Многие родители мечтают научить ребёнка чтению, письму и прочим наукам, и как можно раньше. Приятно видеть в своём ребенке изобилие навыков и талантов.

Но ребёнок не игрушка. Надо очень хорошенько разглядеть то, к чему он более склонен и способен. Конечно же, методом проб и ошибок некоторые вещи достигаются. Но чем старше дитя становится, тем сложнее с ним договориться.

Сейчас, когда дети уже выросли и подрастают внуки, можно в некотором роде перелистать календарь в обратную сторону. Опыт, накопленный годами, подсказывает: когда и где не наломать лишних дров.

У меня четыре сына. Несмотря на внешнее сходство, совершенно разные люди.

Старший сын Евгений с раннего детства любил технику. Если игрушки ломались, то он настойчиво требовал их ремонта и сам принимал активное участие в нём. Смотрите! Мой первый ребёнок своим поведением и отношением к жизни учил меня тому, как с ним поступить. Мы с мужем покупали различные конструкторы: технические, радио, "Лего". Женя рано был записан в библиотеку. Мы просто показали, что учиться многим вещам можно не только на уроках в школе, а через чтение нужных по теме книг и журналов достигнуть больших и углублённых знаний. Не стоит никогда торопить событий. Ребёнок, если ему что-то интересно, может сам докапываться до самой сути, его только надо направить.

Так получилось, что Женя уже во втором классе очень увлёкся мастерить радиоприёмник. Казалось бы, что тут такого. Но он поставил перед собой задачу: сделать корпус приемника из пластмассы, которую нужно было изготовить дома. О его таком намерении я ничего долгое время не знала. Прошло сколько-то времени, сын пришел из очередного похода в библиотеку, и озабоченным грустью голосом высказал разочарованно:
— Мам, представляешь, дома нельзя изготовить пластмассу, нужны высокие температуры...

С этого времени моего сына в классе прозвали "химиком". Ребята к нему относились с большим уважением, потому что Женя знал физику и химию на много лет вперёд.

Мой второй сын Сергей любил давать идеи, но так как он был младше Жени на четыре года, то Женя их воплощал, а Серёжка гордился братом. Впоследствии, уже в 14 лет, он начал сам ремонтировать старые автомобили... А в 15 уже ездил на собранном собственными руками автомобиле, который любовно назвал "Борька". Потом появилась машина "Манька". У неё был капризный характер, она заводилась только после уговора и часто фыркала, особенно в те моменты, когда на пути её следования надо было уступать дорогу. Хотите верьте, а хотите — нет! Но так было. Мы даже по её фырканью определяли, что мимо окон обкатывает машину наш сын. Можно было, конечно же, сразу купить машину, пусть, мол, сыночек ездит. Но тогда он многое не узнал и не попробовал бы себя на деле. А так, благодаря старому соседу, у которого были два развалившихся авто, три мальчишки и желание сплотиться дружно... да с неописуемым наслаждением и упорством добиться желаемого...

Третий сын Тимур очень рано обнаружил склонность к музыке. Тогда ему было три года. Едем как-то в автобусе, а за окном ветер поднимается, гром гремит. Скорее бы до дождя до дому доехать: Тимур, слушая раскаты грома, вдруг, словно размышляя, определил:
— А гром — де-ре-вян-ный!

Мой маленький Тимурчик извлекал звуки из чего угодно. Даже просто натянув обычную нитку. Однажды идем по подземному переходу, а там женщина продаёт дудочки, во рту держа сразу две — издает простую детскую песенку. Тимка тут же попросил купить ему такие дудочки. Я купила, и он тут же стал эту женщину переигрывать. У него была эта же мелодия, но с его личной аранжировкой. Проходившие мимо люди на него смотрели как заворожённые...

Ещё бы, малыш четырёх лет от роду, даёт сольный концерт, и что самое интересное — в музыкальную школу мы его отдали в шесть. А в семь он уже сочинял музыку и исполнял свои собственные произведения по всей клавиатуре на пианино, да ворчал, что пальцы не выросли и играть 32 долями неудобно.

Я и мой муж не принуждали детей к занятиям. Мы никогда не проверяли уроки, не спрашивали о школьных делах. Дети сами учились и сами рассказывали.

Приходит как-то Женя из школы и спрашивает меня:
— Мам, скажи: чем дурак отличается от умного? — А сам с нетерпением на меня поглядывает, зная ответ:
— Всё очень просто! Дурак боится, что люди догадаются, что он — дурак. Вот и ходит важно. Всем всё говорит с умным видом : А умный хватает себя за голову обеими руками и кричит: "Господи, ну какой же я дурак!"

Так шли годы, дети выросли. И вот мой старший сын стал отцом, а у меня родился четвертый сын, который на четыре дня моложе племянника. Быть бабушкой в 40 лет вроде бы нормально, но быть и мамой грудного ребёнка, и бабушкой всё-таки сложновато.

Уж очень разрослась наша семья: моя мама, я, муж, четыре сына, невестка, внук... Две собаки, кот, морская свинка, рыбки в аквариуме...

А в стране перестройка. Заводы и предприятия стоят, в магазинах пусто... Нас тоже коснулась вынужденная безработица. Всех кормить надо. И выручила меня из этого затруднительного положения моя способность и умение — шить. У меня высшее гуманитарное образование, среднее техническое по эксплуатации железных дорог и МРЦ, а второе — конструирование и моделирование мужской одежды. Когда детей много, то и в советское время приходилось приспосабливаться к уходу и рождению деток. Государство помогало: детский сад и пионерский лагерь были доступны, но чаще через профсоюз на предприятии. Поэтому сидеть дома не получалось, да и состояться как личность тоже хотелось...

В трудные моменты жизни я не обращалась за помощью. Не могу скрыть: хотелось выть от безысходности, даже какой-то растерянности. Но всё становилось на своё место, утрясалось, дети росли, и вместе, помогая друг другу, становилось легче. Очень важно в семье относиться к домочадцам как к родным и дорогим людям. Разлад в семьях несет непоправимые потери, большие, чем деньги. Можно купить кровать, но не сон. Можно купить лекарство, но не здоровье, можно купить множество вещей, но не счастье, радость и взаимопонимание.

Сейчас, в теперешнее время, очень многие нуждаются в настоящих крепких семейных отношениях. Ребёнок даже в благополучной семье задавлен внешним неблагополучием. Какая-то зловещая сила, минуя детство, тащит их во взрослую жизнь.

Раннее развитие чего?

Когда Бог создавал человека, такой цивилизации не было, но если окунуться в дальние века, люди очень много создавали такого, что современному человеку не понять и не разгадать. Читаешь мифы, сказки, да и диву даёшься: как же там всё складно, разумно, поучительно...

А с экранов ТВ бесконечные негативные сюжеты, на радио песни не на русском языке... Куда, куда подевались детские голоса, настоящие детские передачи? Если и есть что-то для детей, то не для них. Современные ребята очень отличаются от прежних. Даже какие-то десять лет, а разница большая. Многие, по своему воспоминанию о детстве, пытаются их обучать и развлекать. Нет сопричастности поколений. Ну, если только с ветеранами. А стране по-прежнему нужны и рабочие, и мастера, во всём квалифицированные, грамотные люди...

Сама жизнь предлагает нам именно сейчас задуматься и вернуться к добрым и положительным героям. Получается, что в мире, через средства массовой информации, мы имеем в большинстве своём информацию о насилии, жестокости и бесконечной борьбе. Даже юмор стал больше сатирическим. Почему-то многие современные авторы стремятся смеяться только над пороками человеческой жизни. Перестали смеяться просто от души. Совершенно исчезли произведения о нравственных и целомудренных поступках.

Выписка из материалов моего выступления в мэрии на Форуме "Москва — здоровый город":
"Духовное состояние общества или отдельного индивидуума нельзя лечить таблетками, приборами и прочими медикаментами. Социальная среда обитания определяет отношение человека ко всему, что его окружает. Поэтому следует вывод — чем мы себя окружили, в том и живём.

Во-первых, мы все хорошо понимаем, что кроме чистоты в доме, хорошего и рационального питания человека, ему необходим, как воздух, духовный климат в семье. Это, пожалуй, самая трудная задача. Воспитание правильного поведения в обществе, этика общения не прививается практически нигде. От грубого отношения друг к другу страдают все члены семьи. И не важно, богаты или бедны эти семьи. Даже в очень богатых семьях воспитание детей перекладывается на плечи наёмных воспитателей, и общение детей с взрослыми людьми происходит чаще по обычной схеме, как и у всех.

Примером подражания в поведении любого члена семьи можно предположить из телесериалов, телепередач и даже мультфильмов. Складывается определённый тандем поведения, как замкнутый круг. Этики в отношении почти не прослеживается. Насилие, расправа, интриги и заговоры. Обязательно так, что кто-то добрый борется с кем-то злым и коварным, но сам всех уничтожает. А в заключение побеждает с чувством полного удовлетворения от смертельной расправы над врагами.

Волей-неволей у детей уже с самого раннего детства складывается стереотип поведения, в котором самым главным достоинством является победа над врагом. Но добродетель не может быть с элементами насилия. Иначе какая же это добродетель? Так как же создать атмосферу благополучия без нравоучений и грубости?

Если уж и говорить о борьбе, то бороться надо не с людьми, и тем более с маленькими детьми, а со своими пороками и своим невежеством. Дети и их поведение — это зеркальное отражение нас с вами. Поэтому по их поступкам можно поставить диагноз самому обществу.

Мне, матери четырёх сыновей, очень хорошо понятны и известны все трудности воспитания. На протяжении всей жизни я этим постоянно занимаюсь. Есть у матерей особая профессия, за труд которой получаешь единственную награду — достойную старость в кругу семьи. Если этого не происходит, то уже исправить ничего нельзя. Но можно попытаться помочь через имеющиеся средства общения в обществе, создать атмосферу духовного здоровья.

Именно сейчас мне хотелось бы обратить внимание, что семья и школа в наше время на разных полюсах, как духовно, так и материально. В настоящий момент по известным причинам школа не выполняет своего прямого назначения воспитания гармоничной личности. Учителя не воспитывают, а преподают обозначенный предмет науки. Нравственные стороны жизни ушли на второй план. Со стороны, если присмотреться внимательнее, дети ходят школу не учиться, а отвечать за всё, что мы им приготовили.

Отмечу подробнее. Мебель в школе плохая и неудобная. Осанка в течение дня нарушается, позвоночник портится. Содержание учебников бездарное, по ним ничему путному научиться нельзя: там только правила и задания, очень мало информации для возможности заниматься самостоятельно. А дети, между прочим, идут в школу учиться, а не мучиться и портить здоровье. Родители мечтают об образованных и культурных чадах, а в результате получают малообразованных и некультурных. И ещё нездоровых молодых людей.

Представьте себя на месте ребёнка. Ему приходится в течение дня постоянно переключать своё внимание на совершенно разные темы. И дома, и в школе выполнение разных по теме предметов снижает не только усвоение материала, но приводит к нервозности и психическим заболеваниям. Мне могут возразить: мы, мол, учились и ничего. А что значит "ничего"? Разве мы с вами здоровы? На этом форуме сплошь и рядом звучат неутешительные речи о болезнях и недугах. Наше поколение родившихся в 40-50-е годы исчезает, не дожив до 60-летнего возраста, с букетами различных диагнозов. Так я хочу спросить: почему мы повторяем чьи-то ошибки и продолжаем портить здоровье нашим детям?

Образование должно быть полезным и помогать жить хорошо. Здоровый человек может успеть очень многое. Здоровый образ жизни — это прежде всего нравственное здоровье. Совесть и порядочность определяют добродетель.

Давайте детям показывать положительные стороны жизни. Примеры хорошего тона и поведения. Заботливое отношение к родным и близким. Через нравственные поступки. Понимая неблагополучие в нашей среде, я написала книги, в которых совершенно нет насилия. Вместе с сыном мы нарисовали и сделали собственные книги, не похожие ни на какие другие, потому что нам это нравилось. Делать работу, испытывая чувство удовлетворения не от победы над врагами, а от прекрасного творческого вдохновения — это совсем другая победа".

Вот и подобралась я к истории о самом младшем сыне. Василину было всего шесть лет, когда умер мой муж. Для него это была не просто потеря, а трагедия. Он все шесть лет был с отцом, не расставаясь. У мужа было больное сердце, поэтому ему выпала доля занимался домашними делами и воспитанием четвёртого сына, а я открыла собственную фирму и работала круглосуточно, благо почти рядом с домом. Быть директором большого предприятия, а своего тем более, сложно, но интересно. Мы занимались батиком, пошивом кожаных изделий, шуб, изготовлением сувениров и аксессуаров для одежды, изготовлением шапок и шляп и пр.

Но умер муж, а вскоре погиб мой старший сын, а у меня не стали двигаться ноги. Фирма остановилась, денег нет, вещи на работе растаскивают, кому придётся. Сынишка сидит со мной рядом и говорит:
— Бедная богатая девочка ты, моя мамочка!

Он по телевизору видел фильм с таким названием. Вот и сравнил его сюжет с нашей действительностью. Но сыну нужна большая нравственная поддержка. Он стал придумывать сказки и истории, где всё было хорошо и справедливо. Так мы начали нашу совместную писательскую деятельность.

Надо отметить, что именно благодаря ему родились книги, которые мы вместе написали, сочинили и нарисовали. Компьютер — это его стихия. И если бы не он, я не смогла бы ничего того, что теперь могу представить перед вами. Главное не в том, профессионалы. мы, или нет, а важно то, что с нами живёт наш герой — умный, воспитанный и способный к творчеству. Сказки пишутся легко и быстро. Нам есть что сказать, чем поделиться, о чём поведать.

Так вот дети сами предлагают через своё творчество вернуться в мир добродетели.

Своим героем мы выбрали Колобка не случайно. Когда придумали свою историю спасения Колобка от смерти, то получилось всё само собой и превратилось в целую серию историй и поступков Колобка, которые могут быть примером для подражания и предметом восхищения. Колобок ни с кем не дерётся, никого не обижает, никого не высмеивает. Он остроумный, находчивый, доброжелательный и работящий. У него нет ни ручек, ни ножек, но он умеет жить увлекательно и свободно. Он думает и делает всё с удовольствием, увлекая за собой других. Через его поступки очень легко найти подход к ребёнку и вместе с ним заняться творчеством. Ведь чаще всего воспитание и занятия с детьми сводятся к выполнению уроков или назидательных, скучных и нудных нравоучений, которые портят взаимоотношения, приводят к непониманию или даже конфликтам.

Современные технические возможности становятся реальными для хороших и добрых дел. Нельзя отмахиваться от действительности, но стоит использовать их потенциал. Есть простая живая мудрость бытия — быть самим собой. Смотреть смело и непринуждённо в глаза и людям, и событиям. Можно жить честно и открыто и быть счастливыми. Испытывать удовольствие от общения с героями собственных историй, от нашего замечательного русского языка, использовать его многообразие по своему усмотрению...

Как женщина, я очень хорошо понимаю всю ответственность в воспитании. Нравоучениями и окриками нельзя воспитать личность. Побуждая детей к творчеству, невозможно добиться хороших результатов только требовательностью и примерами непререкаемых авторитетов. Нужно искать здоровый компромисс, который разбудит творческие наклонности у детей и вызовет у них интерес к созиданию. Это очень непростая задача. Но попытки к решению её в моей жизни дали и положительный результат, которым я решила поделиться, поэтому предлагаю эту методику через литературное творчество.

Историческая справка. Вы только представьте, что Колобок, обыкновенный хлеб — такой вездесущий! Кстати, в Петербурге есть музей хлеба, а хлеб — гениальное изобретение человечества. В век развития техники хлеб остаётся символом гармоничных отношений человека с природой. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребёнку с первых дней его жизни.

Опыт творчества. Написать сказки нам помогли наблюдательность и терпение. Многие истории взяты из обыденности, поэтому сказки выглядят реалистично. Очень нелегко ухватить момент вымысла и придать ему правдоподобность. Но когда это получается, появляется уверенность и желание делать дело ещё и ещё. Даже картинки рисовать на компьютере — дело непростое. Нам помогли освоить эту технику готовые картинки, уже нарисованные клипарты. Мы научились монтажу наших собственных рисунков с ними. Получились сюжетные зарисовки. Как и в жизни, мы видим перед собой постоянно меняющиеся картины событий, так и в наших книжках мы постарались смотреть на события так же, поэтому оформлены страницы сказок не совсем обычно.

Если использовать технику анимации, то получится сказочный фильм с новыми художественными возможностями, мы сейчас над этим работаем. Каждая страница книги живая, одна не похожа на другую, и попутно читается текст, и звучит музыка или песни в исполнении детей. И хотя сыну тогда было только 14 лет, у него уже многое получилось...

Я представить себе не могла, что мы сделаем электронные книги совершенно нового поколения. Но на этом ничего не кончилось. Теперь у меня есть ещё одна научная работа. Я занимаюсь "археологией" русского языка. Это так интересно! Кто может быстро и точно ответить на такие простые и не простые вещи?

1. Почему Баба-Яга злая? Что такое курьи ножки? Почему избушка без окон и дверей?
2. Кто такой колдун —
"...Там в облаках перед народом
Через леса, через моря,
Колдун несёт богатыря..."
3. А кто такие "И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской..."
4. Курочка вовсе не ряба, и снесла не золотое яйцо, а костяно, остро, пестро, мудрено...
5. Куда надо пойти, не зная куда, и принести то, не зная — что?
6. Почему говорят: ни черта не вижу? И оказывается — это не чёрт?
7. Что такое "чёртова дюжина"? Это — не число тринадцать...

Итак, на эти вопросы мы вместе с детьми Детского дома г. Мытищи пытаемся ответить. Я иногда к ним приезжаю и рассказываю о русском языке, о происхождении слов. В этом году на празднике, посвященному 70-летию этого детдома, ребята сделали маленький спектакль на русском и английском языках по мотивам наших сказок. Так мы живём и трудимся!

Ольга Борисоглебская, alsedora@mail.ru.