Нередко случается, что ребенок хочет заниматься музыкой, играть на скрипке или фортепиано, но все вокруг — и вы тоже — считают, что у него нет музыкального слуха. "Ему медведь на ухо наступил!" Как же поступить? Идти на поводу у ребенка, обрекая его на неудачу в выбранной деятельности (ведь у других детей, приходящих в музыкальную школу, хороший, а то и абсолютный слух)? Или, пока не поздно, убедить сына или дочь попробовать себя в чем-то другом — в спорте или рисовании? А ребенок продолжает упрашивать: "Мама, я хочу играть на пианино!"

В этой ситуации почти однозначно можно сказать: если зовет его к себе звучащий мир, значит, слух хороший. Просто в цепи связей "восприятие — закрепление -воспроизведение" какое-то звено неточно работает. Например, ваш ребенок непоседа, его внимание деятельно перескакивает с предмета на предмет — в восприятии образуются "белые пятна". Или недостаточен слуховой багаж — он слушал в основном музыку из рекламы по ТВ и музыку к мультикам. Слухового представления о большой музыке не сложилось, как и ассоциативного ряда и эмоциональных откликов на нее. Она кажется ему чужой. Взрослые слушатели часто переживают такое же чувство неприятия нового стиля. В истории музыки известны многие факты, когда даже завсегдатаи концертных салонов и залов бурно отвергали новую по стилю музыку. Так было с ранними сочинениями гениального Прокофьева. Некоторые сочинения Шопена, музыка которого сейчас считается гармоничной и виртуозной, имели очень негативную критику в прессе. Его гармонию не понимали и отторгали. У ребенка идет такой же отбор. И только при многократном прослушивании возникает "принятие" звуковых форм и их переживание, закрепление в памяти, узнавание и потребность пережить их еще. Воспроизведение же, которое становится мерилом в определении "годен — негоден" при приеме в музыкальную школу, — и вовсе фактор, зависящий от многих обстоятельств. Самые банальные: дома никто не поет, ребенок замкнутый, плохо идет на музыкальный контакт, проблема музыкальности, одаренности ребенка в семье никого не волнует. И на ребенка ставят клеймо: "А моему медведь на ухо наступил".

Подумайте — а ведь ваш ребенок, еще не родившись, слышит, различает речевые интонации, повышенный тон, волнение, радость, уныние или нотки счастья в голосе мамы. Слышит и музыку — этот богатейший кладезь интонационного смысла и эмоционального опыта человечества. Кодирующая чувственную, интеллектуальную и физическую формы нашего существования музыка дарит человеку мир совсем просто — через слушание. Даже в утробе матери ребенок, слушая, впитывает многое, что недоступно пока его опыту, но доступно чувству. Ребенок, регулярно слушающий хорошую музыку, отличается от сверстников более сложным внутренним миром. Его речь более развита. Его "почему" охватывает более широкий ареал вещей и проблем. Он разумен, способен к сложному речевому общению. Его тексты адекватно эмоционально и интонационно окрашены. Большая радость — общаться с таким малышом!

Никогда не поздно помочь ребенку развить слух, помочь понять музыку, приучить слушать и слышать ее.

Как замечательно, что у японских детей в расписании школьных уроков каждый день стоит урок музыки. Учатся музыке все, независимо от одаренности, материального достатка, желания родителей. Они учатся играть на инструменте и познают язык музыки. Ведь трудно найти лучшее средство воспитания, чем музыка -искусство, с такой эффективностью и с такой интенсивностью изменяющее и совершенствующее психический опыт человека на заре его жизни. Пусть у вашего малыша при поступлении в музыкальную школу что-то не получилось — может быть, подвела интонация, спел не то, определил что-то на слух неверно, с ритмом не все прошло гладко. Не отчаиваетесь, не давайте отчаиваться ребенку! К следующему экзамену можно подготовиться получше, у вас впереди целый год. Если же ребенка не готовы поддержать в музыкальной школе -обратитесь в музыкальные студии при молодежных центрах, при Домах культуры. Там проходят наборы детей в музыкальные группы, и можно найти группу по желаемой специальности. Если не удастся попасть туда, берите частные уроки. Тогда теорию ребенок пройдет с учителем по специальности, а забота о его музыкальном вкусе и кругозоре ляжет на ваши плечи. Подобрать библиотечку для вашего ребенка поможет любой консультант из нотно-музыкального отдела библиотеки или учитель музыкально-теоретических дисциплин музыкальной школы. Вам понадобится фонотека, которую придется пополнять дисками с хорошей классической музыкой. Перечень изучаемых детьми произведений можно найти в тех же учебниках по музыкальной литературе. У вас будет прекрасный повод по вечерам, раскрыв учебник и поставив диск в компьютер или плеер, погрузиться в неизведанное вместе со своим сыном или дочерью.

Надежда Константиновна Пайсон,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Алтайского государственного музыкального колледжа (АлтГМК),
г. Барнаул, Алтайский край