау! Они ничего не видят, не слышат, не понимают половину из сказанного вами. Но терпеливо болтаются по магазину, рассматривая ценники через трое очков. Нервы не мотают, внимания к себе не требуют. Чего хотят - непонятно.

"Просто покупатели". Ну, тут все просто. Зашли - посмотрели - спросили - выбрали - купили. Чаще всего бегут с работы в будний день.

Рындина Ольга, seremyaga@yandex.ru