Содержание:

Кто из нас в детстве не собирал коллекции? Красивые камешки, марки, открытки, листья складывались в коробки, шкатулочки и при случае с гордостью демонстрировались знакомым и друзьям. Коллекционирование - не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребенок учится опре-делять, что их объединяет и чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребенка, знакомить с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Оказывается, их можно найти буквально под ногами, нужно лишь внимательно присмотреться.

Что нужно для сбора и оформления коллекций: коробки из-под конфет, прозрачные баночки, упаковочный материал, время для прогулок, желание исследовать окружающий мир и умение видеть необычное в обычном.

К содержанию

Коллекции "летающих" семян

Летом и осенью поищите в лесу, на даче, в парке летающие семена - те, которые переносятся ветром. Они помогут исследовать способы распространения растений. Такие семена легкие, у них есть особые приспособления для переноса ветром. Можно выделить две основные группы этой коллекции. Первая - семена, которые имеют "крылышки" разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь сосна, ель. Вторая - семена с "парашютиками": одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник, белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-и-мачеху, но с более крупными листьями). Ветром разносятся и семена тополя (знаменитый тополиный пух), пушистые семена иван-чая. Есть еще один тип растений с "говорящим" названием "перекати-поле". Их тоненькие веточки часто добавляют в букеты, привозят из южных районов нашей страны. Когда семена таких растений созревают, их стебелек отрывается от корешков. Растение превращается в своеобразный мячик, который ветер перекатывает по полю, высыпая по пути семена.

К содержанию

Коллекции других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав), коллекция "орехов" (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция "ягод" (засушенные ягоды или их косточки - шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), "бобов" (горох, боб, фасоль, мышиный горошек, акация), коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. Обязательно в коллекциях должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть даже малыши. Вариантов коллекций может быть очень много.

К содержанию

Коллекция соцветий

Весной можно собрать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как "сережки" (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия также можно найти под ясенем, кленом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки, пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление коллекций. Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках из-под кофе или конфетных коробках. Для этой цели хорошо подходят банки из-под кофе, какао, майонеза с большими круглыми крышками. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Например, банку с кленовыми семенами будет украшать лист этого дерева. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее для игры: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

Коллекцию семян и плодов можно оформить и в обычных коробках из-под конфет типа "ассорти". В каждую ячейку положите определенный тип семян, предварительно наклеив на дно ячеек небольшие кружочки бумаги с цифрами. Перечень растений, семена которых представлены в коробке, напечатайте или напишите на отдельном листе бумаги, обозначив каждое растение соответствующей цифрой. Прикрепите лист бумаги к внутренней стороне крышки, на внешнюю же можно наклеить или нарисовать на ней сами растения, семена и плоды которых представлены в коллекции.

К содержанию

Коллекция камней

Попробуйте во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищете остатки старинного клада, ведь любой камень для ребенка может стать драгоценным. Можно поискать камни вдоль железных или автомобильных дорог (не забывая о безопасности), по берегам рек, озер, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Если названия камней вам известны, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратную сторону крышки. Если не знаете названий, не беда, главное, чтобы камни существенно отличались друг от друга. Ребенок даже может дать им свои условные "имена" в зависимости от тех или иных особенностей (при этом развиваются его воображение, речь). Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию окатанной морской гальки, привезенной из отпуска. Вполне вероятно, что во время поисков вы найдете не только природные, но и искус-ственные камешки - керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Возможно, у вас сохранился привезенный с моря окатанный непрозрачный кусочек стекла, похожий на камешек. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнивать разные камни. Для игр, экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.

К содержанию

Коллекции ракушек

Коллекции ракушек также могут быть разнообразными. Например:

  • Речные, озерные или прудовые (то есть пресноводные) раковины. Их несложно обнаружить по берегам рек ранней весной, после половодья. Раковины надо тщательно промыть и высушить. В средней полосе чаще всего попадаются прудовики (удлиненные, с острым верхом) , катушки и перловицы. Живых улиток не собирайте!
  • Морские. Коллекции морских ракушек, конечно же, пополняются после отпускных поездок.
  • Наземные. Пустые раковины нужно искать в саду, на лугу, в лесу и даже на огороде. Среди них наиболее известны виноградные улитки (обитающие на юге).

К содержанию

"Морские коллекции"

Со временем у вас может набраться довольно большое количество предметов, привезенных с морских побережий: высушенные морские звезды, панцири крабов, крупные красивые раковины, кораллы и т.п. Для этой коллекции можно выделить отдельную полку, украсив ее заднюю стенку морским пейзажем.

К содержанию

Коллекция сухих листьев

Наверное, не найдется человека, который бы не собирал осенью красивые разноцветные листья. Гербарий из таких экспонатов вполне может пополнить ваши коллекции, особенно если собрать также семена, плоды этих растений. А вот живые листья и растения засушивать не следует - природу нужно беречь!

Не ловите также бабочек, жуков, не нанизывайте их на иголки - место живых существ в лесу и на лугу, там они гораздо привлекательнее и нужнее!

К содержанию

Коллекция коры деревьев (кустарников)

Кора разных деревьев отличается по толщине, размерам трещин, шероховатости, цвету. Желательно, чтобы в коллекциях присутствовали образцы разных пород. При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных деревьев (в лесу, на даче), а не с живых. Прежде всего соберите кору известных деревьев, например дуба (толстая, трещиноватая, темная), березы (у берез разного возраста кора отличается); сосны (разная по толщине, цвету, хорошо выраженный запах) и др. Коллекцию можно дополнить небольшими веточками деревьев и кустарников и корой с лишайниками, мхами, небольшими наростами. Кора - прекрасный объект для работы: дети могут определять ее на ощупь, по запаху.

К содержанию

Коллекции песка, глины, почвы

Как правило, ни дети, ни взрослые не представляют себе, насколько разными бывают песок и глина. Песок, например, различается по размерам зерен (крупные и мелкие, одинаковые по величине и нет), цвету (оттенкам), примесям (глинистый песок). Хорошо видна разница между речным и морским песком. Глина отличается по цвету (примесям), степени водонепроницаемости. Бывая в разных местах, обращайте внимание на то, что у вас под ногами. Хорошо приобрести для коллекции белую (каолиновую) глину, из которой делают посуду. Образцы песка, глины лучше всего поместить в прозрачные емкости-упаковки из-под продуктов.

К содержанию

Коллекция лишайников, мхов

Образцы этой коллекции можно собрать прежде всего со старых поваленных деревьев. Во время отдыха в горах интересно поискать и небольшие камни с лишайниками разного цвета и формы, в таежных лесах на ветках деревьев можно обнаружить свисающие с них "бородатые" лишайники. Для оформления коллекции подойдут конфетные коробки с крупными ячейками, наборы небольших коробочек. Периодически мхи и лишайники надо слегка увлажнять, тогда они сохраняются длительное время.

Коллекции можно рассматривать, сравнивать разные экспонаты, играть с ними, проводить эксперименты. Как именно это делать, мы расскажем в следующей статье.

Наталья Рыжова
доктор педагогических наук
Статья из журнала