Содержание:

Для большинства людей карьера в первую очередь ассоциируется с повышением в должности и, соответственно, с ростом доходов и практически не связывается с усложнением функций и ростом ответственности. Как и всякая борьба, карьерная борьба связана с использованием различных приемов. Понимание наиболее популярных из них позволит вам избежать серьезных промахов при построении своей карьеры. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся карьерные "ловушки".

  • Рост зарплаты. Получение новой должности не всегда сопровождается повышением зарплаты. В отдельных случаях возможно даже ее временное снижение. Некоторой гарантией существенного повышения заработной платы может послужить резкий "рывок вверх".
  • Карьера как способ уволить. Кратко эту ловушку можно описать примерно следующим образом. Вам предлагают должность "чуть выше" с непонятными в полной мере обязанностями и полномочиями. Вы не справляетесь, а с вашими клиентами работает уже кто-то другой. Вы становитесь не нужны в данной компании.
  • Рост усилий. Ваше желание занять "позицию повыше" могут использовать в неоправданных для вас "мотивационных целях". На пути к получению повышения перед вами ставят задачи, требующие гораздо больших усилий. Вы тратите усилия, но их недостаточно для вашего повышения. И роста не происходит.
  • Формальный статус. Для многих изменение в названии позиции может быть мотивационным, однако это не несет расширения круга полномочий, ответственности и изменений в области мотивации. Точное понимание вероятных причин вашего повышения позволит не допустить ситуации дисбаланса между доходами, ответственностью и полномочиями.
  • Вы в очереди. В данном случае имеется ввиду ситуация, когда ваш карьерный застой с переменным успехом разбавляется обещаниями "пока не время" или "скоро твое время наступит". В реальности никакой очереди просто не существует. Часто вас просят подождать только для того, чтобы максимально отсрочить уход из компании или постепенно приучить к мысли о том, что вы не годитесь для повышения.
  • Политика. В отдельных ситуациях карьерный рост невозможен без вхождения в различные корпоративно-политические альянсы. Здесь необходимо понимать: либо вы вступаете в альянс как самостоятельная сила, либо он вас поглощает. От этого во многом зависит перспектива карьеры.

К содержанию

Иллюзия "Карьера зависит только от меня"

Карьерные ловушки и иллюзии: Вовсе нет. Готовность тратить много собственных усилий еще не является гарантией успешной карьеры. Здесь важно понимать, в какой ситуации и сколько "тратить" своих усилий для достижения впечатляющего результата. Вера в себя (особенно применительно к карьере) должна быть прагматичной и выражаться в готовности действовать. Вера в свое карьерное будущее - это четкое понимание того, в чем вы сильны (полномочия, знания, умения и возможности и т.п.), в чем еще надо быть сильным или сильнее, в какой ситуации сила требует демонстрации, как следует демонстрировать свою силу, кому, с какой периодичностью.

Являются ли ценными ваши усилия в глазах людей, от которых зависит ваша карьера? Как это определить? Поэкспериментируйте. Постарайтесь потратить несколько больше усилий и проследите, чтобы это заметил ваш непосредственный начальник. Для надежности повторите эксперимент еще раз. Если реакция была "отрицательно-нейтральной" - от равнодушия или неодобрения до банального "неплохо на этот раз", то вероятность того, что ваши усилия ценят, минимальна.

Что ценится у тех, от кого зависит ваша карьера?

Есть несколько вариантов ответов:

  • Ваша сверхлояльность: готовность повторять: "Да, милорд". Причем вкрадчиво и участливо.
  • Ваша подвижность: генерирование идей и быстрое решение задач.
  • Ваша результативность: умение достигать нужных результатов.
  • Ваша способность соответствовать ожиданиям: это главный и наиболее часто встречаемый аспект.

С известными оговорками можно утверждать, что умение соответствовать ожиданиям есть основа успешной карьеры.

Не слишком ли вы самонадеянны?

Дело в том, что факторов, влияющих и определяющих карьеру, много: руководитель и ваши успехи, "заклятые друзья" и частота сложных ситуаций в работе, знания в области профессии и корпоративной политики и т. д. Вера в свои возможности - это неплохо, но также важно знать внешние ограничения. Например, склонность руководителя продвигать родственников или сослуживцев, восприятие руководителем вас как конкурента, особенности распределения ключевых клиентов и сегментации.

К содержанию

Иллюзия "Карьера - это удача, случайность"

Достижение собственных карьерных целей не допускает пассивной позиции. Ждать случая или надеяться на удачу - это верх легкомыслия. Построение карьеры - это параллельная работа, каждодневный труд и многоходовая партия с десятками игроков. Результат такой партии часто называют удачей или случайностью. Планирование карьеры - это постановка и достижение важных для продвижения целей. Кроме того, что цели должны быть реалистичными, они должны предполагать способы их достижения.

Как сообщить руководителю о своих карьерных амбициях?

Важно предварительно войти в образ профессионала, готового развиваться, затрачивать много усилий, достигать поставленных целей и, конечно лояльного. Кроме того, такой образ должен исключать бескорыстие, расчетливость и не в меру личные отношения на работе.

Прежде чем поднимать вопрос о повышении, целесообразно составить список ваших "сильных характеристик" по следующей форме: функция - личностная характеристика - результат для руководителя. Например, функция: "Очевидно, для управления группой продавцов потребуется текущий контроль". Личностная характеристика: "Я достаточно последователен для систематического контроля". Результат для руководителя: "Именно поэтому проблем со своевременностью отчетов и их качеством не будет".

Особо следует отметить, что в качестве результата следует предлагать только то, что имеет ценность для руководителя. Логика беседы с руководителем относительно ваших карьерных амбиций примерно следующая:

  1. Постановка и объяснение цели. Например, лучше "Иван Иванович, в настоящий момент Вы рассматриваете различные кандидатуры на должность руководителя группы. Сколько времени Вы готовы уделить рассмотрению моей кандидатуры?", хуже "Иван Иванович, я могу обсудить вопрос о моем карьерном повышении?"
  2. Прояснение ожиданий руководителя. Следует в режиме диалога задать несколько вопросов руководителю о его ожиданиях относительно кандидатов. Например, лучше "Иван Иванович, скажите, пожалуйста, какие основные требования Вы выдвигаете относительно кандидатов?", хуже "Скажите, я подхожу на данную должность?"
  3. Самопрезентация и договоренности. Рассказ о себе с использованием модели "функция - личностная характеристика - результат для руководителя". Если руководитель принимает решение (положительное или отрицательное), целесообразно в заключительной части беседы задать несколько вопросов о том, почему руководитель принял именно такое решение. Полученная информация в дальнейшем позволит вам избежать ошибок в таких переговорах.

К содержанию

Иллюзия "Главное - это мои способности"

Безусловно, способности, как и определенные личностные качества, играют важную роль в принятии решения о вашем назначении. Однако это было бы абсолютно справедливым только в том случае, если бы "карьерные решения" принимались бы исключительно на рациональной основе. К сожалению, это не так. При принятии подобных решений руководитель часто руководствуется следующими мотивами.

  • Прагматика. Нежелание потерять хорошего сотрудника и получить посредственного руководителя.
  • Страхи. Возможно, руководитель боится появления сильного потенциального соперника.
  • Политика. Ваше назначение может изменить расклад сил не в лучшую для руководителя сторону.
  • Эмоции. Ваше назначение рассматривается руководителем как эмоционально непривлекательное.

Ниже приведен список наиболее важных, с нашей точки зрения, качеств для карьерного продвижения. Ваша задача состоит в том, чтобы постараться максимально объективно оценить их и поставить задачи саморазвития.

  • Убедительная самопрезентация. Как вас воспринимает человек, от которого зависит ваше карьерное продвижение? Как вы на это влияете? Что вы осознанно делаете для того, чтобы на это влиять в будущем?
  • Умение подчеркивать собственную значимость в глазах руководства. Умение создавать ситуации, когда в вас нуждаются. Выдвигать на первый план ценность того, что вы делаете.
  • Интернальность и умеренный оптимизм. В большей степени вы зависите от событий, или события от вас? Как вы влияете на ситуацию в отделе, компании? Как много от вас зависит? Что вы намерены делать в будущем, чтобы снизить свою зависимость от внешних обстоятельств? Сдержанный оптимизм и внутренняя позиция, выражающаяся в установке "большая часть событий зависит от меня, и я создаю большинство событий" - это и есть эффективная интернальность менеджера.
  • Последовательность и предсказуемость. Как часто вы даете мелкие (и не очень) обещания, а потом их не выполняете? Часто ли вы поступаете настолько неординарно, что это огорчает менеджмент? Что вы намерены делать в будущем, чтобы повысить свой рейтинг "последовательности и предсказуемости"? Вероятность того, что вы получите повышение во многом зависит от того, насколько Вас воспринимают как последовательного и предсказуемого человека. Только последовательный человек воспринимается как "несущий меньше угроз" и "вероятнее показывающий ожидаемый результат". Кроме того, последовательность ассоциируется у большинства с достижением целей и вдумчивостью.
  • Результативность. Как вы понимаете результат своей профессиональной деятельности? Как вы оцениваете результативность своего профессионального развития? Как воспринимают результаты вашей деятельности ваши коллеги и менеджмент? Как вы сообщаете менеджменту о своих результатах? Как вы намерены менять свою результативность? За счет чего? Результативность деятельности во многом зависит от уровня способностей. Но результат ожидается на определенном уровне и с определенной скоростью. Есть важное отличие между результатом деятельности и результатом его восприятия руководителем. Последнее является наиболее важным для карьеры.
  • Быстрое взаимопонимание. Как часто возникает недопонимание того, что от вас ожидает руководитель? В чем это проявляется? Какие практические шаги вы предпринимаете, чтобы взаимопонимание повысить? Как вы собираетесь менять сложившуюся ситуацию? В процессе совместной работы всегда возникает масса сложностей и проблем, продиктованных низким взаимопониманием (согласованность действий, оправданность ожиданий, соизмеримое мировоззрение и т.п.). Тот, кто быстро достигает общности языка с боссом, понимает его ожидания, демонстрирует лояльность и согласованность, тот вероятнее достигнет карьерных целей.

К содержанию

Иллюзия "Карьера - это умение нравиться"

Во многом это правда, так как, согласно результатам исследований, именно социально привлекательные люди вероятнее достигнут карьерных высот, чем менее привлекательные. Но как быть с тем, что не самые привлекательные люди могут быть руководителями? Дело в том, что если человек часто прибегает к "инструменту красоты" в своем карьерном продвижении, то он автоматически становится зависимым от эмоционального состояния других людей. В отдельных случаях человек специально развивает "умение нравиться". Но при этом он неизбежно мало уделяет внимания самообучению и вопросам саморазвития в профессиональной сфере.

Социальная привлекательность (внешний вид, манеры, речь и т.п.), конечно, вызывает положительные эмоции, но если не заботиться о профессиональном развитии, то карьерные риски становятся более чем высокими. Но часто высокопрофессиональный человек, выглядящий нереспектабельно, становится менее конкурентным по сравнению с не столь профессиональным, но более привлекательным.

Есть несколько аспектов, от которых зависит социальная привлекательность. Ваша задача состоит в том, чтобы применительно к себе критически проанализировать каждый аспект и постараться внести необходимые коррективы.

  • Внешний вид. Банальность, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Стиль одежды, общее состояние (стрижка, состояние кожи, рук, запах) и, конечно, обувь - все это основные слагаемые внешнего вида человека. Во внешнем виде важно исключать крайности, несоответствия и неопрятность.
  • Манеры. Хорошие манеры, как правило, ассоциируются с уравновешенностью (в поведении, голосе и жестах), доброжелательностью (умеренные положительные эмоции, едва заметная улыбчивость и открытый взгляд), тактичностью (избегать двусмысленности, потенциально неприятных фраз) и коммуникабельностью (как способностью поддерживать комфортную беседу с большинством людей).
  • Направленность на других. Умение в процессе общения быть внимательным по отношению к собеседнику и больше рассуждать о нем, чем о себе. Нам кажутся более привлекательными именно те люди, которые говорят о нас, а не о себе. В речи направленность на собеседника проявляется в смене "я", "у меня", "мое" на "вы", "у вас", "ваше".
Денис Валерьевич Ярцев,
кандидат психологических наук,
бизнес-тренер с семилетним опытом,
исполнительный директор торговой компании
в сфере безопасности
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru