Содержание:

Вы считаете, что создавать киношедевры способны только Эйзенштейн, Тарковский и Тарантино? А программа "Сам себе режиссер" существует шутки ради? Тогда зачем вы покупали дорогую видеокамеру и компьютер? Возьмите на себя труд сделать из примитивной видеосъемки хоть и домашнее, но все-таки кино.

Кино начинается с камеры. Нет, речь не о том, как ее купить, — это тема отдельной большой статьи. Сейчас мы поговорим о том, как пользоваться видеокамерой, которая у вас уже наверняка есть.

Вспомните, что вы снимаете чаще всего. Мелодрамы? Детективы? Ужастики? Ничего подобного. На пленку нормального любителя чаще всего попадают семейные торжества — юбилеи, свадьбы. И еще, пожалуй, отдых: пикники с друзьями, поездки на курорты или экскурсии. Общее у всех этих событий только одно — к ним нельзя заранее написать сценарий. Значит, экспериментировать с ракурсами и планами, подбирать освещение и выхватывать композицию вам придется на ходу. Очень важно суметь проделать все это правильно, поскольку некачественный исходный материал не исправишь никаким монтажом. Знание нескольких вполне профессиональных приемов может облегчить эту задачу.

К содержанию

Сечение — золото

Прежде всего, стоит запомнить, что внимание зрителя распределяется по площади кадра далеко не равномерно. Но и не так, как вы подумали — не сосредоточивается в центре. Кинематографисты в таких случаях говорят о неком золотом сечении. Разбейте мысленно прямоугольник кадра в видоискателе на 9 равных клеток (так выглядит грань кубика Рубика). Линии, которые образуют эти клетки, и есть золотое сечение, именно на них должно располагаться все самое главное. Если в кадре лицо — глаза пусть будут на верхней горизонтали, осевая линия лица на одной вертикали, а взгляд направлен в сторону другой. Снимаете двух человек? Тогда они должны быть близки к вертикальным линиям (возможно, придется поработать зумом), а их головы — находиться на верхней горизонтали. И так далее.

К содержанию

Камера влево, камера вправо

Очень часто бывает, что сцена, которую хочется запечатлеть, не помещается в поле зрения объектива: длинный банкетный стол с гостями, шикарный пейзаж морского пляжа… Значит, придется снимать панораму. Фактически это "обозревание" объективом нужного участка пространства. Казалось бы, что может быть проще — провести камерой слева направо и все дела. Зритель, конечно, проглотит, что ему еще останется? Но лучше постараться доставить ему удовольствие от просмотра, а не просто информацию о присутствующих на юбилее.

Все начинается с правильного выбора точек начала и конца движения: они должны быть значимы для сюжета в целом. Где начинается и кончается стол с гостями — понятно, а вот красивый пейзаж может быть ограничен только горизонтом. Но лучше начать и остановиться на чем-то примечательном, например, панорамировать от красивой яхты в море до руин средневековой крепости на берегу. Позаботьтесь о том, чтобы крайние точки были расположены не очень далеко друг от друга, и сразу прикиньте скорость движения объектива. Дело в том, что панорама не должна длиться более 8 секунд — это закон профессии оператора. Лучше меньше, начиная от двух секунд. Движение должно быть равномерным, иначе зритель не поймет, почему вы в первые 4 секунды "проехали" трех гостей, а за оставшееся время — еще двадцать. Ну и, наконец, панорамирование начинается и заканчивается съемкой неподвижной картинки длительностью не более секунды.

В отдельных случаях вам вообще понадобится не "проезд" камеры, а "переброс", например при съемке динамичных сцен: танцы (от одной пары к другой), подвижные игры (от команды к команде) и т. д. Сам момент "переброса" лучше вырезать при последующем монтаже и склеить кадры "встык" — любимый прием клипмейкеров для достижения эффекта "экшен".

К содержанию

Кнопки "+" и "-"

Трансфокатором (зумом) сейчас оснащены все камеры. Естественное желание начинающего сам-себе-режиссера — немедленно начать им пользоваться. В результате кадры крупных и общих планов чередуются излишне часто и без всякой логики, что неизменно раздражает зрителя.

Между тем "наезд" и "отъезд" не должны быть самоцелью. Смысл приближения заключается в том, чтобы показать что-то интересное, выделить деталь из общей картины. Отдаление, напротив, обобщает сцену. При этом начальная и конечная точки при трансфокации должны быть так же четко выделены, как и при панорамировании — 1-2 секунды статики и выход из кадра. Если во время короткого зума оптическая ось камеры неподвижна, у зрителя может появиться ощущение случайного нажатия на кнопку. Чтобы избежать такого эффекта, старайтесь, чтобы между начальным и конечным планами было две ступени. Вообще этих ступеней шесть.

  1. Сверхкрупный план или деталь — кадр, в котором помещается только часть лица (глаза и нос или нос и рот), какой-нибудь небольшой предмет или даже его фрагмент (монета, зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре).
  2. Крупный план — кадр, в котором голова человека занимает почти все место.
  3. 1-й средний план — человек по пояс.
  4. 2-й средний план — человек по колени.
  5. Общий план — человек в полный рост.
  6. Дальний план — человек занимает очень маленькую площадь кадра.

Постарайтесь заучить список наизусть, он пригодится не только для заготовки нужных планов при съемке, но и при монтаже (так называемый монтаж по крупности).

К содержанию

Монтажный стол 2007

Худо-бедно отсняв первичный материал, не забывайте, что за вашей спиной не стоит команда звукооператоров и монтажеров, чтобы принять из ваших рук драгоценную кассету и закончить работу. Зато у вас наверняка есть компьютер с установленной программой редактирования видео — любой из десятков существующих, от профессионального Adobe Premiere до любительского Pinnacle Studio. А камера наверняка цифровая, других сейчас уже и не продают. Значит, остается докупить "шнурок" для интерфейса FireWire (по другому: IEEE-1394) и соединить технику между собой.

Сегодня даже домашний компьютер может заменить профессиональный монтажный стол конца прошлого века

Программы захвата видео работают почти автоматически, а смотреть готовый фильм вы скорее всего будете на DVD, так что без компьютера все равно не обойтись. Ну а если уж ваше кино попало на жесткий диск, не грех попытаться его еще немножко улучшить.

К содержанию

Крупно, еще крупнее

Допустим, вы издали сняли своего ребенка на фоне живописного пейзажа, потом взяли на несколько секунд первый средний план (по пояс) и, наконец, закончили крупным планом (лицо). При просмотре и монтаже середина эпизода вам показалась лишней, и вы ее вырезали, однако результат получился еще хуже. Почему? Подобная интуитивная оценка качества видеоряда имеет вполне логичное объяснение. Дело в том, что на дальнем плане черты лица плохо различимы, а на крупном — напротив выпадают из кадра предметы, окружавшие героя. В результате зрителю приходится некоторое время искать связь между ними.

Гораздо более гладко воспринимается стык между планами, стоящими в приведенном выше списке через один. Другими словами, общий план монтируется с первым средним и наоборот, второй средний с крупным… Исключения могут быть только когда крупный план монтируется с деталью, а общий план — с дальним. Эти особенности стоит учитывать уже при съемке, иначе при монтаже под рукой может не оказаться подходящего плана.

К содержанию

Лицом к лицу

Бывает так: вы сняли несколько крупных планов двух собеседников (скажем, гостей на свадьбе или жениха с невестой). Потом обошли пару с другой стороны и опять сняли. Во время просмотра оба варианта вам понравились, и вы смонтировали их вперемешку. Однако забыли учесть, что человек, снятый слева и справа, на экране будет смотреть в разные стороны. В результате может оказаться что невеста, запечатленная слева "смонтируется" с женихом, снятым справа, и зритель увидит новобрачных, объясняющихся в любви пустому месту.

Избежать этого просто: всего лишь помните о такой возможности и не допускайте чередования кадров с людьми, снятых с разных ракурсов, или постарайтесь как-нибудь сориентировать зрителя в пространстве. Покажите, как камера "облетает" участников диалога.

Во время съемки и монтажа движущихся объектов это правило тоже неплохо действует. Так, если вы снимаете пейзажи попеременно через правое и левое окно едущего автомобиля, у зрителя возникнет устойчивое ощущение, что на самом деле это две машины, которые несутся навстречу друг другу, ведь виды из окон совершенно разные и, кроме направления их движения, зритель не видит никаких ориентиров. Заготовьте несколько секунд видео, снятого через лобовое стекло и вставьте их между "встречными" кадрами.

К содержанию

Свет и цвет

Собираясь в путешествие, вы начали съемку еще дома в процессе сбора вещей. Продолжили во время спуска по лестнице, а закончили уже на улице при ярком дневном свете. Потом "лестница" может показаться лишней, но избавляться от нее уже поздно. Склейка "темного" помещения с "яркой" улицей неизбежно вызовет у зрителя желание на секунду закрыть глаза. Поход по подъезду, может, и не самый интересный участок фильма, но "подрезав" его, скажем, до момента выхода на улицу, можно сгладить перепад освещенности.

Однако это еще не все. Кроме яркости, соседние кадры должны сочетаться и по характеру освещения. Если, например, дальний план снят при безоблачном небе, а общий или средний при пасмурном, это неизбежно дезориентирует зрителя во времени. Ему покажется, что между кадрами прошел как минимум день, хотя на самом деле тучка могла набежать за пятнадцать минут. Профессиональные кинооператоры в таких случаях снимают облака в тот момент, когда они закрывают солнце. 1-2 секунды такого видео объяснят, что к чему.

Все сказанное в полной мере относится и к цвету фона, на котором запечатлен центральный персонаж. Если серая стена здания мгновенно сменяется синевой моря, или зеленью буйной растительности, глазам потребуется время, чтобы привыкнуть к новому пейзажу. При съемке и монтаже постарайтесь соблюсти правило: если в новом кадре возникают новые цвета, они должны занимать не более одной трети площади кадра.

К содержанию

Палочка-выручалочка

Почти во всех описанных выше примерах встречается необходимость "разбавить" череду планов какими-то промежуточными кадрами. Однако предвидеть это во время съемки довольно трудно. Зато заготовить впрок некоторое количество так называемых перебивок вполне по силам каждому. В общем случае перебивка — это микросюжет (1-3 секунды), который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия.

Чтобы не возникло проблем при монтаже, при съемке заготовьте побольше перебивок.

Содержание перебивки должно резко отличается от предыдущего и следующего за ней кадров, но оно должно быть прямо или косвенно связанно с основным сюжетом, а так же сочетаться с ним по освещенности и цветам. При съемках торжеств такими перебивками могут стать статичные кадры с букетами, шарами, общими планами зала с гостями и т.д. Для фильма о пикнике вполне подойдут пейзажи, виды костра или мангала с шашлыком… Фантазия здесь ограничивается только здравым смыслом. Как, впрочем, и вообще фантазия при съемках кино. Не дайте сковать рамкам жанра "домашнее видео" свои творческие порывы. Избавьте свой шедевр от типичных ошибок, которые делают изначально хорошие сюжеты скучными и неудобными для просмотра. И тогда показать DVD-хоум-видео будет не стыдно даже самым дальним родственникам, которым, в общем-то, наплевать на то, как интересно вы погуляли в прошедшие выходные.

К содержанию

Смотри в оба

Снимать качественно можно только через видоискатель — внешний экран камеры оставьте для начинающего любителя, которым после прочтения этой статьи вы уже не являетесь. Однако, усвоив это, запомните, что видоискатель камеры — не ружейный прицел. Глядя в него вовсе не обязательно закрывать другой глаз. Боковое зрение позволяет оператору объемнее воспринимать происходящее действо, а не только в пределах, ограниченных рамкой видоискателя. Более того, при наличии в поле зрения левого глаза более интересных событий вы сможете тут же переключиться на них, не опасаясь упустить важный эпизод.

К содержанию

Больше профессионализма

Автоматическая настройка резкости — это хорошо. Она избавляет вас от необходимости перестраивать фокус при переходе от одного плана по крупности к другому, а ведь во время съемки это происходит постоянно. Однако в отдельных случаях автоматика становится помехой.

Ручная игра резкостью для выделения переднего и заднего планов — очень сильный художественный прием. Общее правило: тот объект, который выглядит резким в конце кадра, и есть главный в этой композиции. Подчеркнуть резкостью перспективу кадра тоже бывает нелишним, но для этого придется сузить поле зрения, воспользовавшись зумом.

"Полет" камеры

Движение камеры — очень сложный прием. Ноги заплетаются, руки трясутся, картинка пляшет… Малый вес бытовых видеокамер только усугубляет ситуацию. Кинематографические краны и тележки на рельсах вам, конечно, недоступны, но красота приема заставляет многих изобретать нестандартные подходы: мастерить стабилизаторы камер, учиться подолгу задерживать дыхание и двигаться плавной "лунной походкой". Все это того стоит: для большей красоты вашего фильма найдите способ показать зрителю, что ваша камера может "летать". Разумеется, движение должно быть оправданным. Попробуйте пронести камеру над столом, заставленным блюдами, вынырнуть из-за букета, "облететь" ребенка у связки с шариками.

Основная хитрость — двигаться на полусогнутых ногах и ни в коем случае не пользоваться зумом. Короткие "пролеты" камеры следует выполнять руками, не передвигая ног. Если с вами в компании несколько человек, попросите двоих из них держать камеру вместе с вами — колебания шести рук взаимно скомпенсируют друг друга. Так работали и настоящие киношники, пока не появились спецприспособления.

Игорь Огай
Статья предоставлена журналом
Семейный Бюджет