Содержание:

Каждый из нас тоскует по детству. Ведь в стране детства мир яркий и светлый, день длится долго-предолго, а то, что рядом, всегда интересно. В этом мире нас любят и охотно прощают. В нём живут волшебные истории и сказки, а добро побеждает зло. Но главное — в детстве мы искренни и чисты.

Когда пропадает интерес к жизни, начинается ностальгия по детству. А детство — вот оно — рядом! В улыбке, сказке, какой-то игре. Стоит настроиться, и дорога открыта. Это же просто! Вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким и разноцветным, день долгим-предолгим, а добро победит зло. И сон будет крепким. Как же иначе? Ведь в мире детства читают сказки, смотрят добрые фильмы и ложатся спать с чистой душой.

Известный фольклорист и исследователь сказок В.Я. Пропп сказал: "Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все".

Так почему бы не сочинить сказку? Себе, ребёнку, друзьям.

11 декабря 2010 г. в рамках Фестиваля "Я — книга" в Тургеневской библиотеке (Москва) вела семинар на тему: "Сочиняем сказки вместе". Продумывая план выступления, хотела поговорить о сказке как уникальном жанре, рассказать о картах Проппа (была даже мысль — почитать свои сказки). Однако план полетел в сторону, как только увидела слушателей (преобладала молодёжь). Мне стало очевидно, что они пришли не за тем, чтобы слушать теорию — гостям Фестиваля было интересно: можно ли сочинить сказку обычному человеку? И я им сказала: "Да. Мини-сказку может сочинить любой. Достаточно иметь желание, некие ключи, навыки, подключить воображение и... окунуться в детство".

И мы решили попробовать.

Я изменила канву выступления и включила слушателей в творческий процесс. Взяв за основу советы Джанни Родари, мы начали вместе сочинять сказки.

К содержанию

Первый приём — "Бином фантазии"

Слушатели получили небольшие листочки, где нужно было написать два слова (существительных) так, чтобы один участник не видел слова другого.

Получились такие пары: ёжик — бюст, ветер — ухо, пианино — юла, памятник — мармеладки, высота — механизм, конь — шар, корабль — мечта.

Начало было за мной, а мои слушатели подхватывали мысль, добавляли, придумывали интересные сюжеты. В результате получилось несколько забавных сказок, которые раскрепостили аудиторию и способствовали созданию сказочной атмосферы.

Коротко сюжет на тему: памятник — мармеладки (не сказка, а канва сюжета).

Площадь, на ней памятник, напротив — кондитерский магазин. Предновогодняя ночь на исходе. Памятник смотрит вниз. На грязном снегу — конфетти, гирлянды, фантики...

Памятник одинок, никто не подарил ему ни единого подарка. Вдруг он замечает около постамента мармеладного зайца. Грязный, с откусанным ухом — тот тихо стонет.

Дальше у нас родился сюжет о том, как памятник и мармеладный заяц стали настоящими друзьями.

К содержанию

Второй приём — "Что было бы, если бы..."

Варианты:

  • ...если б из книжки убежали все буквы;
  • ...если бы ёжик захотел сменить прическу;
  • ...если бы воздушный шарик умел мечтать;
  • ...если бы компьютер ожил;
  • ...если бы Снегурочка весной не таяла, а Водяной с Лешим жили бы не в лесу-болоте, а на печке в избе;
  • ...если бы дедушка превратился в кота.

Начало сказки на тему "Что было бы, если бы компьютер ожил":

"Засиделся как-то Серёжа за компьютером и только собрался его выключать, как на экране появился другой экран. На серебристом поле — квадратные глаза, нос, словно закорючка, крутые завитки по краям.

"Странно! — подумал мальчик. — Такой картинки ещё не видел".

Вдруг глаза дрогнули, и в нарисованных зрачках сверкнули искры. Будто всполохи пролетели. Узкая щель рта стала шире, и из неё вынырнул овал. Он расположился где-то на левой щеке, и по его полю побежали буквы: "Привет! Давай дружить".

Как в комиксах: на переднем плане — герой, в овале — его слова.

Серёжа прилип к стулу. Картинка напоминала робота. Вернее, его лицо...".

Дальше можно придумать сюжет, как компьютер выходил на связь и "жил" на экране. Каким-то неведомым образом он знал о событиях в жизни Серёжи, и тот получил настоящего друга — того, с кем можно обсудить всё. А потом..., потом Комп ввёл его в свой мир (здесь, конечно, должны быть знания программиста — иначе не будет достоверности).

К содержанию

Приём третий — "Сказки наизнанку"

Выворачиваем известные сказки "шиворот-навыворот". Могут получиться очень смешные произведения.

Например, темы сюжетов:

  • "Колобок". Колобок в сказке — злой-презлой и за всеми гоняется, чтобы съесть. Возмездие наступает тогда, когда он проглотил ёжика.
  • "Волк и семеро козлят". Здесь семеро козлят — семеро разбойников-охотников. Они охотятся за Волком (допустим, он занесен в Красную Книгу, такой же ценный и исчезающий, как уссурийский тигр). Козлята хотят его поймать и продать "левому" зоопарку.
  • "Золушка". Золушка в нашей сказке была не падчерицей, а младшей, любимой дочерью "мачехи"-колдуньи. И доброй она только прикидывалась. А сама, когда отца дома не было, сестёр по дому гоняла, волосы им драла, мышей за шкирку засовывала — словом, колдунью радовала и в её чёрную душу надежду вселяла.

К содержанию

Приём четвёртый — "Салат из сказок"

Здесь я позволила себе прочесть отрывок из моего детского романа "Аришины истории", где три героини сочиняли сказку, в которой были перемешаны герои из "Огниво", "Краснозорька и Белозорька", "Крошечка-Хаврошечка"

Следующие приёмы — "Ребёнок, как действующее лицо", "Что было потом", "Пять + один", "Народные сказки как строительный материал"...

Слышала, что психологу Л.С. Выготскому принадлежат слова: "Творчество — это сохранение детскости". Думаю, так и есть. Те, кто во взрослом состоянии может смотреть на жизнь свежим, оптимистичным взглядом, как правило, занимается творчеством.

В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть определение: "Детскость — ребячество характера, неразумность, наивность, свойственная детям. Выбросив "неразумность", я бы добавила "доверчивость".

Как правило, дети чисты, доверчивы, открыты. Их "гуру" — интуиция, разум — лишь поводырь. И меня это радует. Ведь интуиция — это связь с Космосом, а разум — лишь инструмент. А между ними — барьеры. Те, что построила жизнь. У одних — частокол, у других — маленькие и ветхие. Думаю, те, кто умеет сметать барьеры, рядом с детьми. И в этих людях живёт детскость. Она в улыбке, глазах, слове, в желании фантазировать. Думаю, это — дар, и его надо беречь. И ещё. Этим даром надо делиться.

Думаю, мир тогда станет светлей, и мы окажемся в сказке — в той, что сочинили сами.