Содержание:

Как жить, когда тебе двенадцать. Главы из книги. Часть I

Наступило время - и в твоих разговорах, взглядах и улыбках замелькали мальчики.

Ты ждешь. Когда перламутришь губки, выковыривая ногтем остатки маминой губной помады; когда ни с чем не ешь чеснок даже на ужин; когда никогда не выносишь мусорное ведро в халате; когда вскакиваешь первая, если фонькает случайно ночью телефон...

Ты ждешь - и тебе кажется, кто-то всегда наблюдает за тобой, все знает о тебе. Поэтому ты перестала мыть волосы яйцом, ведь это неромантично. Поэтому ты чистишь зубы после каждой даже ириски. Поэтому зашиваешь колготки на пятках и пальцах, где они все равно порвутся.

И еще стараешься, чтобы мысли у тебя были чистые - независтливые и нехвастливые.

К содержанию

* * *

Ты не просто ждешь, сидя у телефона с чистыми зубами и зашитыми пятками - ты ищешь.

Зачем ты начала учить английский язык, мало тебе тройки по немецкому?

Зачем ты купила себе гитару - и пытаешься повторить что-нибудь из "Биттлз"?

Зачем ты ходишь на стадион и учишься играть в теннис (в белой короткой юбочке)?

Зачем ты устраиваешь вечеринки, хоть в классе тебе не нравится никто, все мальчики - нахалы и нахальчики?

Какая сила руководит тобой? Кого ты ждешь? Кого ищешь?

К содержанию

* * *

Разве не ясно? Это написано в каждой биологии: особь женского пола ищет особь мужского пола.

Ответ прост, а жизнь сложна.

И те, кто спешит отделаться простым ответом, находят совсем не ту особь, которую искали.

Не будем спешить с ответом.

К содержанию

* * *

Зачем молодой особи женского пола не очень понятная, не очень приятная не очень особь мужского пола?

Мальчики сейчас хихикнут, но мы остановим их на полухихике: девочек совсем не тянет обнимать вашу грязную шею, сидеть на ваших костлявых коленках.

Это будет, но позже.

Сами девочки тоже не смогут толково ответить на этот вопрос - зачем? Ответы будут примерно такие:

  • Им хочется иметь парня, как вещь, которой хвастаются. (Но хочется иметь и дубленку, и духи, и собаку.)
  • Им хочется иметь собеседника, друга. (Но с парнем нельзя поговорить о главном: как нравиться парням? А с подружкой об этом можно.)
  • Им хочется, чтобы за ними ухаживали. (Но для этого есть неустающая мама. Ни один парень так хорошо не отстирает с кофточки шоколадное пятно.)

И уже под конец такого разговора ты или твоя подружка выскажут слово "защитник".

Это будет то самое, уже две страницы искомое слово.

К содержанию

* * *

Ты ждешь и ищешь защитника. Так тебе велит твоя тринадцатилетняя женская природа.

Вчера ты прочитала газету и сразу сделала из нее вырывку (ножниц поблизости не было). Там напечатано объявление: "Хочу переписываться. Костя, четырнадцать лет".

Письмо этому Костику было готово через час, хоть ты большая нелюбительница писать.

Сначала ты сообщила убедительные сведения о себе (рост днем и вечером, вес днем и вечером, цвет глаз днем и вечером. Утром ты спишь). Потом ознакомила со своими увлечениями: английский язык, гитара, теннис, книги, пирожное с заварным кремом.

А потом предъявила Константину следующую анкету:

  • Любишь ли ты читать?
  • Куришь ли ты?
  • Занимаешься ли спортом?
  • Какие любишь женские имена?
  • Кем хочешь стать?

Ох, и вспотеет этот Костя отвечать! Будет спрашивать, гася метким плевком окурок, ну какая тебе разница, курит он или нет? Он ведь не замуж тебя зовет, не переругиваться - а переписываться!

К содержанию

* * *

Ты и сама еще не поняла, хочется ли тебе прятаться за мужем от хмурых дней и хмурых людей. А твоя мудрая тетушка-природа уже заботится о твоем защитнике.

Ты писала письмо, а она руководила, твою руку водила. Нашептывала тебе: защитников что-то мало растет.

Разве это защитник, если он матерится при девочках? Если курит с десяти лет? Если торгует колготками?

К содержанию

* * *

Защитник - он не только кулакастый, главное - головастый. В этом многосложном мире не обойдешься тремя односложными мыслями: "все девки - дуры", "все очкастые - ненормальные", "все богатые - счастливые". В этом мире побеждает умнейший, а не сильнейший.

К содержанию

* * *

Мужчина - он не такой плаксивый, он задуман погрубее. Он задуман природой, как разведчик, охранник, боец.

Он охраняет женщину, которая носит в себе всё человеческое, всё понимающее и всё прощающее... И еще она носит в себе новых человечков; человечков надо не только родить и вскормить, надо сделать из них человеков, научить их всепониманию и всепрощению.

К содержанию

* * *

Труднее этого дела нет дела на свете.

И если мало растет защитников, значит, их папы мало защищают мам.

К содержанию

* * *

Ты стала думать о своем папе, которому мамины подружки дали кличку Дефицит. "Ты опять со своим Дефицитом придешь?". "Где ты отхватила такой Дефицит?".

Ну что в папе дефицитного? Лицо круглое, животик тоже круглый - такая восьмерка на ножках. Неужели сейчас и восьмерки в дефиците?

А помнишь, как ты удивилась, когда вместо мамы в школу собрался папа? Учительница написала в дневнике: "Ваша дочь улыбается мальчикам. Мама, зайдите в школу!!! ".

А папа объяснил: "Не могу же я маму на съедение посылать. Пусть дома... улыбается".

Папа не отдал маму на съедение бабушке, когда прокисло варенье. Он подал ей свой кожаный ремень и сказал: "Это я виноват. Я ночью ел варенье пальцем из банки, оно и прокисло. Надо меня выпороть".

А когда одна знакомая сказала маме: "Что-то бледная ты, как смерть", папа быстро возразил: "Нет, она румяная, как жизнь!".

Твой папа не пропускает к маме ни одного удара, ни одного пенальти. Он отфутболивает их руками, ногами и головой, он защищает ее от всех неприятностей жизни.

К содержанию

* * *

Теперь ты знаешь, кого тебе надо.

А кого не надо?

* * *

  • Если парень просит у тебя денег - он не тот, кого ты ждешь.
  • Если парень приходит к тебе с пустыми руками и считает, что тебе приятно кормить его и мыть посуду - он не тот, кого ты ждешь.
  • Если тебе холодно, тяжело, больно, грустно, а парень этого не замечает - он не тот, кого ты ждешь.
  • Если парень говорит: "Это твои проблемы" - он не тот, кого ты ждешь.
  • Если парень считает, что иногда ему удобнее спрятаться за углом - он не тот, кого ты ждешь.
  • Если парень разболтал твою тайну - он не тот.
  • Если парень ударил тебя - он тот, от кого надо уходить, не оглядываясь.
    Защитники не нападают никогда.

Если в тебя не влюбились

Значит, ты не знаешь, зачем человеку голова.

Зачем человеку живот - ты знаешь, и постоянно его услаждаешь, уперчаешь и усметаниваешь.

* * *

Ты уже обиделась и говоришь, что знаешь. Голова не потому нужна, что на ней рот, а потому, что в ней мысли. И при чем тут влюбленность тебя в Антона и невлюбленность Антона в тебя?

* * *

Тут звонит телефон, и ты бросаешься к нему, сбивая стулья и ссекая углы стола. Но это звонит не Антон. Он никогда не позвонит.

Почему?

Потому что ты не знаешь, зачем человеку голова.

Ну и зачем? - ты тихо сядешь на диван, и тихо пойдет разговор.

* * *

Влюбленность - это количество мыслей об Антоне.

Чем больше думаешь, тем больше влюбляешься.

А вот Антон о тебе не думает.

Почему?

* * *

Давай вспомним, как все началось.

Ты пришла на день рождения подружки, там было два интересных мальчика. Первый курил и хвастался, второй не курил и не хвастался. Первый сразу стал неинтересным, второй, Антон, становился все интереснее.

Интересно, почему он не курит?

Интересно, почему он молчит?

Почему смотрит на тебя, а танцует не с тобой?

Но вот кончился танец, кончился торт, кончился день рождения. В конце концов оказалось, что вам с Антоном по пути.

Но вот кончился путь, кончилась дорожка к твоему дому, кончилась лестница к твоей двери.

В конце всех этих концов Антон тебя поцеловал. Сейчас ты сама не веришь, что это было, но мы верим. Это бывает.

Поцеловал, и пошел, и сказал роковые слова; "Я никогда не приду". Надел свою кепку, сказал и пошел.

И не приходил три дня. А точнее, семьдесят четыре часа, а точнее - шестьдесят умножить на семьдесят четыре (столько минут). Потому что ты думала о нем каждую минуту.

Почему он больше не придет? Ведь ты ему нравишься, он поцеловал? Может, у него другая девочка, и он обещал жениться? Тогда почему?.. А может, он неизлечимо болеет? Тогда почему?.. А может, навсегда уезжает? Тогда почему?..

Из всех этих "почему?" никак не получалось "потому".

Но думать "почему?" было приятно. Всякая птица, песенка или дождинка стали поводом вспоминать о нем. Мир сузился и стал Антоном в кепке. Даже автобус, выруливший из-за угла, наводил на мечтание, что вот так же придет Антон.

Мысли переполнили голову, спустились в сердце, превратились в нежность; нежность переполнила сердце, подступила к кончикам пальцев. Хотелось снять кепку и погладить Антона по голове.

Ты влюбилась.

* * *

Откуда взялась влюбленность? Свалилась с дождливого неба? Или наслана на тебя охрипшей цыганкой? Или загадана подружкой?

Ты и сама соглашаешься, что влюбленность твоя взялась из мыслей.

А мысли? Мысли откуда взялись? Почему нет мыслей о первом, о том, кто курил и сорил анекдотами?

Еще чего! - чевокнешь ты. - Думать о нем! Он понятный, неинтересный.

А вот Антон - непонятный, загадочный. И так хочется разгадать его загадку!

* * *

И получается: чтобы в тебя влюбились - надо вызвать интерес, загадать загадку, чтобы голова в кепке думала о тебе.

* * *

Голова человеку нужна, чтобы быть умной. А чтобы быть умной, голове надо работать. Нет лучше работы голове, чем разгадывать.

Каждый человек - и с оконченным высшим и с неначатым начальным образованием - любит разгадывать загадки. Одни разгадывают кроссворды, другие детективы, третьи - чем кончится телесериал. А разгадывать загадки соседа, начальника и своей зазнобы (человека, от которого знобит в зной) - любят все.

* * *

Что же мне делать? - с отчаянным отчаянием спросишь ты. Прошло три дня, и ты через свою подружку сама нашла Антона. Ты пришла, и сама ему все разгадала. Пришла и сказала: "Я люблю тебя".

И Антону стало неинтересно.

Ты видела, как у него заскучали глаза.

Ты пришла еще раз, и у Антона стало скучающее лицо и скучающая кепка.

Ну, тогда ты оставила ему номер телефона, и теперь Антон не звонит. Что делать?

* * *

Что делать?

Делать выводы.

Не пускать в голову мысли об Антоне и звать мысли о чем-то другом. Например, о колорадском жуке, который набросился на вашу картошку, как ты набросилась на Антона.

Ну вот, везде Антон, даже в картошке!

* * *

Да, Антон никогда не позвонит. Никогда не позвонит колорадский жук. Зато позвонит Костик.

* * *

Ведь в соседнем доме живет Костик.

Вчера, в овощной очереди за картошкой, Костик громко диктовал свой телефон другу. Диктовал другу, а смотрел на тебя. Ты ему не позвонишь, и тогда позвонит он.

Это будет совсем другая картошка, с другого огорода, и совсем другая история, с другим концом.

Если в тебя не влюбились (продолжение)

Значит, ты не умеешь загадывать загадки.

Все сначала не умеют.

Мы тоже сначала не умели, и всё было неудачно. Потом научились, и когда встретили друг друга - получилось удачно.

* * *

А вот как учился на собственных любовных ошибках восьмиклассник Олег Александрович (мы его зовем по имени-отчеству, потому что очень уважаем). Рассказывал он так.

"Вот был я однажды в лагере, и мне понравилась одна зубастая. Раньше мне никакие не нравились, и я не знал даже, как подойти.

Тут в лагерь приехал кукольный театр. Весь спектакль ("Карлик Нос" или "Карлик Хвост", не помню) я смотрел на заднее сидение, на нее. Я заслонял головой Карлика, и она стукнула меня программкой по голове.

Я обрадовался и продолжал вертеться. Тогда она пересела в другой угол зала.

Но я был неунимаем.

Я становился на ее пути, когда она шла из столовой с булочкой. Она ничего не говорила, откусывала от булочки и сбрасывала меня с лестницы.

Своими большими зубами она съедала все яблоки, которыми я угощал, но сама ничем не угощала.

Потом мы разъехались по домам и больше не виделись и не слышались.

Я понял, что книжные правила не всегда пригождаются.

Недавно к нам в класс пришла новенькая, с большой серой косичкой. Серая юбка, серые сандалии, но совсем не серые глаза и улыбка. Она хорошо отвечала по литературе, и я сделал вывод.

На пятнадцатой перемене я подошел с начитанным видом и спросил у нее седьмой номер журнала "Костер". Она сказала, что не читает седьмой, потому что нет шестого, и посмотрела интересным взглядом.

На другой же день она принесла мне седьмой, а я шестой специально забыл.

Был бы я неопытный в любовных делах, я припер бы полный портфель журналов и книг. Она бы сразу поняла, что я влюбился в ее косичку и стала бы выпендриваться. Точнее - выкосичиваться - значит, выставлять вперед свою косичку. А выпендриваться - выставлять пендрю, а что это такое, никто не знает.

Я загадал ей загадку, что мне нравится: косичка или журнал "Костер"?

В понедельник я принес ей шестой номер. Если бы я был неопытный или малоопытный, я вложил бы в журнал записку: давай дружить и всё такое. А я вложил и написал имя другой девочки - Катя. Написал своим почерком, и это можно проверить, проходя на перемене мимо моей парты.

Сначала я хотел написать: "1+6+8 = 15 тысяч". Как будто я считал деньги. Но понял, что легко можно разоблачить, есть ли у меня пятнадцать тысяч, а вот есть ли Катя - разоблачить трудно.

Идея удалась: сегодня новенькая все уроки разоблачала, на какую Катю я смотрю (у нас их три в классе).

А я сижу и придумываю такую загадочку, что у нее голова устанет, и она скажет: сдаюсь!

Эту хитрость морочить девчонкам голову знают не все, а помогает она всем. Пользуйтесь!".

* * *

Прочитав советы многоопытного Олега Александровича, девочки скажут: "Это не для нас. Нам остается сидеть и ждать, пока кто-то подойдет. Ведь если подходит девочка, сразу получается разгадка".

Допустим, твой избранник интересуется собаками. Тогда подойди с таким собачьим разговором к его другу, когда они стоят вместе.

Загадка будет тройная, кто тебе интересен: он, его друг или твоя собака, которая не понимает команду "сидеть".

Ты можешь многое. Ты можешь развести целый детектив своими взглядами и невзглядами, улыбками и неулыбками, встречами и невстречами.

* * *

И под конец советы мальчикам (девочки, не читать!).

  • Если ты познакомился и проводил - не назначай свидания, не спрашивай, когда встретимся? - хоть и хочется. Устрой своей девчушке случайность, можно случайно встретить ее во дворе или в магазине.
  • Не хотите ли узнать, какой разговор всегда интересен девочке?
  • Девочек всегда интересуют человеческие отношения, ведь ей придется отвечать за мир в своей будущей семье.
  • Например, ей будет интересно, как твой неопытный дружок хотел познакомиться с девчонкой - и что он сделал? Он с дерева смотрел ей в окно, а потом зацепился и повис на сучке.
  • Любая охотно поддержит такой разговор, даст совет, как исправить сердечные дела твоему дружку.

* * *

Прежде чем подходить к девочке - найди к ней подход.

* * *

Желаем тебе и твоей девчушке поскорее отгадать друг друга!

Какие девочки нравятся

Вокруг тебя любовь: песни о любви, книги о любви, фильмы о любви... А в тебя никто не влюбился и не собирается.

Каждый человек нуждается в оценке, хочет знать, чего он стоит. И тебе очень важно знать, стоишь ли ты чьей-то любви.

Какие девочки обычно нравятся?

1. Нравятся непонятные

Если с первого разговора понятно, что ты хвастунья, сплетница, врушка, тряпичница, зануда, злорада или вреднюга - ты не интересна. Ты разгадана. Таких уже видели. Такие обычно не нравятся или нравятся недолго.

Хочется тебе посплетничать, пожаловаться на свои болезни, обсудить фасон платья - оглянись: нет ли поблизости мальчиков? Не демонстрируй свои девчоночьи мелкости: нечего сказать - лучше помолчи, подумай.

Если ты болтушка, на язык так и лезут шутка, насмешки, анекдоты и отдельные крепкие слова - тоже больше молчи. С такими дружат, но не влюбляются. Любое не идущее тебе слово может отпугнуть.

Девицы, употребляющие крепкие слова, разгадываются сразу и однозначно, как пошлые. В пошлых не влюбляются, ими пользуются, а потом говорят: пошла!

* * *

Ты произведешь нужное впечатление, если будешь говорить немного, но умно и мило. Представь, что ты участвуешь в телепередаче. Нравиться - это работа, а не хлопанье ресницами.

Твои фразы должны запоминаться и загадывать тебя, а не разгадывать.

* * *

Один мальчик влюбился с первой фразы. Толкнул девочку, а она и говорит: "Вы дурно воспитаны!".

Попробуй, забудь!

* * *

Есть много способов загадать себя.

Две подружки каждый вечер гуляли у общежития строительного училища, но юных строителей не интересовали. Тогда подружки обули кроссовки, надели яркие тенниски и стали делать спортивные пробежки мимо общежития.

Надо ли говорить, что их фигурки стали привлекательнее?

Надо ли говорить, что недолго бегали они в одиночестве?

* * *

Некто звонил девочке и всегда говорил необычную фразу. Понятно, что девочка думала о нем все чаще и чаще.

Главное - заставить думать о себе.

Влюбленность - это количество мыслей о человеке. Даже если он "некто".

2. Нравятся красивые

Заметь, часто красивые не смотрятся красивыми, а обыкновенные смотрятся сногсшибательно и сумасходительно.

Главное - красиво смотреться.

Что такое - смотреться?

Это когда на тебя хочется смотреть.

* * *

Умная девочка всегда может сделать себя красивой. Если ты некрасива, значит, не умна.

* * *

Верь своим глазам, запоминай, чем они любуются. Думай, почему ты оглядываешься на блондинку в желтом платье? Почему не притягивает взгляд девочка, разодетая ярко, как попугайша?

* * *

Мужской натуре нравится все немужское. Длинные волосы, прозрачные чулки, нежные духи, розовые ногти. Сигареты, как ты понимаешь, не входят в этот набор.

* * *

Краситься или нет - дело твое.

Цвет одежды - дело твое.

Стоимость одежды - дело твое.

Это - не главное.

Главное - чтобы на тебя хотелось смотреть.

* * *

Что такое кокетство? Это обещание.

А обещание приходится выполнять.

Не носи слишком короткого, слишком открытого, слишком прозрачного. Каждый прохожий будет считать, что ты обещаешь.

Кокетливой может быть длинная юбка и простой воротничок.

3. Нравятся милые

Какая это - милая? Какой длины ресницы? Какой розовости щечки? Какой цены - туфельки? Это неважно.

Милая умеет показать собеседнику, что он умнее, хоть в чем-то.

Милая умеет видеть чужое неудобство - и делать удобным всё вокруг.

Милая не мстит сопернице - она умеет радоваться чужому счастью.

Милую хочется защитить, а не напасть на нее.

Не победить, а уступить ей.

Не раздеть, а согреть ее.

Милую хочется гладить по голове.

Живи так, чтобы тебя хотелось погладить по голове.

4. Нравятся оценивающие

Ты помнишь всё, что про тебя сказали такая-то и такой-то.

Ты будешь помнить это всю жизнь.

Потому что это - про тебя!

Подумай, как ты выбирала подругу? Ты выбрала ту, которая оценивает всё, сказанное тобой; всё, сделанное тобой; всё, надетое тобой. Ты выбирала себе зеркало, которое говорит правду, или чуть-чуть худит (но не толстит). Чуть-чуть льстит, но не врет.

Оценивай в человеке всё, что можешь оценить.

Он поэтому пришел к тебе.

Он поэтому говорит с тобой.

Он поэтому слушает тебя.

Он тебя за это любит.

5. Нравятся независимые

Независимость видна во всём - в походке, в одежде, в голосе, в суждениях, в молчании.

Я не боюсь тебя потерять - вот песенка девочки, которая умеет нравиться.

Независимый человек не говорит: мне скучно.

Ему всегда интересно, и с ним интересно всегда.

Чтобы стать интересной, надо читать и думать (видики помогают мало).

Надо искать умного собеседника и платить ему (если не умными мыслями, то вымытой посудой).

Всегда интересны люди, которые творят. У них есть дело.

Независимые притягивают, они не претендуют на чужое время и на чужую свободу.

Назойливые отталкивают.

Назойливость - вот чего не прощают девочкам.

* * *

И еще про независимых.

Им даже необязательно, чтобы в них влюблялись.

Им и так хорошо.

Как жить, когда тебе двенадцать. Главы из книги. Часть III

Ермакова Светлана, Жаров Леонид, www.leonid-svetlana.ru.