С самого детства я знала, что мама кормила меня грудью 2 года и два месяца. В нашей семье было принято осуждать женщин, которые (при наличии молока) бросали кормить детей в 6-10 месяцев, не говоря уже о более ранних сроках. Особой гордостью для мамы было то, что в 2 года и 2 месяца я осознанно отказалась от груди, несмотря на то, что очень хотела сосать. Было это так…

Маму с полугодовым отчетом послали в командировку в другой город. Во времена моего детства в середине лета всегда была напряженка с авиабилетами, и мама несколько дней не могла вылететь домой. Пока мамы дома не было, я заболела каким-то простудным заболеванием. В общем, намучился со мной папа. Как вы думаете, что было первым, что я потребовала от мамы по приезду? А вот и не титя. Я сказала, что не буду больше никогда сосать титю, только пусть мама не ездит больше в свой Красноярск. Это был компромисс, маме пришлось уволиться с хорошей работы (а была она главным бухгалтером гос.учреждения), чтобы не ездить в командировки, мне же, по собственной инициативе, пришлось отказаться от самого на тот момент любимого лакомства. (Кстати, одна наша знакомая по примеру моей мамы отучила дочку от груди. Она просто на 3 дня ушла из дома, а когда вернулась, дочь между отсутствием мамы и титей выбрала маму).

Мама говорит, что проблем с грудным вскармливанием у нее практически не было. Только однажды бездетная соседка пришла в гости как раз в тот момент, когда я до истерики хотела кушать. В какую бы комнату мама не шла, чтобы покормить меня без свидетеля, женщина следовала за нею. К вечеру у мамы разболелась грудь, затем лактостаз, мастит и все такое. Врач сказал - резать. Но кто-то посоветовал сходить к бабке. Она-то и отшептала.

Я даже подумать не могла, что у меня с грудным вскармливанием могут возникнуть проблемы. На всякий случай во время беременности скачала из Интернета статьи о способах увеличения количества молока. Как я ошибалась! Надо было скачивать другие - как не слушать всяких теток и не расцеживать грудь раньше времени.

Проблемы начались еще в роддоме. Через двое суток после родов подошла ко мне медсестра (в роддоме их всех почему-то называют акушерками, хотя, работая в послеродовом отделении, они в самих родах никакого участия не принимают) и говорит: "А ты чего сидишь-то, надо молозиво сцеживать, будет застаиваться, будут грудь резать. Сцеживай до последней капли! после каждого кормления" Естественно, я, глупая первородка, восприняла это как сигнал к действию. И началось…

Руками у меня не очень-то получалось, и муж купил "авентовский" молокоотсос. (Очень хорошая вещь! Лучшая среди огромного множества.) За первую "дойку" я сцедила почти 30 мл молока (молозива). А затем все пошло в геометрической прогрессии. Первый лактостаз случился еще в роддоме, когда пришло молоко. К утру грудь разбухла и болела, образовались огромные шишки. Выручила медсестра физиокабинета. Она была первой, кто рассказал, как правильно сцеживать. (Ну почему об этом не рассказывают в женских консультациях на занятиях для беременных?!) Но было уже поздно: маленький заводик по выработке молока был запущен. К моменту выписки из роддома за одно сцеживание (после кормления моего сыночка) я "давала" почти 100 мл молока.

"До последней капли!" - настоятельно рекомендовала врач-гинеколог на моем участке. Бедный молокоотсос трудился и днем и ночью. Сцеживание занимало примерно 3-4 часа в день. И с каждым днем все дольше и дольше. Через 3 недели после родов я "давала" уже полтора литра молока в сутки (не считая кормлений сыночка). Тогда-то и произошел второй лактостаз.

На приеме у гинеколога (это был уже другой гинеколог) врач сказала: "Да какой дурак тебе посоветовал сцеживать после каждого кормления. Не сцеживай, в крайнем случае, два раза в сутки и не до конца". Совет был принят к действию. Пропустила одно сцеживание. Ночью температура 40, сильно лихорадит, грудь болит так, что притронуться невозможно, все кости ломит, да еще шов после кесарева сечения болит. Муж практически круглосуточно вручную расцеживал мне грудь. С криками, стонами, слезами, сжатыми до боли зубами.

Какие только примочки я не делала - капустные листья с медом и без, лепешки из ржаного хлеба с медом, настойка березовых почек на спирту, компресс из листьев мяты - теперь мы спецы по народным средствам от мастита.

Не буду рассказывать, как за 2 месяца у меня разрушилось 6 зубов, как уже почти год, стоит мне пропустить сцеживание или сцедить меньше нормы, история с температурой, лихорадкой и твердой как камень грудью повторяется, как не выдерживали и рвались клапаны, приходили в негодность корпусы насоса в авентовском молокоотсосе (за неполный год мы купили их уже два).

Самым обидным было выливать сцеженное молоко в раковину.

Когда сыну исполнилось два месяца, я пожаловалась сестре, что выливаю полтора литра молока в день, что боюсь выпить лишний глоток жидкости, съесть лишнюю ложку супа, проспать ночное сцеживание. В этот же день сестра перезвонила и сказала, что у ее знакомой дочка родилась на полторы недели позже моего Максимки. У женщины нет молока, девочка категорически отказывается есть смеси, а на коровье молоко аллергия. Ребенок постоянно голодный, плачет, кричит.

Я предложила давать им свое молоко. Естественно, бесплатно. Они согласились. (К слову сказать, моя лучшая подруга заявила, что никогда бы не стала давать своему ребенку молоко другой женщины, даже родной и близкой).

Вы не представляете, как сильно я была рада тому, что смогу кормить еще одного малыша! Наконец-то моя депрессия закончилась. Все время (от рождения сына до появления молочной дочки) я ощущала себя дойной коровой. Теперь же была еще кому-то нужна.

Максимка и Маша были исключительно на естественном вскармливании до 6 месяцев. И даже когда ввели прикорм, почти до года грудное молоко составляло большую часть их рациона. Машу я кормила чуть больше года. Могла бы и дольше, но мой сыночек подхватил инфекцию, и мы легли на две недели в больницу в другом городе. Возможности возить сцеженное молоко из одного города в другой не было.

Первые дни я еще сцеживала, а потом (то ли из-за переживаний за Максимку, то ли из-за весьма скудного больничного стола) молока стало заметно меньше. Я даже напугалась, что сыночку хватать не будет, тем более он заработал такой страшный дисбактериоз, что врач запретила месяц кормить его чем-нибудь, кроме грудного молока и каш на нем, печенья, хлеба и воды. Никаких овощей, фруктов, смесей, соков, творога, мяса, яиц и т. д. Плюс Линекс, Бифиформ, Бифидобактерин.

Вот уже две недели, как мы дома. Выполняем рекомендации врача. Молока сыну, слава Богу, хватает. И я очень надеюсь, что смогу кормить его хотя бы до полутора лет. Потом надо будет выходить на работу. Что же касается молочной дочки - Маша с удовольствием "перешла на общий стол", ей понравилось коровье молоко, правда, как говорит ее мама, гораздо меньше, чем мое.

А я очень рада, что наконец-то мой организм определился с тем, сколько вырабатывать молока, чтобы не было необходимости 3-4 часа в сутки отрывать от общения с ребенком, сна, чтения книг и т. д. И еще больше рада тому, что у меня была возможность помочь Машеньке и ее маме.

Надежда, уже 1 год 1 месяц мама Максимки, legion@khakasnet.ru.