Как стирать трусы в походе? Современные дети: найди 10 отличий

Почему сегодняшних детей нельзя бить и вообще надо воспитывать по-другому

"Встань в угол!" — говорил современному папе его папа, и мальчишка обреченно шагал в угол, думая о том, что больше так не будет. "Встань в угол!" — говорит теперь этот папа своему сыну и слышит в ответ: "Не встану!". Почему не работают привычные методы воздействия и наказания детей - и чем они отличаются от нас в детстве?

как воспитывать самостоятельность у детей

Диалог в магазине электроники:

— А как это подключается?

— В инструкции все написано.

— Ну вот я читаю и вообще не понимаю!

— У вас дома дети есть?

— Есть, внук, 5 лет.

— Ему отдайте, он подключит.

— Так он читать еще не умеет!

— А ему и не надо. Он так сообразит.

Мы и наши дети — это люди из разных миров. Из совсем разных миров.

"Подумаешь, удивила!" — скажете вы. "Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей", — вспомнят некоторые цитату Сократа, которой двадцать пять столетий.

Я не претендую на роль человека, который первым увидел проблему отцов и детей. Но все-таки...

"Я с тобой не разговариваю!" — говорила современной маме ее мама, и дочка переживала, придумывала, что надо сделать, чтобы мама заговорила, ходила вокруг мамы кругами.

"Я с тобой не разговариваю!" — говорит теперь эта мама своей дочери, и та спокойно и даже с радостью уходит в свою комнату и закрывает дверь.

"Не выйдешь гулять, пока не помоешь посуду!" — говорила современной маме ее мама, и дочка бежала на кухню, потому что на улице ее ждали друзья, которые уже поделились на казаков и разбойников, и разбойникам не хватало только ее, дочки.

"Не выйдешь гулять, пока не помоешь посуду!" — говорит теперь эта мама своей дочке, и та пишет ВКонтакте "я не выйду" и начинает долгую беседу с такой же жертвой маминого произвола из Владивостока.

И так далее.



Почему детей в XXI веке надо воспитывать по-другому

Дети, которых мы сейчас воспитываем, отличаются от всех предыдущих поколений, как инопланетянин от жителя Земли. Я не знаю, как выглядит инопланетянин, но, несомненно, он владеет технологиями, которыми не владеем мы, и говорит на другом языке.

Разница между нами и нашими детьми огромна. Они родились и растут в мире, имеющем очень мало общего с тем миром, в котором росли мы.

Поэтому воспитывать их старыми традиционными методами по принципу "меня так воспитывали, и ничего, человеком вырос" — все равно что кормить кобылу, которая запряжена в телегу, в то время как все, кто должен был сидеть в той телеге, улетели на самолете.

Пока мы кормим кобылу, наши дети летят на самолете, который не прошел нашего техобслуживания, не загружен бортовым питанием, не оснащен средствами безопасности. И кто за штурвалом — мы не узнали. Нам некогда было. Мы в это время кормили кобылу.

Мы смирились с тем, что у нас не выйдет "как у мамы" получить бесплатное образование и гарантированную среднюю зарплату, что безвозвратно исчезли очереди на бесплатное жилье и профсоюзные путевки в санаторий. Мы привыкли к тому, что не надо запасать двухкопеечную монетку для телефона-автомата, научились пользоваться пластиковыми банковскими картами и совершать покупки, не выходя из дома.

Мы забыли, что белье надо отбеливать путем кипячения в цинковом баке с добавлением канцелярского клея, а каналы телевизора можно переключать пассатижами.

А вот формулу "меня так воспитывали, и ничего, вырос" мы забывать упорно не хотим. А надо.

Если вы родитель, который уверен в том, что современного ребенка можно воспитывать так, как воспитывали нас с вами, то вы поддались главному заблуждению родителей XXI века: дети — и в XXI веке дети.

Чем же они от нас так сильно отличаются?

Тревожные родители, которые хотят защитить тебя любой ценой

Наши дети отличаются от нас… родителями. Сегодняшние мамы и папы в большинстве своем — то самое поколение 90-х. Это люди, которые первыми в истории страны увидели, как умирают от передозировки наркотиками их одноклассники. Первыми выучили слово "киднеппинг". Первыми начали учиться в вузах за деньги.

Они увидели во всей красе изнанку лучшего из миров и потому хотят защитить от всего плохого своих детей. Любой ценой. Отсюда — гиперопека, которая очень мешает нашим детям развиваться.

Дети предыдущих поколений в пять лет выходили играть в дворовую песочницу, а мамы смотрели на них из окон. Там, в песочнице, был свой мир. Там ты ссорился с соседским мальчишкой, который забрал у тебя лопатку, и вынужден был решать проблему. Сам — потому что мама из окна не видит, у кого лопатка, и не может вмешаться в процесс установления справедливости. Поэтому ты уже в пять лет учишься тому, что во взрослом мире называют коммуникацией.

Современный ребенок находится под неусыпным контролем мамы (папы, няни, бабушки, гувернантки) круглые сутки, и все вопросы с лопатками, качелями и прочим решают за него взрослые люди. Какая уж тут коммуникация!

самостоятельный ребенок

Детям предыдущих поколений 1 сентября в первом классе показывали дорогу в школу. А уже из школы они шли сами. Современного ребенка родители сопровождают до школы и обратно несколько лет. Иногда — все 11, потому что школа находится на другом конце города, а та, что в пешей доступности, не устраивает родителей. В результате современный ребенок часто не умеет ориентироваться в собственном микрорайоне.

Детей предыдущих поколений воспитывали родители, которые работали с девяти до шести, с двумя выходными днями и ежегодным отпуском. Исключения, конечно, были. Но в основном это были родители, которые точно знали, что не останутся без работы, летом поедут в Крым или пойдут в поход на байдарках, что их ребенок, закончив школу, поступит учиться в вуз или ПТУ и тоже не останется без работы. Иными словами, дети видели дома взрослых, уверенных в светлом будущем.

Современные дети растут в семьях, где уровень тревожности зашкаливает. Они живут под дамокловым мечом "а вдруг". А вдруг нечем будет выплачивать ипотеку. А вдруг не дадут зарплату. А вдруг уволят. А вдруг, а вдруг, а вдруг... У них в сознании не формируется позитивный образ взрослого мира, им страшно взрослеть, они не хотят лишаться нынешней беззаботной жизни, чтобы взамен получить одни проблемы, испытания и трудности, которые надо бесконечно преодолевать.

И совсем не учат самостоятельности

Они менее самостоятельны и не умеют принимать решения. Многое из того, что казалось нам очевидным, для них — тайна за семью печатями.

Когда-то, в прошлой жизни, я, учительница, водила своих ребят в водные походы по алтайским речкам. Это были замечательные времена! Подростки из 90-х (родители нынешних детей) учились преодолевать трудности и по-настоящему дружить, приобретали очень полезные для жизни навыки — от умения собрать рюкзак и мыть свою чашку до разведения костра под проливным дождем и командования экипажем в шесть человек.

Спустя 20 лет я решила вернуться на Алтай со своими новыми учениками, детьми XXI века.

Это было непросто. Оказалось, что ни один из двенадцати ребят, младшему из которых было 13 лет, не умеет, например, чистить картошку. Про то, чтобы нарубить дрова и разжечь костер, можно даже не упоминать. Но все это были цветочки. Настоящая драма разыгралась на пятый день похода, когда у девчонок закончились, простите за прозу жизни, чистые трусы.

И если про то, что картошку надо чистить ножом, а дрова для костра - колоть топором, они хотя бы понаслышке, но знали, то ситуация с трусами стала настоящей трагедией. Способ сделать их чистыми девчонки XXI века знают один: путем закладки трусов в стиральную машинку-автомат.

И они не вредничали. Для них это на самом деле было трагедией, концом света. Не могу передать вам удивление — нет, изумление! — четырнадцатилетних девушек в тот момент, когда они узнали, что вопрос решается с помощью хозяйственного мыла (существование которого тоже стало открытием), воды из озера и собственных рук.

Я рассказываю эту историю не для того, чтобы все сейчас всплеснули руками и заохали на тему "мы такими не были". Я хочу донести одну очень простую вещь. Поскольку наши дети живут в совсем другом мире, который сильно отличается от мира, в котором жили мы, они просто не умеют много из того, что умели мы с вами и даже их старшие братья и сестры. Их никто не научил!

Дети перекормлены информацией

Чем еще наши дети отличаются от нас с вами? При прежней скорости физиологического взросления (природу не обманешь, ей все равно, есть ли у нас интернет, можем мы уделять ребенку время или нет) поток информации увеличился несоизмеримо. Мозг загружается негативной и позитивной информацией, а перерабатывать эту информацию (на уровне эмоций, восприятия, аналитики, знаний, понимания) не успевает.

Что произойдет с нашим желудком, например, если мы объелись, и не просто объелись, а пихали в себя все без разбору? Одно — чтобы попробовать, другое — потому что вкусно, третье — потому что все едят. Вдобавок в нас еще насильно кое-что впихнули. Начнется процесс обратной перистальтики, то есть попросту, простите, рвота.

Что и происходит сегодня с нашими детьми. Эта обратная перистальтика проявляется в виде эмоций, психов, поведения, которые кажутся нам неправильными.

Благодаря интернету то, что вызывает у них интерес, они узнают не тогда, когда родители решат, что уже можно, а когда захотят: еще не научившись выбирать информацию, проверять ее, фильтровать источники, то есть часто получая извращенные представления о жизни. В интернете есть ответы на все вопросы, и не надо спрашивать маму, откуда берутся дети и что такое секс.

И вынуждены постоянно защищаться

Наши дети живут в очень агрессивном мире, гораздо более агрессивном, чем тот, в котором жили мы. Семья, школа, улица — везде агрессивная среда. Родители кричат и угрожают. Учителя и воспитатели кричат и угрожают. Ровесники кричат и угрожают. Кондукторы кричат и угрожают. Охранники в торговых центрах кричат и угрожают. Чужие мамы кричат и угрожают. А еще высаживают из автобусов, выгоняют из торговых центров, со спортивных площадок и так далее. Агрессия в телевизоре, в интернете, в игрушках.

Каждый ребенок сегодня — настоящая или потенциальная жертва агрессии. Наши дети живут на войне. Что делает жертва? Она вооружается и начинает защищаться. Или, если силенок у нее недостаточно, опускает руки и безропотно ждет своей участи.

Вы замечали, что даже самое безобидное замечание наши дети воспринимают как наезд? Что в ответ на самую обычную просьбу они начинают активно сопротивляться? Такая реакция — наглядное подтверждение того, что защиту они включают даже там, где нет опасности, и принцип "лучшая защита — это нападение" усваивают рано и крепко.

Перегружены учебой

Современные дети — это первое поколение детей, испытывающее такие колоссальные нагрузки. "Драмкружок, кружок по фото...", воспетые Агнией Барто в 1934 году, — детский лепет по сравнению с китайским (испанским, французским, немецким и, конечно, английским) языком, робототехникой, самбо, плаванием, скорочтением, ментальной арифметикой, школой лидерства и бизнеса, модельной школой, "Ералашем", фигурным катанием, художественной студией и репетиторами по всем предметам. Причем часто — всем этим, вместе взятым. С двух лет.

Современный ребенок вряд ли встретит, как героиня Барто, Марью Марковну, которая скажет: "Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок". Потому что современная Марья Марковна спросит, почему он, ребенок, вчера не был на элективном курсе и занятиях по подготовке к ЕГЭ.

Современное образование развивает память, а не логическое или абстрактное мышление. Как бы ни старались разработчики ЕГЭ, сколько бы изменений ни вносили они в контрольно-измерительные материалы, экзамен остается тестовым. Следовательно, и обучение ведется именно в этом ключе. Дети не учатся выстраивать причинно-следственные связи, у них не формируются аналитические навыки.

Прибавьте к этому сложность домашних заданий, которые невозможно выполнить самостоятельно. Кто из нас не готовил презентации для своего первоклассника? Зайдите в любой детский сад на выставку "Золотая осень" — много ли там чисто детских работ?

И не умеют сопереживать

У современных детей большие проблемы с коммуникацией. И дело не только в маме, которая разбирается с лопаткой. Дело в том, что общаются они в основном с помощью гаджетов. Нам с вами никогда не пришло бы в голову писать письмо однокласснику, правда? Наши дети пишут.

Среднестатистический ребенок сегодня участвует в сети ВКонтакте в беседах: одноклассников с классным руководителем, одноклассников без классного руководителя, одноклассниц-девочек (мальчиков), спортивной команды с тренером, спортивной команды без тренера, ребят из своего двора и так далее. Столько же групп в Вайбере и Вотсапе.

Заметьте — сейчас речь только о тех сверстниках, с которыми ребенок встречается ежедневно! Но им легче общаться там, в гаджетах. И это не удивительно. Потому что написать "ок", вставить смайлик, выйти из беседы — несложно. В результате в реальной жизни общаться, формулировать свои мысли, отстаивать свою позицию они не умеют. В том числе в общении с нами, родителями.

У современных детей проблемы с эмоциональностью. Ее не хватает. Многие из них не понимают, что такое плохо, больно, страшно. Умер хомячок? Папа утром сбегает и купит такого же, чтобы сын не расстраивался.

То, что мы переживали в 6–9 лет, они переживают значительно позже — в 11–13, а это более травматично. Они прагматичны и, если хотите, циничны. А вы попробуйте поиграть в "стрелялки", где чем больше врагов перестрелял, тем ты больше молодец!

Современные дети обладают, в сравнении с предыдущими поколениями, обостренным чувством собственного достоинства. И вместе с этим порой вообще не обладают чувством достоинства того, кто рядом, будь это родители или одноклассники.

Слишком часто не обращают внимания

Современные дети отличаются от тех, кто ходил по своим дорогам несколько десятилетий назад, тем, что они ходят по другому дорожному покрытию и в другой обуви. И то, и другое заставляет их двигаться гораздо быстрее, даже стремительнее, чем двигались все предыдущие поколения.

Поэтому они часто не обращают внимания на красивейший лес, который растет вдоль дороги, не догадываются, что в лесу растут ягоды и есть родник, не видят опасностей, не замечают кемпингов, шпарят без виз через границы, не успевают выучить правила движения. Некоторые из них, забывшись, проскакивают нужный пункт назначения. Другие не выдерживают темпа из-за недостатка горючего, и тогда они просто падают на обочине и отказываются двигаться дальше.

И живут в мире двойных стандартов

Современные дети растут в атмосфере бесконечных претензий к ним всех кому не лень. А не лень всем: родителям, учителям, бабушкам у подъезда, тетенькам из Министерства образования, маминым подругам, участковому доктору, тренеру в спортивной школе...

Они всем должны. Хорошо учиться (а то родителям придется платить за высшее образование), хорошо сдать ЕГЭ (а то упадет рейтинг школы), не носить рваные джинсы и не выбривать виски (потому что ужас, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна"), завоевывать медали (потому что тренеру надо отчитаться за медаль, а не за здоровье ребенка).

Современные дети растут в мире, где правда и ложь меняются местами каждую секунду. Если пепси-кола и чипсы вредные, почему их продают в магазинах? Если мы живем в великой стране, почему больных детей не лечат бесплатно? Если американские мультики тупые и их нельзя смотреть, а смотреть можно хорошие советские, почему по телевизору показывают то, что смотреть нельзя, а что можно — не показывают?

Разные люди используют современных детей как средство достижения собственных целей. И защитить, поддержать, направить в нужную сторону, иногда спасти их могут только родители. Если, конечно, родители поймут, что прежние методы воспитания сегодня почти не работают.

Современных детей нельзя бить.

Нельзя унижать их сравнениями и чрезмерной опекой.

Им нельзя внушать, что взрослый всегда прав.

С ними не работают запреты.

Точнее, все это и раньше было нельзя, но сегодня особенно, потому что ресурсов, чтобы справляться с последствиями такого воспитания, у современных детей гораздо меньше, чем у нас с вами.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Как стирать трусы в походе? Современные дети: найди 10 отличий"

Вы не авторизованы.

есть интересные наблюдения, но в целом довольно поверхностно. понятно что все поколения немного разные - но люди глобально не менялись все последние 5-10 тыс лет и вряд ли изменятся. как бы они не общались. и тут другое интересно. например есть такой факт - за последние 30-40 лет очень резко сократилось потребление тинейджерами и молодежью сигарет, алкоголя и наркотиков, и даже сексом они стали заниматься куда позже чем их родители и даже бабушки-дедушки. причем это глобальный тренд - это в европе так, и в сша, и в снг, и даже в большинстве стран азии. дети куда меньше интересуются этим чем их родители в их возрасте. в некоторых странах в разы упало потребление, да и возраст когда они все это пробуют вырос. какзалось бы странно - доступность то всего этого пожалуй что выше, тем более интернет, темный интернет которым они все владеют, соцсети, много информации как что достать и купить - а интерес упал. социологи всего мира ищут ответ и придумывают разные причины. кто говорит что усилилась связь между родителями и детьми, они стали больше общатсья чем раньше, кто что меньше тянет в компании сверстников и на улицы, эффект гаджетов и тд. масса версий. а вы что думаете, почему так? а то какая то картошка - ну к чему все это, так можно сказать что в 19 веке дети в 10 лет работали и в 12 могли пойти на охоту и принести поесть из леса, куда до них детям семидесятых...
2020-05-18, Dmitriy Р
Ну так а в чём проблемы-то? Неужели нельзя научить чистить ту же картошку, разводить костёр и готовить на нём, стирать бельё в озере или речке...? Другое дело, что современные взрослые ничего этого сами не хотят. Ноют о тяжёлой работе, о желании отдохнуть на диване, а не в походе. Кто мешает сделать выбор в пользу общения с ребёнком, а не тупое просматривание тупых сериалов? Кто, в конце-концов, мешает ограничить пользование гаджетами детьми? Не покупать им крутой смартфон, а обойтись простым кнопочным телефоном. Не радоваться, что ребёнок сидит целыми вечерами (а то и сутками) в компьютере, а ограничить время пользования им одним-двумя часами. И выгонять гулять на улицу. Или, как лучший вариант, на выходные и каникулы увозить в сад-огород и совместно ковыряться там. Кто, в конце-концов, мешает корректировать поведение своего ребёнка физически? Почему за неблаговидный проступок, плохую учёбу, лень, хамство и т.д. нельзя выпороть?
P.S. Всё, о чём говорила выше, было проверено и применено на собственных детях.
2020-05-25, Денисенко Ирина
Стописятая констатация факта. Из всего этого я не знаю только, как справится с потоком инфы и как научить эмоциональности (вижу только книги) и общению. Картошку чистить мои умеют,а вот общаться полноценно нет...
2020-05-10, Oazis
Многие факты очевидны. НО с проблема с действиями, чтобы нивелировать.
По мне, точно нужен походный опыт.
И не опека, а партнерские отношения с детьми.
2020-05-11, whirl
Так и есть. Пошла учить ребенка чистить картошку :)
2020-05-10, ПоЛе
Именно так все и есть.
2020-05-10, бим-бом
Поделитесь:

10.05.2020
Обновлено 10.05.2020
Статья дня
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Близкие по теме статьи
Что делать, если вы
Что делать, если вы "упустили ребенка": в 10, в 15 и в 25 лет
Как корректировать взаимоотношения с ребенком в разном возрасте
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Что такое социализация детей и при чем тут школа
4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле
4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле
Как добиться хорошего поведения? Станьте эмоциональным воспитателем
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!