Содержание:

У психолога Екатерины Мурашовой вышла новая книга. В ней присутствуют так любимые многими зарисовки поведения детей и родителей в различных ситуациях. Но вот последующего «разбора полетов» нет: выход из трудного положения читателю предстоит продумать самостоятельно. Правда, у каждого «билета»-ситуации есть варианты ответов: как при решении тестов на экзамене. Вот как выглядят «билеты» о 2-5-летних детях. Правильные ответы - по ссылкам ниже.

Как воспитывать правильно? Сдайте экзамен: ребенок 2-5 лет

К содержанию

Агрессивный ребенок

Каждый день на детскую площадку собирались как на бой. Отец (дома охотно проводивший время с Андрюшей) гулять с сыном категорически отказывался. Дедушка брал с собой валидол. Старший брат, если и соглашался погулять с младшим полчаса-час (его услуги покупались за дополнительное время у компьютера), неизменно возвращал Андрюшу в семью злым и зареванным после полученных от брата подзатыльников. Матери отступать было некуда — гулять с ребенком все равно надо. Некоторые особо трепетные мамаши, завидев радостно бегущего к песочнице Андрюшу, попросту забирали своих детей и уходили с площадки.

По убеждению всей его семьи, Андрюша, в сущности, не был ни злым, ни жадным. Он был просто активным, любил новые впечатления, требовал исполнения любых своих желаний и все у всех отбирал. Если сразу отдавали, играл недолго, а после — сам приносил и отдавал владельцу. Впрочем, в эксплуатации был неаккуратен, мог чужую игрушку и сломать. Если не отдавали добром, всегда лез в драку. Возраст ребенка не имел значения — отталкивал валящихся, как кегли, малышей, кидался и на шести-, и на семилетних.

На дальних подходах к площадке мать всегда проводила с сыном «инструктаж по технике безопасности»:

— Андрюша, ты помнишь, что у деток отбирать игрушки нельзя? Если что-то хочешь, надо попросить и сказать: «Дай, пожалуйста». Можно еще поменяться. Ты ему дашь свой грузовик, а он тебе — свою машину. Ты понимаешь?

— Да, да! — нетерпеливо кивал Андрюша, ему хотелось скорее бежать и окунуться в гущу интересных событий.

Как только он оказывался в пределах площадки, все мамины наставления и его собственные уверения как будто уносило ветром.

Если на площадке все-таки находился тот, кто силой отстаивал свое или даже отбирал игрушки у самого Андрюши, мальчик не плакал, не обижался, а, наоборот, тут же начинал с этим ребенком «дружить» и предлагать ему всякие совместные проказы.

— Если это все сейчас так, когда ему четыре с половиной, — сокрушался дедушка, возвращаясь с внуком с прогулки и посасывая валидол, — то что же дальше будет? Кем же он у нас вырастет? Коррупционером? Главарем банды? Может, все-таки что-то можно сделать прямо сейчас?

Варианты ответов и решений:

А Не обращать внимания, пускай сами разбираются. Естественный отбор никто не отменял.

Б Вообще забрать Андрюшу с площадки и пока гулять с ним отдельно. Может быть, повзрослев, он научится более конструктивно взаимодействовать с другими детьми.

В Полечить ребенка у невропатолога.

Г Все время находиться на площадке рядом, учить альтернативному поведению, как еще можно добиваться своего, входить в контакт и т.д. Организовывать совместные игры с правилами, которым Андрюше (если хочет играть) придется подчиняться.

Д Гулять с детьми на площадке. Если он кого-то обидел, тут же наказывать, вырабатывая условный рефлекс по Павлову. В конце концов, большинство людей не ворует только потому, что боятся сесть в тюрьму.

Правильный ответ.

К содержанию

Отставание в развитии

Все дети-сверстники на площадке уже разговаривают, некоторые даже стихи декламируют. А одна мама говорит, что ее дочка трех с половиной лет уже по слогам может читать. Может, правда, а может, и нет, но все равно.

Надя в свои три с лишним года говорит хорошо если двадцать слов. Да и те: мама, баба, дай, кука (кукла), би-би (машина)... Книжки смотреть не хочет, пирамидки не собирает. Нанизать бусы на нитку не может. Спит и ест плохо. Правда, с детьми в садике и на площадке играет хорошо, никогда не дерется и не обижается. Несмотря на фактическое отсутствие речи, как-то договаривается, и они ее понимают. Но все равно...

Невропатолог говорит маме:

— А чего вы хотите? Безводный период в родах был? Был. Да еще операция по поводу ущемления пищевода сразу после рождения — два часа общего наркоза. Конечно, мозг поврежден. Идет восстановление, и развитие тоже идет, но медленно...

— Но когда же? Когда? И... она будет нормальной? Ну, такой же, как все дети?

— Кто ж это вам точно скажет? — философски пожимает плечами пожилой невропатолог (пятый по счету, лучший в городе, очень дорогой). — А кто скажет, что знает, — так тот соврет, не сомневайтесь. А пока попейте еще вот этот препаратик для улучшения мозгового кровообращения...

Как воспитывать правильно? Сдайте экзамен: ребенок 2-5 лет

Все пять невропатологов прописали разные лекарства. Один сказал, что Надя сможет обучаться только в спецшколе и с ней надо побольше заниматься. Другой — что все наладится, главное сейчас — ребенка не перегружать. А ведь у всех выписанных неврологами препаратов есть побочные эффекты...

У мамы уже никаких нервов не осталось — впору самой лечиться. По ночам, уложив Надю, она читает форумы в Интернете. Там тоже пишут разное, и непонятно, на что ориентироваться...

Родители то покупают Наде красочные пособия и часами занимаются с ней, то, отчаявшись, все бросают и включают мультики, которые девочка готова смотреть часами...

— Да отстаньте вы все от нее! — в сердцах требует бабушка. — Начитались ерунды всякой, да еще врачей кучу наслушались. Им же тоже деньги как-то отработать надо. А она — ребенок как ребенок! Иди сюда, Наденька, на кухне мне поможешь обед приготовить...

Надя охотно идет. И «помогает» бабушке. Главное, не давать ей стеклянной посуды — она неловкая, обязательно разобьет. А мама сидит и думает: может, бабушка права и вообще ничего делать не нужно?

Варианты ответов и решений:

А Заниматься с ребенком по развивающим пособиям как можно больше. Терпение и труд все перетрут — она догонит.

Б Создать щадящий режим, окружить ребенка любовью и заботой, главное — чтоб здоровенький был.

В Больше играть с ребенком в ролевые игры, задавать соответствующие возрасту ребенка вопросы и самим на них отвечать.

Г Стараться, чтобы ребенок больше общался с нормально развивающимися детьми. Дети — имитаторы, она будет им подражать и чему-нибудь научится.

Д Ребенка вообще не трогать, он же не виноват, что таким родился. Самим — сесть и плакать о том, как вам не повезло.

Правильный ответ.